Top.Mail.Ru
Экономика
Кировская область
0

«Как было – уже не будет». Вятские политики и бизнесмены о первой рабочей неделе после карантина

Киров
По словам экспертов, бизнесу придется удешевлять производство, снижать себестоимость товаров и услуг

Вторую неделю страна работает после завершения вынужденных выходных. Правда, ситуация у каждого предприятия и жителя разная: кто-то до сих пор не может приступить к работе, а кто-то и не прекращал деятельность. В Кировской области многим предприятиям разрешили работу, но из дома не рекомендуют выходить без средств защиты. «ФедералПресс» поговорил с кировскими политиками и бизнесменами об итогах нерабочих дней, масочном режиме и прогнозах на будущее.

Иллюзионная история

В Кировской области, несмотря на формальное завершение нерабочих дней, продолжает действовать режим повышенной готовности. Кроме системообразующих предприятий, в регионе открыли МФЦ, работают стройки, нотариат, можно получить услуги риелторов и страховщиков. С 12 мая открылись некоторые непродовольственные магазины с отдельным входом, открытые рынки. Жителям при соблюдении социальной дистанции разрешаются прогулки, занятия свежим воздухом. При снижении заболеваемости с 19 по 26 мая может быть возобновлена торговля в больших непродовольственных магазинах (до 800 кв.м.), работа отдельных образовательных организаций. С 21 мая работу начнут салоны красоты, парикмахерские, фитнес-центры.

Экс-депутат Кировской городской думы, директор ГК «СВЕТ&LIGHT» Алексей Кузьмин отмечает, что после начала рабочих дней у представителей малого и среднего бизнеса «нет в глазах радужных красок и наивных надежд, что российская экономика моментально восстановится, и будет двигаться галопом вперед».

«Масштабные последствия последних событий, резкое падение уровня доходов населения, эмоциональные риски неопределенности и страха за будущее своих семей, изменчивость курса валют, снижение уровня государственных и муниципальных расходов из-за нефтяной бюджетной зависимости – все эти и другие факторы будут приводить к стабильной рецессии экономики», – говорит Кузьмин.

Кузьмин отмечает, что бизнесу придется подстраиваться под новые реалии, удешевлять производство, снижать себестоимость товаров и услуг, возможно, искать новые ниши и каналы сбыта.

«Что касается мер поддержки государством субъектов малого предпринимательства, то кроме как «политической показухой» я эти меры назвать не могу. Они настолько незначительны, и настолько забюрократизированы, что большинство бизнесменов просто не хочет за ними обращаться, надеясь, как обычно, только на себя», – заключает предприниматель.

8cb2f8f9c89bb9ea1273efafe48cdca7.jpg

Экс-депутат законодательного собрания Кировской области, глава компании «Вятка-уголь» Дмитрий Русских говорит, что оценивать масштабы трагедии пока рано.

«Вроде какие-то послабления есть, но некоторые предприятия сферы услуг до сих пор не работают. Заведения общепита в регионе начинают закрываться. Что касается карантинных мер, важно, чтобы лекарство не было страшнее болезни. Мне кажется, что с лекарством мы тут перемудрили, – отмечает Русских. – Сейчас оценить масштаб случившегося очень сложно. Думаю, подводить итоги мы сможем только в августе-сентябре, ведь коронавирус имеет замедленный эффект. Сегодня некоторые живут надеждами, что завтра им разрешат открыться, все восстановится и будет по-старому. Но это иллюзионная история. Как было – уже не будет. Ничего быстро не восстановится. И не факт, что после открытия нам будет лучше, чем в закрытом состоянии».

«Расходы никуда не денутся, придет налоговая, но никто не спросит, с чего это все платить, – продолжает Русских. – Потребительский спрос и те потоки, что были до кризиса, за лето однозначно не восстановятся. В лучшем случае это произойдет к концу года. Доходы населения упадут еще сильнее, покупательская способность будет низкой, поэтому бизнес нигде и никак не заработает, за исключением редких направлений».

По словам Русских, среди его знакомых предпринимателей почти никто не получил от государства поддержку, хотя некоторые пытались. Для ее получения нужно выполнить слишком большое число требований. Русских говорит, что не понимает, почему парикмахерским долгое время не давали работать, а открытые рынки и большие предприятия, где на проходной встречаются сотни людей, были открыты. И это в ситуации, когда введенный в регионе масочный режим почти никто не соблюдает.

«Я в общественных местах надеваю маску, протираю руки антисептиком, не хожу в места скопления людей. Но я не могу себе позволить вообще ничего не делать, а только следить за соблюдением карантина. Я надеваю маску, чтобы не заразить других людей, особенно старшее поколение. Но в Кирове не более 10-15 % населения носят маски. Поэтому эффективность мер самоизоляции в городе довольно низкая», – добавляет бизнесмен.

«Людям надо потерпеть»

О больших экономических потерях региона и выросшей безработице говорит депутат Законодательного собрания области Сергей Мамаев. По его словам, некоторые отрасли, например, предприятия сферы красоты, могли бы раньше возобновить работу.

«Почему бы не открывать? Они бастовали и мы их поддерживаем. Регион несет большие потери в экономическом плане, увеличилась безработица. Но выходить из карантинных мер нужно постепенно, чтобы снова не разнести заразу, нужно сохранять масочный режим, выполнять рекомендации, которые дает Роспотребнадзор», – отмечает депутат.

По словам Мамаева, для жителей страны и региона было бы целесообразно установить ряд существенных льгот, например, по выплате ипотеки и оплате услуг ЖКХ.

«Масочный режим нужен, но не думаю, что он должен продолжаться длительное время. С учетом температурных изменений он в скором времени будет отменен. Людям надо потерпеть немного», – заключает депутат.

ef6485472479f2089b2fdbea6e5a68e4.jpeg

Депутат Кировской городской думы, предприниматель Владимир Журавлев отмечает, что бизнесмены с воодушевлением восприняли новости о выходе из карантина.

«Но я уверен, что закончить карантин нам можно было раньше, – поясняет Журавлев. – Есть регионы, где ситуация с динамикой распространения коронавируса в разы хуже, чем в Кировской области, но они уже многое открыли. В Кемерово с 15 апреля разрешили работать парикмахерским и салонам с соблюдением всех мер. У нас руководству не хватило политической смелости, чтобы принять такие решения».

«Потери [от коронавируса] очень большие, – продолжает Журавлев. – Я знаю уже примерно, сколько потеряет бюджет города, бюджет области. Нам не хватает денег на самые необходимые вещи, а мы теперь себе еще по дырке пришили. Это несоизмеримо с рисками, которые несла болезнь. Подводить итоги будем к сентябрю, но потери огромные. Как будем восполнять – пока не знаю».

Журавлев заявил, что не видит смысла от введения в регионе масочного режима, так как вирус проникает через все слизистые, а глаза остаются открытыми: «Почему я смеюсь над масками? Если хотим защититься от вируса, нужны пластиковые маски на все лицо, как у врачей. А это какое-то шоу, показуха. Не вижу в этом никакого смысла».

Фото: администрация города Кирова,ФедералПресс /Евгений Поторочин,Полина Зиновьева

Сюжет по этой теме
7 сентября 2021, 16:55

Пандемия коронавируса

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.