У найденного 6 мая мертвым олигарха Дмитрия Босова несколько наследников. Кому из них достанется состояние и удастся ли воплотить в жизнь амбициозные проекты, разбирался «ФедералПресс».
В причинах смерти одного из влиятельнейших бизнесменов страны предстоит разобраться следствию. Сейчас другой вопрос – кто будет владеть не только огромным состоянием, но и большим количеством предприятий?
Миллиардер Дмитрий Босов занимал 86-ю строчку в рейтинге 200 наиболее обеспеченных бизнесменов России по версии журнала Forbes. Его состояние оценивалось в 1100 млн долларов, в 2019 году он впервые вошел в список богатейших людей России.
Босов – основной владелец группы «Аллтек»; самые крупные активы, которые в нее входят, – угледобывающая компания «Сибантрацит» и газовый проект «Печора СПГ» на базе Коровинского и Кумжинского месторождений в Ненецком автономном округе. Босову принадлежит 50-процентная доля в угледобывающей компании «Востокуголь». Вторая половина до недавнего времени принадлежала гендиректору компании и члену совета директоров «Сибантрацита» Александру Исаеву. 6 апреля Исаев уволен со всех должностей в компаниях – причинами были названы «вопиющие злоупотребления и хищения на вверенных ему участках работ, распространение недостоверной информации о нашей деятельности». Доля Исаева в «Востокугле» уже перешла руководителю финансово-экономического управления группы «Аллтек» Олегу Шемшуку. Общая численность работающих в компаниях Босова – более 15 тысяч человек.
Достоверно пока не известно, было ли у Босова завещание. Если же решение уйти из жизни было спонтанным и он не успел объявить свою волю, то наследование пойдет по закону и состояние разделят между собой жена и дети Босова.
Дмитрий Босов
Экс-жена Босова Анастасия Старовойтова известна тем, что до замужества работала в авиапромышленности, а позже занималась тем, что помогала коллегам мужа и друзьям семьи покупать личные самолеты. В браке он с ней был с 2008 года, у пары четверо общих несовершеннолетних детей. По слухам, в 2006 году Анастасия была гражданкой Украины и понравилась предпринимателю во время одной из вечеринок для олигархов, которые тот устраивал регулярно.
Но есть и сын Босова от первого брака – Артем Босов – 1990 года рождения. Он тоже предприниматель, сфера его интересов – рекламная деятельность (реклама в интернете). После окончания МФТИ продолжил учиться в аспирантуре Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН. Со второго курса Босов параллельно с учебой дистанционно работал аналитиком в «Роснано». В 2010 году он основал и возглавил компанию FreetoPay, которая занимается рекламой и рекламными технологиями в интернете. Сейчас, судя по одной из баз проверки контрагентов, на Артеме Босове числится несколько компаний со сходными названиями и видами деятельности (например, «Плейтуплей»).
Как видим, взрослый сын не принимал никакого участия в управлении главными активами покойного олигарха. Похоже, что они достанутся Катерине Босов, которая еще с 2017 года занимает пост коммерческого директора в АО «Сибантрацит», а также должность члена совета директоров. Это вдова Босова, и ей, к слову, принадлежит половина той самой усадьбы в Усово, где она нашла застрелившегося Босова.
Катерина Евгеньевна Босов до прихода в «Сибантрацит» занимала пост заместителя генерального директора по связям с инвесторами ОАО «Модный Континент» (крупнейший производитель и ретейлер одежды, бренд Incity), создала и развивала направление e-commerce, входила в совет директоров компании. Также была членом совета директоров американского ретейлера GNC в России.
Очевидно, именно Босов как самой «подготовленной» из наследников и придется решать судьбу амбициозных проектов «Сибантрацит» и «Востокуголь» – например, разработки «Востокуглем» Огоджинского угольного месторождения в Амурской области, запуска перевалочного терминала «Порт «Вера» на Дальнем Востоке и строительства двух портов – «Чайка» и «Бухта Север» рядом с поселком Диксон в Красноярском крае. Загрузку двух последних предполагается обеспечить добычей с принадлежащих «Востокуглю» лицензионных участков на Таймыре, где компания рассчитывает к 2024 году добывать до 20 млн тонн угля. Кроме того, год назад Босов обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой предоставить группе «Сибантрацит» приоритетный доступ к БАМу и Транссибу на 25 лет для перевозки 50 млн тонн своих грузов в год. Взамен «Востокуголь» обязался за собственные средства (без привлечения софинансирования) и за пять лет построить второй Северомуйский тоннель.
«Перспективы для освоения Сугодинско-Огоджинского месторождения, несомненно, есть. Это можно объяснить его благоприятным расположением вблизи основных рынков сбыта, высоким качеством углей. То, что пока нет информации о старте на нем добычи, не означает, что она не ведется. Возможно, идет подготовительная работа для полноценной эксплуатации месторождения», – отмечал в комментарии для «ФедералПресс» Дмитрий Баранов, ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент».
Но самый главный актив Босова был нематериальным: огромные связи в бизнесе, в правительстве России, соседство с президентом и спонсорство «Ночной хоккейной лиги» – забавы для тех, кто хочет увидеть Путина в неофициальном кругу общения. Именно огромные лоббистские возможности позволяли бизнесмену из 90-х, связанному в свое время бизнес-сделками с опальным олигархом Борисом Березовским, оставаться на плаву, выстраивать отношения с властью и даже инвестировать в довольно забавные проекты – например, в американскую компанию по выращиванию марихуаны.
53-летний Дмитрий Босов найден мертвым в своей подмосковной резиденции Усово 6 мая. Тело нашли жена и охранник бизнесмена. «ФедералПресс» выражает соболезнования всем родным, близким, коллегам Дмитрия Борисовича.
Фото: sibanthracite.ru