Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

Доходное место. Сколько УГМК зарабатывает на слежке за водителями

Контроль
Контроль за дорожным движением приносит хорошие деньги

Любой водитель, выехавший на асфальтовую или грунтовую дорогу, обязан соблюдать правила дорожного движения. Для контроля за ним ставятся специальные камеры, фиксирующие маломальские нарушения. Их установкой и обслуживанием на Урале занимается компания «УГМК-Телеком», она передает полученную с них информацию. Насколько доходна такая деятельность и каким образом «УГМК-Телеком» побеждает в тендерах на ее осуществление, разбирался «ФедералПресс».

Из года в год все то же

9 июня, когда «Норильский никель» собирался проводить с инвесторами телефонную конференцию, посвященную ликвидации разлива дизельного топлива, депутат Законодательного собрания Свердловской области Александр Ивачев на свой странице в Facebook поднял проблему эффективности установки и эксплуатации камер слежения за дорожным движением на трассах региона.

По его словам, количество камер растет, число погибших в дорожно-транспортных происшествиях почти не меняется. Обслуживанием камер на протяжении нескольких лет занимается «УГМК-Телеком», подконтрольная лидирующему производителю меди в России УГМК.

Ранее же, в мае, «УГМК-Телеком» выиграла тендер ГКУ Свердловской области «Управление автомобильных дорог» на оказание услуг по предоставлению фото- и видеоматериалов с информацией о параметрах дорожного движения на сумму почти 235,6 млн рублей (в 2019 году и с тем же управлением – на 558,5 млн рублей).

«УГМК-Телеком» может собирать информацию не только в Свердловской области: в конце минувшего года она получила сходный контракт от Главного управления дорожного хозяйства Оренбургской области на сумму почти 100 млн рублей (к слову сказать, в обоих регионах расположены рудники и металлургические предприятия УГМК).

Чтобы понять секрет удачливости «УГМК-Телеком», «ФедералПресс» направил по электронной почте запросы в управления дорог обоих регионов по поводу предъявляемых в их тендерах требований к претендентам и причин выбора в качестве победителя «УГМК-Телеком». Также были отправлены запросы в УГМК и «УГМК-Телеком» относительно стоимости приобретения и обслуживания камер, выбора мест для их размещения, доли доходов от взимаемых штрафов, поступающих в бюджет «УГМК-Телеком», рентабельности, выручки и чистой прибыли от монтажа и эксплуатации камер.

Относится к коммерческой тайне

В пресс-службе УГМК перенаправили к руководителю направления по связям с общественностью «УГМК-Телеком» Ольге Ковалевой. Та же в свою очередь подробных комментариев не предоставила.

«Часть запрашиваемой вами информации относится к коммерческой тайне, ее освещение не представляется возможным. Что касается мест установки комплексов автоматической фото-, видеофиксации нарушений ПДД, они определяются Госавтоинспекцией Свердловской области на основании анализа аварийности на дорогах региона. За дополнительной информацией можете обратиться в пресс-службу ГИБДД», – написала она.

Насчет того, относится ли, например, размер выручки и чистой прибыли «УГМК-Телеком» от «камерной деятельности» к коммерческой тайне – предмет спорный. Попросить информацию у пресс-службы ГИБДД можно и без «разрешения» Ольги Ковалевой.

«Молчаливым» оказалось и свердловское Управление автомобильных дорог. В официальном ответе его начальника Вячеслава Данилова на запрос «ФедералПресс» относительно побед «УГМК-Телеком» в ранее проведенных его управлением тендерах говорится: «Данный Запрос вам необходимо направить в Департамент информационной политики Свердловской области, поскольку им осуществляется взаимодействие со СМИ, предоставляются сведения о деятельности органов власти Свердловской области, в том числе о деятельности некоммерческой организации находящейся в ведении Министерства транспорта и дорожного хозяйства СО» (текст приведет с сохранением орфографии и пунктуации).

Почему Вячеслав Данилов решает, куда журналисту нужно посылать запросы, на каком федеральном законе основывается подобный подход, – в его ответе нет ни слова.

От Главного управления дорожного хозяйства Оренбургской области комментариев вообще получено не было.

Неинтересно или невыгодно

Впрочем, остается неясным, почему «УГМК-Телеком» успешно выигрывает подобные тендеры в Свердловской области. Нежели нет других достойных претендентов? Эксперты допускают, что их действительно может не быть либо они не хотят работать в регионе.

«Возможных причин этого может быть несколько. Во-первых, компания может предлагать наилучшие условия установки и обслуживания такого оборудования, что привлекает заказчиков, и они выбирают ее. Во-вторых, качество и стоимость оказываемых компаний услуг может быть лучше, чем у других участников. В-третьих, конкурентам может быть неинтересно или невыгодно работать на рынке региона, значит, уровень соперничества на таких конкурсах невысокий», – предположил Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджмент».

По его словам, стоимость единицы стационарного комплекса фото-, видеофиксации находится в пределах от 2,5 до 5,5 млн рублей, мобильные комплексы стоят от 1,4 до 2,4 млн рублей. Наиболее распространенным способом работы на данном рынке является концессия. Частные инвесторы по согласованию с органами власти устанавливают и обслуживают эти комплексы, а затем получают часть средств от отплаченных штрафов. В различных регионах России доход концессионеров считают по-разному: в одних взимается фиксированная сумма (150–450 рублей с каждого штрафа), в других приняты сложные формулы подсчета такого дохода (и есть дополнительные условия для его получения).

«Уже давно обсуждается вопрос о том, чтобы доход концессионера по новым соглашениям не был привязан к количеству вынесенных штрафов, а стал бы фиксированным», – добавил Дмитрий Баранов.

Цены сугубо различны, число камер – тоже

Анализ документации по последнему тендеру свердловского Управления автомобильных дорог, в котором победила «УГМК-Телеком», выявил немало интересных деталей. Как оказалось, максимальное количество камер наблюдения за дорожным движением, с которых «УГМК-Телеком» должна собирать информацию, расположено в Екатеринбурге.

За ним следует автомобильная дорога из Екатеринбурга в аэропорт Кольцово, зато по трассам, ведущим в различные города Свердловской области и за ее пределы, их число (с учетом мест конкретных установок) крайне мало. Так, по дороге из Екатеринбурга в Невьянск «УГМК-Телеком» нужно снимать сведения только с одной камеры; по трассе, идущей из Екатеринбурга через Нижний Тагил в Серов, – с четырех; по дороге из Нижнего Тагила в Нижнюю Салду – с двух; из Екатеринбурга в Тюмень – с трех; из Перми же в Екатеринбург – с двух.

Стоимость единицы услуги по предоставлению информации равна 223,4 рубля (с НДС), их количество – чуть более 1 миллиона. Выполнить все надо не позднее 1 августа текущего года.

Любопытными оказались материалы прошлогоднего тендера в Оренбургской области. Тут количество камер для мониторинга дорожного движения гораздо меньше, чем в Свердловской области, стоимость единицы услуги пониже – 180 рублей (с НДС). Начать оказывать услуги подрядчик должен был не позднее 60 календарных дней после заключения контракта, окончить – 31 мая 2020 года.

Объединяет оба тендера, помимо условия выполнения контрактов в сжатые сроки и внушительной стоимости, то, что финансируются они оба из региональных бюджетов. Выходит, жители Свердловской и Оренбургской областей и находящиеся в них предприятия фактически из своего кармана финансируют «УГМК-Телеком». Однако никто их не спросил: нужны ли им все эти камеры, есть им от них реальная польза и будут ли лучше местные дороги?

Хотя насчет качества дорог можно не сомневаться: оно вряд ли кардинально поменяется.

Фото: pxfuel.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.