Ускорившаяся цифровизация учебного процесса, очевидно, затянется. Сенаторы вносят законопроект о донастройке дистанционного образования. Сейчас Минпросвещения решает, как будет развиваться онлайн-школа. С одной стороны, специалисты явно скучают по привычному формату «учитель – ученик», глаза в глаза. С другой – выяснилось, что полностью отказываться от онлайн-формата никто не собирается. Каково будущее учебы на удаленке и что советуют эксперты, выяснял «ФедералПресс».
В помощь живому общению
В Госдуму внесен законопроект о донастройке дистанционного образования. Он устанавливает порядок применения электронного обучения. Авторами закинициативы стали зампредседателя Совета Федерации Ильяс Умаханов, председатель комитета по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, а также первые заместители председателя комитета Дмитрий Василенко и Григорий Карасин.
По словам Лилии Гумеровой, заменять живое общение учителей с учениками никто не собирается. Речь идет о донастройке в нестандартных условиях, таких, как сегодня, когда «не все регионы, школы и вузы оказались готовы к повсеместному переходу на дистанционное образование». «Мы разработали необходимые законодательные поправки для случаев, когда дистанционное обучение – единственная возможность обеспечить непрерывность образования в условиях введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», – отметила Гумерова.
В частности, необходимо устранить ряд законодательных пробелов, уточнить полномочия Минпросвещения и Минобрнауки России по координации дистанционных технологий. Потребуется корректировка подзаконных актов, которые определят обязанности педагогов, а также перечень онлайн-предметов и домашних заданий, продолжительность уроков, перечня преподаваемых в таком формате предметов, выполнения домашних заданий, продолжительность урока и проведение итоговой аттестации.
Депутат Мосгордумы, доктор педагогических наук, профессор Любовь Никитина считает, что, если говорят о «донастройке», значит, есть что «донастраивать». «Это спорный постулат. Опыт обучения большого количества учащихся разных возрастов в «режиме повышенной готовности» показал полную неготовность педагогического состава к такого рода формату обучения», – заявила Никитина.
По словам эксперта, винить здесь некого, так как этот режим свалился на педагогические головы внезапно и пришлось на ходу настраиваться, перестраиваться и овладевать умениями, которых у большинства педагогов просто не было. И не исключается, что в будущем такие ситуации могут возникнуть вновь. «Мы начали осознавать, что на наших глазах монтируется новая реальность, в которой вирусы и прочие напасти неизученного свойства будут сваливаться на человечество волнами, одна страшнее другой. Пока не придет девятый вал и не поглотит всех. Надеюсь, к этому времени у человечества будут средства спасения», – отметила Любовь Никитина.
Дистанционке нужна легализация
Один из главных вопросов – как «легализовать» дистанционное обучение. По существующему закону школа не может зачесть онлайн-курс, полученный в иной организации, а для получения аттестата обязательно прикрепление к школе по месту пребывания.
При этом число занятых детей, которые переходят на домашнее обучение либо в частные школы (в том числе не имеющие лицензии), в России постоянно растет. Но учащиеся остаются прикреплены к конкретной школе. Как пояснил «ФедералПресс» директор Центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования РАНХиГС Борис Илюхин, однако госэкзамены дети сдают в обычных (муниципальных) школах, там же получают аттестаты.
Эксперт отмечает, что последние месяцы показали крайнюю востребованность качественного дистанционного образования для школьников. «В обществе почти не осталось равнодушных к этому людей. Да, наглядно проявилась масса проблем, но нельзя не отметить, что очень много детей получили дополнительные возможности», – отметил эксперт.
Сегодня дистанционное образование применимо для решения разных задач: обучения детей с особыми потребностями, образования детей в удаленных школах, где нет учителей, занятий для приболевших детей (на карантине), для подготовки одаренных детей к участию в олимпиадах. «И продукт для решения одной задачи совсем не подходит для решения другой», – считает эксперт.
Борис Илюхин назвал главной особенностью дистанта то, что он полезен детям с мотивацией на получение образования. «В онлайн они могут получить интереснейшее содержание, а зачастую и консультации высококлассных профессионалов, то есть то, что в повседневной жизни иногда попросту невозможно. Например, моя дочь-восьмиклассница с удовольствием сейчас проходит курс по биологии одной из компаний, которая сделала часть своих ресурсов бесплатными в период пандемии», – рассказал собеседник «ФедералПресс».
Учиться на чем будем?
Нельзя сказать, что государство не думает о том, как всех детей обеспечить нужной техникой для онлайн-обучения. Десять регионов страны (Владимирская, Калужская, Ленинградская, Московская, Тюменская области, Чувашия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Москва и Севастополь) отчитались, что их дети технически полностью оснащены.
Кроме того, благодаря проекту Минпросвещения и «Единой России» «Помоги учиться дома» школьникам и педагогам передано свыше 234 тысяч компьютеров и планшетов. Из них почти 82 тысячи – детям из многодетных и малообеспеченных семей.
Однако об этом проекте, видимо, не знали в Сочи, где 400 детей еще в середине апреля получали домашние задания в бумажном виде через обычные почтовые ящики. Дежурные учителя собирали информацию на электронных носителях, затем распечатывали и разносили по почтовым ящикам своих учеников. Потом так же собирали домашние задания, сообщает «Интерфакс».
Депутат Мосгордумы Любовь Никитина считает, что важнейшей задачей «донастройки» образования является обеспечение всех учащихся электронными средствами обучения за счет государства. Учителя же должны получать такие средства наряду с реактивами, наглядными пособиями, электронными указками, досками и прочими важными для педагогов вещами. Нужно буквально в авральном режиме разработать адаптированные к новым условиям учебные, вспомогательные, методические и контрольно-измерительные материалы «по всем учебным программам – от дошкольных до вузовских». «Также нужно усиленно оснастить, создать и опытно применить новые квалиметрические, или оценочные, нормативы как для учеников, так и для преподавателей и руководителей. Неизбежно встанет вопрос оплаты труда, измерения качества знаний, оценки уровня руководства и управления образовательными системами в новых условиях», – считает профессор.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский