В числе наиболее пострадавших от коронавируса часто называют общепит, туризм, предприятия торговли, но есть немало других важных отраслей, которые тоже подкосила пандемия. Предприятия ЖКХ в кризис потеряли от 10 до 40–50 % выручки. Дело в том, что многие россияне просто перестали платить за коммуналку, – временные послабления в законе им это позволяют. С должников до конца года нельзя взыскивать пени и отключать от ресурсов. К чему это приведет, разбирался «ФедералПресс».
Можно не платить?
С началом пандемии почти две трети россиян столкнулись со снижением доходов. Кто-то не получил зарплату за вынужденные выходные, другие потеряли премии, третьи вообще лишились работы. Так или иначе, доходы некоторых семей снизились до критического уровня – некоторым стало нечем платить за ЖКУ. Первыми пошли навстречу жителям регионы – в конце марта Москва, Московская, Ростовская, Кировская, Пензенская, Магаданская области решили приостановить сборы за капремонт на три месяца. Отсрочка уплаты взносов на три месяца была введена в Бурятии.
Затем и федеральные власти фактически дали разрешение не платить за ЖКУ. В начале апреля премьер Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому были приостановлены начисления пени при неоплате коммунальных услуг. Изначально предполагалось, что запрет будет действовать до конца года, но он может быть сокращен – на днях Минэнерго попросило отменить мораторий на начисление пеней за услуги ЖКХ из-за резкого падения сборов.
Отметим, что коммунальщики с самого начала были не в восторге от такого решения властей – они предупреждали, что количество долгов существенно вырастет. Так и произошло. По данным Минэнерго, в апреле уровень собираемости платежей за электроэнергию снизился на 7 %, за тепло – на 12 %, задолженность выросла на 11 млрд и 16 млрд рублей соответственно. Причем платить перестали не только граждане, но и предприятия, среди которых есть бюджетные организации, – на днях президент даже призвал коллег повысить их платежную дисциплину.
«Оплата жилищно-коммунальных услуг снизилась по объективным причинам: потеря работы, банкротство малого и среднего предпринимательства, – говорит замдиректора центра управления ЖКХ ИОМ РАНХиГС Евгений Блех. – Некоторую роль сыграла отмена штрафов за просрочку платежей, что в ряде случаев было воспринято как возможность не платить».
Последствия неплатежей
Но главная забота властей и коммунальщиков сейчас – не сами неплатежи, а их последствия, которые не понравятся никому. Первыми тревогу забили мусорные операторы – они еще в начале апреля начала говорить об угрозе мусорных коллапсов и своем вероятном банкротстве. Собираемость платежей граждан за услугу и до кризиса составляла около 80 %, а за апрель упала еще на 16,7 %. При этом объем отходов в многоквартирных и частных домах увеличился на 20 %.
В разных регионах ситуация может отличаться, на практически везде наблюдается существенный рост долгов за услугу. Например, в Кировской области собираемость падала и до начала пандемии: с декабря прошлого года по март нынешнего года она снизилась на 40 % и во время пандемии продолжила падать. При этом, отмечали в «Куприте», который является региональным оператором области, количество мусора серьезно выросло. Во время пандемии кировчане занялись ремонтом, разбирали вещи на балконах, а бизнесмены, которые продолжали работу, несмотря на официальное закрытие, несли мусор в придомовые баки.
«По сравнению с периодом до начала пандемии уровень собираемости платы от жителей снизился на 10 %. Ситуация будет лишь ухудшаться пропорционально финансовому состоянию жителей», – говорят в компании.
Не лучше дела и с отоплением. «Известия» сообщают, что на подготовку к зиме предприятиям ЖКХ не хватает более 70 млрд рублей. В результате каждый десятый дом в стране рискует оказаться не полностью подготовленным к новому отопительному сезону. Это значит, что коммунальных аварий и отключений тепла среди зимы не избежать. В «Т Плюс», которая обеспечивает отоплением и электричеством целый ряд регионов, отмечают, что собираемость платежей упала в апреле в среднем по компании на 20 %. Все это в итоге грозит коммунальными авариями и прорывами теплотрасс.
Отмена пеней за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг сильно ударила и по управляющим компаниям. В апреле, по данным НП «ЖКХ Контроль», собираемость платежей упала на 30–40 %. При этом УК нагрузили дополнительным функционалом в виде дезинфекции подъездов и лифтов, возросли траты на обеспечение сотрудников масками и перчатками – а за два месяца с начала пандемии это вполне серьезные суммы, которые исчисляются миллионами.
Представители ЖКХ предлагают включить отрасль в перечень наиболее пострадавших, усовершенствовать адресную поддержку населения, ввести налоговые послабления, но каких-то конкретных мер на федеральном уровне пока не принято. О поддержке коммунальщиков заявляют лишь региональные власти, но у них не всегда есть деньги, чтобы поддержать отрасль. Правда, эксперты считают, что ситуация вскоре начнет улучшаться.
«По мере выхода из карантина и восстановления экономики ситуация с оплатой ЖКУ должна выправиться, – считает Евгений Блех. – Неплатежи за ЖКУ продержатся до конца года, но выхода на докризисный уровень собираемости платежей можно ожидать не раньше второй половины 2021 года».
«В ситуации, пока длится пандемия, не стоит искать виноватых, – заключает эксперт. – Надо оказать адресную поддержку населению и субъектам малого и среднего бизнеса. Но МСП должны сделать правильные выводы, что предпринимательство – зона рисков, к которым надо быть всегда готовым, создавать резервы и так далее. Ходить с протянутой рукой и уповать на государство – тупиковый путь».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева