Любой водитель, выехавший на асфальтовую или грунтовую дорогу, обязан соблюдать правила дорожного движения. Для контроля за ним ставятся специальные камеры, фиксирующие маломальские нарушения. Их установкой и обслуживанием на Урале занимается компания «УГМК-Телеком», она передает полученную с них информацию. Насколько доходна такая деятельность и каким образом «УГМК-Телеком» побеждает в тендерах на ее осуществление, разбирался «ФедералПресс».
Из года в год все то же
9 июня, когда «Норильский никель» собирался проводить с инвесторами телефонную конференцию, посвященную ликвидации разлива дизельного топлива, депутат Законодательного собрания Свердловской области Александр Ивачев на свой странице в Facebook поднял проблему эффективности установки и эксплуатации камер слежения за дорожным движением на трассах региона.
По его словам, количество камер растет, число погибших в дорожно-транспортных происшествиях почти не меняется. Обслуживанием камер на протяжении нескольких лет занимается «УГМК-Телеком», подконтрольная лидирующему производителю меди в России УГМК.
Ранее же, в мае, «УГМК-Телеком» выиграла тендер ГКУ Свердловской области «Управление автомобильных дорог» на оказание услуг по предоставлению фото- и видеоматериалов с информацией о параметрах дорожного движения на сумму почти 235,6 млн рублей (в 2019 году и с тем же управлением – на 558,5 млн рублей).
«УГМК-Телеком» может собирать информацию не только в Свердловской области: в конце минувшего года она получила сходный контракт от Главного управления дорожного хозяйства Оренбургской области на сумму почти 100 млн рублей (к слову сказать, в обоих регионах расположены рудники и металлургические предприятия УГМК).
Чтобы понять секрет удачливости «УГМК-Телеком», «ФедералПресс» направил по электронной почте запросы в управления дорог обоих регионов по поводу предъявляемых в их тендерах требований к претендентам и причин выбора в качестве победителя «УГМК-Телеком». Также были отправлены запросы в УГМК и «УГМК-Телеком» относительно стоимости приобретения и обслуживания камер, выбора мест для их размещения, доли доходов от взимаемых штрафов, поступающих в бюджет «УГМК-Телеком», рентабельности, выручки и чистой прибыли от монтажа и эксплуатации камер.
Относится к коммерческой тайне
В пресс-службе УГМК перенаправили к руководителю направления по связям с общественностью «УГМК-Телеком» Ольге Ковалевой. Та же в свою очередь подробных комментариев не предоставила.
«Часть запрашиваемой вами информации относится к коммерческой тайне, ее освещение не представляется возможным. Что касается мест установки комплексов автоматической фото-, видеофиксации нарушений ПДД, они определяются Госавтоинспекцией Свердловской области на основании анализа аварийности на дорогах региона. За дополнительной информацией можете обратиться в пресс-службу ГИБДД», – написала она.
Насчет того, относится ли, например, размер выручки и чистой прибыли «УГМК-Телеком» от «камерной деятельности» к коммерческой тайне – предмет спорный. Попросить информацию у пресс-службы ГИБДД можно и без «разрешения» Ольги Ковалевой.
«Молчаливым» оказалось и свердловское Управление автомобильных дорог. В официальном ответе его начальника Вячеслава Данилова на запрос «ФедералПресс» относительно побед «УГМК-Телеком» в ранее проведенных его управлением тендерах говорится: «Данный Запрос вам необходимо направить в Департамент информационной политики Свердловской области, поскольку им осуществляется взаимодействие со СМИ, предоставляются сведения о деятельности органов власти Свердловской области, в том числе о деятельности некоммерческой организации находящейся в ведении Министерства транспорта и дорожного хозяйства СО» (текст приведет с сохранением орфографии и пунктуации).
Почему Вячеслав Данилов решает, куда журналисту нужно посылать запросы, на каком федеральном законе основывается подобный подход, – в его ответе нет ни слова.
От Главного управления дорожного хозяйства Оренбургской области комментариев вообще получено не было.
Неинтересно или невыгодно
Впрочем, остается неясным, почему «УГМК-Телеком» успешно выигрывает подобные тендеры в Свердловской области. Нежели нет других достойных претендентов? Эксперты допускают, что их действительно может не быть либо они не хотят работать в регионе.
«Возможных причин этого может быть несколько. Во-первых, компания может предлагать наилучшие условия установки и обслуживания такого оборудования, что привлекает заказчиков, и они выбирают ее. Во-вторых, качество и стоимость оказываемых компаний услуг может быть лучше, чем у других участников. В-третьих, конкурентам может быть неинтересно или невыгодно работать на рынке региона, значит, уровень соперничества на таких конкурсах невысокий», – предположил Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджмент».
По его словам, стоимость единицы стационарного комплекса фото-, видеофиксации находится в пределах от 2,5 до 5,5 млн рублей, мобильные комплексы стоят от 1,4 до 2,4 млн рублей. Наиболее распространенным способом работы на данном рынке является концессия. Частные инвесторы по согласованию с органами власти устанавливают и обслуживают эти комплексы, а затем получают часть средств от отплаченных штрафов. В различных регионах России доход концессионеров считают по-разному: в одних взимается фиксированная сумма (150–450 рублей с каждого штрафа), в других приняты сложные формулы подсчета такого дохода (и есть дополнительные условия для его получения).
«Уже давно обсуждается вопрос о том, чтобы доход концессионера по новым соглашениям не был привязан к количеству вынесенных штрафов, а стал бы фиксированным», – добавил Дмитрий Баранов.
Цены сугубо различны, число камер – тоже
Анализ документации по последнему тендеру свердловского Управления автомобильных дорог, в котором победила «УГМК-Телеком», выявил немало интересных деталей. Как оказалось, максимальное количество камер наблюдения за дорожным движением, с которых «УГМК-Телеком» должна собирать информацию, расположено в Екатеринбурге.
За ним следует автомобильная дорога из Екатеринбурга в аэропорт Кольцово, зато по трассам, ведущим в различные города Свердловской области и за ее пределы, их число (с учетом мест конкретных установок) крайне мало. Так, по дороге из Екатеринбурга в Невьянск «УГМК-Телеком» нужно снимать сведения только с одной камеры; по трассе, идущей из Екатеринбурга через Нижний Тагил в Серов, – с четырех; по дороге из Нижнего Тагила в Нижнюю Салду – с двух; из Екатеринбурга в Тюмень – с трех; из Перми же в Екатеринбург – с двух.
Стоимость единицы услуги по предоставлению информации равна 223,4 рубля (с НДС), их количество – чуть более 1 миллиона. Выполнить все надо не позднее 1 августа текущего года.
Любопытными оказались материалы прошлогоднего тендера в Оренбургской области. Тут количество камер для мониторинга дорожного движения гораздо меньше, чем в Свердловской области, стоимость единицы услуги пониже – 180 рублей (с НДС). Начать оказывать услуги подрядчик должен был не позднее 60 календарных дней после заключения контракта, окончить – 31 мая 2020 года.
Объединяет оба тендера, помимо условия выполнения контрактов в сжатые сроки и внушительной стоимости, то, что финансируются они оба из региональных бюджетов. Выходит, жители Свердловской и Оренбургской областей и находящиеся в них предприятия фактически из своего кармана финансируют «УГМК-Телеком». Однако никто их не спросил: нужны ли им все эти камеры, есть им от них реальная польза и будут ли лучше местные дороги?
Хотя насчет качества дорог можно не сомневаться: оно вряд ли кардинально поменяется.
Фото: pxfuel.com