Пандемия подкосила несколько десятков отраслей. В числе пострадавших оказался и крупноформатный ритейл. Из-за падения спроса и отсутствия широкого перечня льгот некоторые даже начали предрекать скорый снос крупным ТЦ. Отмечается, что за время пандемии россияне просто отучатся ходить в торговые центры: продукты проще покупать у дома, а одежду – через Интернет. «ФедералПресс» обсудил будущее ТЦ с экспертами.
«Падение спроса»
Обеспокоенность экспертов судьбой ТЦ после пандемии вполне понятна. Обслуживать такие помещения дорого, обеспечить безопасность посетителей – сложно. Кроме того, россияне боятся ходить в места, где есть большое скопление людей, а у тех, кто не страшится коронавируса, зачастую нет денег, чтобы приобрести что-то, кроме еды и хозтоваров.
Есть проблемы и с наполнением – часть магазинов, которые снимают площади, закроется, а найти новых арендаторов в кризис не так просто. К тому же ни для кого не секрет, что около половины трафика ТЦ дают кинотеатры, игровые комнаты, кафе и фудкорты – все это закрыто. О возобновлении работы индустрии развлечений и общепита в некоторых регионах не идет даже речи. Все это, говорят эксперты, в итоге может привести к тому, что большинство ТЦ потеряют актуальность и будут постепенно снесены за ненадобностью – им на смену придут небольшие магазины у дома.
Заведующая кафедрой коммерции и торгового дела университета «Синергия» Галина Чернухина считает маловероятным, что крупный формат непродовольственной розницы возродится. Причина проста – у населения нет денег.
«Спрос в ближайшее время в формат ТЦ не вернется, «новый» покупатель не будет весьма похудевший кошелек растрачивать на дополнительные приобретения, как это было ранее в процветающем потребительском обществе. До кризиса насчитывалось около 7 тысяч торговых центров в России. Сегодня же, несмотря на открытие торговых центров, закрыты магазины – арендаторы. А это малый бизнес. Предпринимательский мир до сих пор не почувствовал облегчения. Основная боль – падение спроса», – говорит эксперт.
Вторая немаловажная проблема, говорит Чернухина, аренда, которая и раньше съедала львиную часть дохода арендатора. Сейчас же эта статья расходов для бизнеса оказалась «смертельной».
«ТЦ на уступки не идут. У ТЦ есть свои обязательства, арендные платежи, из которых строятся денежные потоки, кредитные и заемные средства, никто не отменял график погашения кредитов, – отмечает эксперт. – И понятно, ТЦ не могут перестать их платить, так как и им банки в свою очередь не рефинансируют кредиты. Есть ли выход? Вмешательство государства, облегчение предпринимательской свободы и послабление арендных ставок, возможно, налоговые каникулы».
Владелец компании «Цветочный ряд» Иван Утенков тоже считает, что многие ТЦ после открытия будут пустовать, и дело не только в закрытых магазинах.
«Надо понимать, что редкие торговые центры привлекают людей именно своими магазинами. То есть 60% трафика в основном составляют кинотеатры и фудкорты, поэтому их располагают на верхних этажах, чтобы вы прошли через все магазины. Непонятно, как будут работать фудкорты в плане режима самоизоляции и расстановки столиков, и будут ли работать вообще. Про кинотеатры мы пока вообще не говорим», – говорит Утенков.
По словам Утенкова, и ТЦ, и магазины оказались в непростом положении прежде всего потому, что они не знают, как будет развиваться ситуация.
«Платить арендаторы за закрытые магазины не могут, это просто невозможно. У меня порядка 90 магазинов, а это 50 млн арендного месяца, в итоге компания закрыта и тысячи людей на улице, – сетует Утенков. – При открытии ТЦ будут учитывать все, исходя из своих арендаторов: будет ли первое сентября или нет, пойдут ли дети в школы, соответственно, будут ли продавать цветы, канцтовары и детскую одежду, которые занимают много площадей».
«Начнут ли сносить торговые центры – большой вопрос, потому что затраты колоссальные, а переоборудовать их получится не везде. Содержать их пустыми очень дорого», – считает предприниматель. По мнению предпринмателя, в плюсе будут только интернет-маггазины. Например Kerry интернет магазинсемейной одежды проказал рекордную прибыль в приод пандемии.
В силу привычки
Старший руководитель проектов ГК SRG Константин Гнездилов считает, что после пандемии люди по привычке будут посещать крупноформатные ТЦ. Однако кризис и пандемия дадут толчок иным форматам, в том числе малоформатной торговле, а также еще большему уходу потребителя в онлайн.
«Пандемия, конечно же, выступит некоторым катализатором изменений, но перестройка привычек покупателей происходит медленно, и здесь все решают технологии. Потребность в таком формате снижалась и до пандемии, онлайн-торговля год за годом вытесняет офлайн», – констатирует Гнездилов.
По словам Гнездилова, первые кандидаты на выбывание – морально устаревшие ТЦ, требующие реконструкции, построенные в начале-середине 2000-х.
«Многие из них уже до периода самоизоляции населения не отвечали ни запросам покупателей, ни условиям арендаторов. Перезапуск таких объектов без сноса и нового строительства маловероятен. Выбор, что построить на освободившихся территориях, будет зависеть от конкретного местоположения», – предполагает эксперт.
Вице-президент QBF Владимир Масленников отмечает, что москвичи после отступления эпидемии наверняка гораздо охотнее направятся в ТЦ, чем решат снова делать покупки онлайн или же пойдут в небольшие, зачастую малознакомые для них магазинчики.
«С приходом пандемии образ жизни горожан изменился, но все же не столь радикально, как кажется на первый взгляд, – говорит эксперт. – Злую шутку с ТЦ способно сыграть общественное мнение. Сейчас люди крайне обеспокоены за свою безопасность, поэтому если в СМИ будет обсуждаться связь распространения COVID-19 и крупных торговых площадок, многие предпочтут отказаться от шопинга в ТЦ. Трудно представить возвращение торговли в здания, которые были переоборудованы в инфекционные больницы, например, АТЦ Москва и Экспоцентр. Горожане будут опасаться мест, где в период пандемии были развернуты ковид-госпитали».
Не исключено, говорит Масленников, что вышеназванные здания будут снесены, а земля передана под застройку. Аналогичная судьба настигнет и другие торговые центры, если их признают нерентабельными после окончания пандемии.
«Получается, от сноса московских торговых центров существенную прибыль могут получить конкретные строительные компании – речь идет в первую очередь о крупнейших московских застройщиках», – заключает эксперт.
Глава архитектурного бюро IQ Эрик Валеев считает, что пандемия не изменит ритейл коренным образом, но в ТЦ будут ужесточены стандарты уборки, очистки и рециркуляции воздуха, организации перемещений посетителей по объекту. Кроме того, хорошим тоном станет повсеместное использование сушилок, дозаторов для мыла, смесителей и выключателей, реагирующих на движение и звуковые команды.
«Если использование масок и перчаток является временной мерой, то корректировка режима работы ТЦ для выделения большего времени на клининг может стать стандартной практикой. Важное значение приобретет стимуляция покупателей к использованию сервисов самообслуживания. В их числе – автоматизированные мобильные и стационарные системы сканирования, оплаты и упаковки товаров», – говорит Валеев.
«Многие торговые сети осознали, что арендуют слишком много физических площадей и от части из них можно отказаться, – продолжает эксперт. – В условиях кризиса ритейлеры могут закрыть определенный процент своих магазинов. Все это может повлечь за собой снижение интереса потребителей к их посещению. Владельцам объектов придется изобретать новые схемы распределения площадей, увеличивать количество общественных и развлекательных компонентов».
Фото:ФедералПресс / Евгений Поторочин,Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса