Об этих людях стараются не думать. Если пройдешь мимо нищего, просящего милостыню, то его как будто нет. Сколько граждан, читая эти строки, скажут: «Свою семью бы прокормить, сколько сидят без работы»… Есть и те, кто плодит слухи про «бездомную мафию», как будто это единственный рассадник мафии, сильнее всего угрожающий нашему обществу. По бездомным коронавирус ударил всей своей мощью. Они не могут получить качественного лечения и уж точно не могут находиться в самоизоляции. Просто негде. Проблема, на которую закрывают глаза, никуда не ушла. Наоборот, она стала еще страшнее. С чем столкнулись жители улиц и стоит ли им помогать, выяснял «ФедералПресс».
Без крыши и койко-места
Законопослушные граждане на самоизоляции, а бездомные – где придется. Как рассказала президент международной благотворительной общественной организации «Справедливая помощь Доктора Лизы» Ольга Демичева, таких людей очень много. В одной только Москве, по данным из разных источников, их около 20 тысяч. Хотя точное число не знает никто.
Есть и госструктура, помогающая бездомным, – Центр социальной адаптации (ЦСА) в Люблине, который, как и организация «Справедливая помощь», носит имя Елизаветы Петровны Глинки. И хорошо, если бездомные попали в ЦСА, или в приют «Незнайка», или в социальный хостел, либо в «Теплый прием» к общественному деятелю Илье Кускову. Но большинство остались на улице. Прячутся по вокзалам, подвалам, подземным переходам либо спят, сидя в вагонах электричек. Благотворительная организация обратилась в департамент здравоохранения Москвы за разъяснениями по лечению и соблюдению карантина для бездомных. «Эти люди – далеко не ангелы. Они не пахнут фиалками, сквернословят, многие страдают алкоголизмом. Но они люди. Им необходимо тепло, пища, человеческое участие. Нужна медицинская помощь. Их риск заболеть коронавирусом ничуть не меньше, чем у других людей. Но попробуйте запросить статистику заболеваемости COVID-19 у бездомных. Вряд ли получите ответ. Скорее отписку, – отметила Демичева. – Нас отослали в соцзащиту. Там разводят руками. Ответа нет».
Всегда была проблемной медицинская помощь бездомным: скорая не хочет везти, а больницы не хотят принимать их на лечение. Многим нужна санобработка от педикулеза и чесотки; в общую палату не всех можно положить: другие больные жалуются. «Любой бездомный может заболеть. В экстренных случаях их принимают городские больницы. В плановых ситуациях никто не оказывает медицинскую помощь. Полисов ОМС и прописки у бездомных нет. У многих нет никаких документов. Поэтому плановая госпитализация для них невозможна. Не раз приходилось слышать аргумент: «Даже для нормальных людей мест не хватает!» Комментировать не хочу. Но это иллюстрация отношения общества к бездомным», – рассказала Ольга Демичева.
Когда бездомные заболевают коронавирусом, скорые зачастую отвозят их в стационары. Но, когда состояние улучшается, больных положено выписывать домой на долечивание и карантин. Но дома-то у бездомных нет! Их пытаются отвезти в социальные хостелы, но там большое скопление людей, пока здоровых. Если поместить в общее помещение «ковидного» больного, заразятся все. А отдельных боксов в хостелах нет. Поэтому социальные хостелы отказываются брать этих людей на долечивание.
Кроме того, как сообщила Ольга Демичева, многие бездомные, выписанные из «нековидных» клиник (например, после аппендектомии или инсульта), часто заболевают коронавирусом после выписки. Вероятно, заражаются даже в «чистых» стационарах. В итоге хостелы становятся очагами инфекции. «Но об этом громко не говорят, анализы на коронавирус у жителей хостелов не берут и не отправляют их на КТ, если повышена температура», – добавила эксперт.
Их удобно не замечать
Проблемы бездомных россиян не волнуют. Политтехнолог Аббас Галлямов отметил, что к ним в России относятся практически как в Индии – к неприкасаемым. «Никаких политических очков, заботясь о бездомных, заработать нельзя, вот о них никто и не заботится», – добавил Галлямов.
Первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает, что помощь в любом цивилизованном государстве должна быть оказана больным, слабым, бездомным, людям и животным в том числе.
По мнению основателя центра социального проектирования «Платформа» Алексея Фирсова, государство должно помнить о своей функции – реализовывать ценность общественного блага, включая наименее защищенные слои. «Текущие ограничения существенно усугубили положение бездомных: исчезли возможности временных подработок, а часть людей оказалась на улице, так как не смогла оплачивать жилье. Например, мигранты, которым не удалось уехать домой», – отметил социолог.
Характерно, что эта проблема была вытеснена из общественного пространства. «Мы видим здесь форму управленческого паралича: нет инструмента помощи. Хотя потенциально решения возможны. Как удалось решить проблему площадей для лечебниц, арендовав дополнительные помещения у торговых или выставочных центров, можно искать варианты и для менее «престижных» направлений», – считает Фирсов.
По словам политолога Александра Пожалова, для государства и большей части общества вопрос помощи бездомным в нынешней ситуации может оказаться на последних местах. Спецпомощь им на фоне споров о недостаточной помощи другим социальным группам может вызвать неоднозначную общественную реакцию. «Мы видим, что, несмотря на общественную дискуссию, власть пока не приняла специальных мер для другой группы риска – заключенных и находящихся в СИЗО», – отметил Пожалов.
Член Российской ассоциации политических консультантов Алексей Федоров считает, что «бездомные – люди свободы, но сейчас им нужна поддержка».
По мнению депутата совета депутатов Лефортово (Москва) Александры Андреевой, эпидемия наконец-то «ткнула» государство и всех нас в то, что бездомность сама не рассосется и надо ее решать, но «не за счет ухудшения условий жизни местных жителей».
Непростое и нужное решение
К решению проблемы надо подходить с двух сторон, по мнению депутата Госдумы Вячеслава Лысакова. «Какая-то часть помощи должна быть государственной, какая-то – помощь общества в виде пожертвований. Желание помогать другим должно быть на рефлекторном уровне. Для этого необходимы традиции и поддержка госаппарата», – полагает депутат.
Политконсультант Алексей Федоров заметил, что просто кормить бездомных – это еще не выход. «В сложившейся ситуации можно выстроить систему обсерваторов для бездомных, где за время изоляции провести комплекс мер по адаптации, привести в порядок документы, контакты, помочь вернуться к нормальной жизни», – рассказал эксперт.
Как считает депутат Александра Андреева, нужно предотвращать обездомливание людей. Для этого эксперт предлагает усилить запрет на отчуждение единственного жилья, в том числе добровольно. «Это предотвратит продажу квартир пьяницами и психически больными людьми мошенникам, а также ситуации, когда подлые дети уговаривают пожилых родителей продать квартиру, а деньги забирают», – заметила Андреева.
По ее словам, также нужны временные приюты, но в 5 км и более от жилых домов, чтобы исключить превращение подъездов и дворов в места ночлежек и общественных туалетов. «Есть еще одна идея. В России огромное количество брошенных домов и квартир. Хорошо бы каким-то образом передавать такое жилье в маленьких населенных пунктах бездомным. Но тут важно продумать детали и помнить, что многие бездомные утратили способность жить в социуме. Таких людей надо каким-то образом изолировать от общества, чтобы они не портили жизнь добросовестным горожанам», – считает Андреева.
Политолог Александр Пожалов полагает, что власть должна поощрять социальные НКО, которые занимаются помощью бездомным. Кроме того, раз в Москве переходят к массовому бесплатному тестированию на коронавирус, то «городские власти могли бы заняться опережающим тестированием таких людей из группы риска, раздачей им бесплатных масок, чтобы минимизировать опасность распространения вируса от них».
По словам политолога Даниила Рубиновича, государство просто обязано вмешаться в эту ситуацию. Если разворачиваются обсерваторы (которые в ряде регионов наполовину пустуют), то почему нельзя создать общежития? Эксперт предложил полевые кухни и раздачу сухпайков. «Не надо думать, что там сплошь алкоголики и наркоманы. Их можно привлечь к работе, той же уборке подъездов. Кризис – время возможностей для всех. Так дайте людям шанс вернуться к нормальной жизни», – считает эксперт.
Как отметил политик Вячеслав Макаров, оптимальное решение в данном случае– выделить для бездомных одну из развернутых площадок. «Например, в «Крокусе», на которую потрачено более миллиарда рублей. Провести все необходимые анализы, накормить и дать хотя бы временно крышу над головой. Думаю, господин Агаларов как представитель социально ответственного бизнеса с радостью на это согласится», – заявил Макаров.
На период эпидемии, по примеру европейских стран, нужны медикализированные хостелы для бездомных людей, отмечает глава «Справедливой помощи Доктора Лизы» Ольга Демичева. Там должно быть и отделение интенсивной терапии с кислородом и ИВЛ, а также обсервационное отделение с боксами для тех, кто находится на долечивании или болеет легко. Это снизит риск распространения инфекции и будет реальным проявлением заботы о людях. «Несколько дней назад я обратилась в Совет по правам человека с просьбой помочь решить проблемы бездомных людей, возникшие во время эпидемии. Сегодня от председателя СПЧ в правительство ушло письмо, где освещены вопросы бездомности в период эпидемии. Очень надеюсь, что отклик будет», – отметила Демичева.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
Пандемия коронавируса