Комитет по транспорту и строительству Госдумы лоббирует отмену государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) при строительстве наиболее опасных объектов, например, мусоросжигательных заводов. Идея эта продвигается не отдельным законопроектом, а пакетом поправок, которые касаются ускорения приоритетных строек ОАО «РЖД». Почти незаметные простому обывателю пункты способны серьезно изменить всю систему экологического контроля в стране. Подробнее в этой истории разбирался «ФедералПресс».
Вместо экспертизы
Проект строительства любого опасного объекта проходит государственную экологическую экспертизу. Однако это звено в цепочке согласований и экспертиз сегодня пытаются исключить. И сделать это по-тихому – через пакет поправок в закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты. Делается это якобы для реализации приоритетных проектов по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Эксперты называют инициативу лоббистской. Согласно законопроекту, отсутствие документов территориального планирования или сведений в них о размещении приоритетных объектов инфраструктуры «не является препятствием для подготовки и утверждения документации по планировке подобных объектов». Документация по планировке территории приоритетных объектов инфраструктуры «утверждается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний».
Прописывается также, что отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации приоритетного объекта инфраструктуры «не является препятствием для принятия решения о предоставлении находящихся в федеральной собственности водного объекта или его части в пользование для строительства, реконструкции приоритетного объекта инфраструктуры». Между тем, как рассказал «ФедералПресс» зампредседателя российской экологической партии «Зеленые» Алексей Гусенков, именно государственная экоэкспертиза является одним из основных источников достоверной информации о состоянии окружающей среды при строительстве тех или иных объектов. «Главгосэкспертиза всегда была в структуре государственной экоэкспертизы», – добавил Гусенков.
В самой Госдуме нет единого мнения по этой инициативе. По словам первого зампредседателя комитета по государственному строительству и законодательству Вячеслава Лысакова, законопроект вообще касался узкой сферы железнодорожного транспорта. «Вдруг появляются поправки, которые противоречат концепции законопроекта. В них предлагается отказаться от госэкспертизы при строительстве всех предприятий по утилизации и обезвреживанию мусора, обращения с отходами, а также при проектах рекультивации свалок. И предлагается убрать эту же экоэкспертизу на всех стройках на особо охраняемых природных территориях», – отмечает парламентарий.
Лысаков считает, что даже при существующей системе экспертиз депутатам и общественникам «крайне тяжело защищать природу от посягательств разных структур и персоналий, которых тот или иной лакомый кусок чистой земли интересует».
По мнению парламентария, поправка об исключении государственной экологической экспертизы вносится в общий проект поправок для того, чтобы можно было «замылить» тему во втором чтении и поправки прошли незаметно. Лысаков напомнил, что правительство Москвы в прошлом созыве Госдумы аналогичным образом провело мимо их комитета поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Они касались создания Московской административной дорожной инспекции (МАДИ), которую курирует заммэра столицы Максим Ликсутов. Тогда в ГИБДД были недовольны, что часть их персонала фактически была передана столичной мэрии. Возникла структура, которая может налагать многотысячные штрафы на автовладельцев за парковку под запрещающими знаками в Москве. И появились некие «посредники», которые за деньги помогают автомобилистам «урегулировать» вопрос, если машину забирает эвакуатор.
Эколог Дмитрий Левашов подтвердил, что попытки изменения закона о государственной экологической экспертизе предпринимались неоднократно, но «глубоко до этого не доходило». В середине мая в рамках регуляторной гильотины члены рабочей группы при Минприроды подготовили свои замечания по проведению общественной экологической экспертизы и участию в ней представителей муниципалитетов, где планируется размещение опасных объектов. «К сожалению, наша госполитика приняла своеобразный крен не в сторону мусоропереработки, а в сторону мусоросжигания. Правда, пока каждая такая установка, включая малые в разных регионах страны, каждый крематор проходят государственную экспертизу. Что будет дальше? Остается гадать», – отмечает эксперт.
Между тем председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев в интервью ТАСС опроверг сообщения о внесении такого рода поправок. За подробностями законодатель посоветовал обратиться к разработчикам проекта, правда не сообщил при этом, к кому именно.
Интересанты кто?
По словам инженера-физика и эколога Андрея Ожаровского, в среде экоактивистов давно ходили слухи о том, что отмену или упрощение государственной экологической экспертизы лоббируют разные промышленные группы. Но он не спешит заявлять, идет ли речь об отмене государственной экоэкспертизы в конкретном законопроекте.
В экспертной среде говорят, что в изменении законодательства могут быть заинтересованы госкорпорации «Росатом» и «Ростех» (последняя занимается строительством мусоросжигательных заводов в Подмосковье и Татарстане). «Вне зависимости от принятия данных поправок проекты заводов энергетической утилизации остаточных отходов (хвостов) будут проходить все необходимые экспертизы, включая анализ параметров воздействия на окружающую среду», – сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе «РТ-инвест» (дочка «Ростеха»).
По информации компании, экологическая экспертиз среди прочих по сути проводилась и проводится в рамках главной государственной экспертизы, которая также детально изучает все аспекты деятельности предприятия, на особом контроле – влияние на экологию. Например, по инициативе президента Татарстана проектная документация завода «Энергия из отходов» была передана независимым международным экспертам, которые в начале июня выдали положительное заключение. «Эта процедура не предусмотрена действующим российским законодательством, но для спокойствия граждан мы готовы проходить любые экспертизы, так как уверены в наших заводах. Мы строим новую инфраструктуру комплексной системы по обращению с отходами, и в ней нет места свалкам и старым полигонам», – рассказали в пресс-службе «РТ-Инвест».
Грозит второй «Норникель»?
Но не только стройки мусоросжигательных заводов вызывают опасения экспертов. Некоторые общественники считают, что может поменяться вся система экологической экспертизы.
По мнению депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, если убрать экоэкспертизу, это откроет дорогу «прямому экологическому убийству». «Там, где надо контроль усилить, предлагается его снять. Если это так важно, то предложение надо вносить отдельным законопроектом с общественным обсуждением, проведением круглых столов и привлечением профессионального экспертного сообщества. Но так не сделано», – сообщил член парламента.
Депутат напомнил о ситуации с экологической катастрофой в Норильске. «Последствия будут расхлебывать десять лет. И на фоне такой резонансной трагедии особенно опасно отменять государственную экспертизу строек», – считает парламентарий.
Председатель коллегии общественного объединения «Мой дом – город Норильск» Руслан Абдуллаев рассказал, что в случае с «Норникелем» компания по сути «исключила технадзор из прямого контроля». «Это ситуация, где государство должным образом не проконтролировало ремонт. И была фактически допущена катастрофа. На примере «Норникеля» мы наблюдаем, что отсутствие государственных интересов приводит к колоссальному вреду и природе, и жителям, и репутации власти, в том числе на международной арене», – отметил Абдуллаев и добавил, что без участия государства вопросы экологии при строительстве опасных объектов «могут быть пущены на самотек».
По мнению зампредседателя российской экологической партии «Зеленые» Алексея Гусенкова, отмена госэкспертизы вообще может оказаться «подножкой президенту», который уделяет особое внимание охране окружающей среды. «Отменять государственную экологическую экспертизу нельзя. Это шаг назад. Но можно сократить сроки проведения госэкспертизы, чтобы бизнес не терял деньги и время на данной системе», – поделился мнением Гусенков.
В ухудшении ситуации в стране в случае отмены государственной экологической экспертизы не сомневается и эколог Дмитрий Левашов.
Эколог Андрей Ожаровский называет подобную идею «шагом в неверном направлении». «У нас и сейчас есть перекос: интересы крупной промышленности, горнодобывающей, химической, атомной, преобладают над интересами граждан, над правом на здоровую окружающую среду. Но государственная экологическая экспертиза, встроенные в нее ОВОС и общественные обсуждения предоставляют хоть какой-то механизм информирования общественности и участия граждан в принятии решений. Если это отменить, увеличится и негативное воздействие промышленности на окружающую среду, и вызванная этим социальная напряженность», – подытожил эколог.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Мирошников