Эксперты прогнозируют возможные кадровые решения на федеральном и региональном уровнях после окончания пандемии коронавируса. Речь идет, конечно, о тех губернаторах, кто не справился. Насколько это может быть правдой и чьи головы в итоге полетят? Об этом и многом другом читайте и смотрите интервью «ФедералПресс» с руководителем Центра развития региональной политики Ильей Гращенковым.
Илья Александрович, каких кадровых решений можно ждать после завершения пандемии коронавируса? Федеральных и региональных.
— Ряд проблем есть, и кто-то должен понести за них политическую ответственность. У народа накопилось раздражение к власти, и снимать его можно одним способом – найти каких-то бояр, которых традиционно кидают в толпу. Ответственность ложится на глав региональных минздравов и их профильных замов. Что касается отставок губернаторов, теперь это не так очевидно, как казалось еще месяц назад. Региональная политика будет серьезно оживать. Власть ждут испытания уже осенью, а следующий год будет сложный. Губернаторов надо как можно больше переизбрать. А под сокращения попадут главы регионов, срок полномочий которых истекает в 2021, 2022 годах. Региональная повестка встала. Даже тех, чей срок полномочий в этом году кончается, не меняет.
Это говорит о том, что пострадать может правительство. Возможно, вектор поменялся в сторону федерального, но это не очевидно. Ситуация стремительно меняется, задач много. Надо поддерживать и бизнес, и рейтинг президента, и голосование за поправки в Конституцию.
В сентябре 2020 года у кого из губернаторов есть шанс не переизбраться и почему?
— Нет проблем точно у главы Татарстана Рустама Минниханова. Есть пара регионов, где тоже не будет серьезных губернаторских потерь. Это Калужская область, где наследство Артамонова сформировало лояльное отношение. Хотя там накопился определенный кризис, связанный с невывозом мусора. Теперь Калуга тоже под вопросом. В Брянской области у Богомаза, судя по социологии, неплохие показатели, как и у «Единой России». Еще докризисные. Есть основания полагать, что там будет все неплохо.
Все остальные под вопросом. Например, в Иркутской области на выборы собирается идти достаточно рейтинговый Левченко. И люди в кризис ищут социально ориентированных политиков. В Еврейской автономной области могут быть проблемы, они смотрят на Хабаровский край. ЛДПР в ЕАО тоже может неплохо сыграть.
В принципе, если перечислять регионы, есть усталость от губернатора Смоленской области, как и Костромской. Довольно проблемной может быть кампания в Чувашии в связи с новым появлением Игнатьева, что может вызвать противостояние элит.
В целом из 18 регионов впятнадцати довольно сложные кампании. Местные элиты начнут свой ренессанс. До этого вертикаль власти их финансово придавливала. Теперь из центра не поступает очевидных сигналов, люди начинают волноваться, это чревато социальными протестами, и вектор перехватывают местные элиты.
Повторение сезона, когда в трех регионах победила оппозиция, возможно. И где выстрелит, мы поймем уже на первых этапах избирательной кампании.
Могут ли быть увольнения губернаторов после 31 мая?
— Я бы выделил три группы, где возможны увольнения вне выборов. Первая – это регионы, где власть хотела поменять губернаторов, но для этого нет времени и ресурсов. Это Хабаровский край, Владимирская область и Хакасия. Но в связи с этим, если будет пересмотр баланса сил, возможна ротация. Орловский губернатор Клычков может оказаться разменной монетой на Ульяновскую область. И так далее.
Вторая группа риска – это та, где губернаторы пожилые либо их рейтинг серьезно просел. К ним можно отнести Мордовию, где довольно возрастной губернатор Волков, а рейтинг власти серьезно просел за последние годы. По большому счету территорий для вневременных ротаций, возможно, пять-шесть. Их немного.
Есть третья группа, куда входят губернаторы, которые не потянули. В последнее время было много экспериментов. Коронакризис обнажил, что не все губернаторы вписались в эту вертикаль. Времена другие, требуются меры, когда губернаторы могут не только продвигать федеральные решения, но и принимать их.
Возможно, будут политические решения. Сейчас могут полететь головы и пораньше. Даже не хочется называть кого-то конкретного. Это будет больше похоже на слухи и домыслы. Но такая волна возможна.
Почему на недавнем совещании президент не стал прямо отчитывать глав регионов? Более того, ответственность за невыплаты врачам была возложена в большей степени на федеральное правительство. С чем это связано?
— Губернаторы тоже в некотором роде виноваты. Понятно, что изначально было такое распоряжение правительства. Но вопрос в вертикали власти. Все боятся брать на себя ответственность – за подачу списков главврачей. Это упиралось в главу минздрава, который эти списки собирал. Губернаторы технологически подписывали, и это шло на федеральный уровень. Изначально была проблема подачи сигнала.
Президент хотел раздать врачам деньги, а превратилось это в бюрократическую канитель. Понимая, что есть ошибка самой системы, Владимир Путин не стал губернаторов сильно ругать. Иначе на местах перестали бы понимать, чего хочет федеральный центр. И основной удар пришелся на правительство, тем более виновник Мишустин лежал с температурой, а его зам Белоусов не отвечал за подпись шефа.
Президент также дал понять, что если тогда ругали правительства, то теперь придется отвечать регионам. И в случае ошибок ответят сполна.
Готовы ли были губернаторы взять всю возложенную на них президентом полноту ответственности? Какие регионы рискуют лишиться своих глав после пандемии коронавируса? Полную версию интервью с руководителем Центра развития региональной политики Ильей Гращенковым можно увидеть на Youtube и в социальных сетях «ФедералПресс».
3:20 – У кого из губернаторов есть шанс не переизбраться в сентябре 2020 года?
7:55 – О кадровых решениях после 31 мая.
13:50 – Путин хотел раздать врачам деньги, а превратилось это в бюрократическую канитель.
23:53 – Насколько губернаторы справляются со своей самостоятельностью?
Фото: kremlin.ru
Мультиформаты «ФедералПресс»