Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Небольшие банки могут не пережить кризис». Будет ли новая волна закрытия банков?

По словам Эльвиры Набиуллиной, прибыль банковского сектора сократилась в 380 раз за два месяца
По словам Эльвиры Набиуллиной, прибыль банковского сектора сократилась в 380 раз за два месяца

Прибыль кредитных учреждений из-за пандемии снизилась, а необходимость создания резервов существенно выросла. Наименее устойчивые организации могут потерять лицензию из-за невыполнения требований Центробанка. Эксперты сходятся во мнении, что ситуация близка к критической, во многом здоровье всей банковской системы будет зависеть от решений ЦБ. Какие банки смогут пережить пандемию, разбирался «ФедералПресс».

Из-за коронавируса компании стали терпеть убытки, а часть людей потеряла работу. Все это привело к существенному снижению платежей по кредитам. Со слов председателя Центробанка России Эльвиры Набиуллиной, в мае чистая прибыль банковского сектора составила 0,5 млрд рублей. Это в 64 раза ниже, чем в апреле, и почти в 380 раз ниже, чем в марте.

Под проблемные кредиты банки формируют обязательные резервы из собственных средств. Это необходимо для того, чтобы в случае невозврата кредита банк смог вернуть деньги вкладчикам, а также для регулирования объема денежной массы банка. Если финансовое положение заемщика ухудшается, банк обязан досоздать резервы. Чем больше «плохих» клиентов у банка, тем большие резервы ему надо создавать. Прощу говоря, держать на счете огромные суммы, которые неоткуда взять.

Во время пандемии возвратность кредитов сильно упала, и объем необходимых резервов мог стать неподъемным для многих банков, что вело напрямую к отзыву лицензии Центробанком. Регулятор разрешил не ухудшать уровень кредитоспособности заемщиков, если их финансовое положение снизилось из-за COVID-19, однако эта мера продлится только до 30 сентября. Даже учитывая поблажки ЦБ, из-за снизившихся объемов платежей ликвидность – способность банков вовремя и в полном объеме рассчитываться по обязательствам – сильно снижается.

Доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита УрФУ Наталья Мокеева рассказала «ФедералПресс», что прибыль банков существенно сократится. «Влияние на ликвидность, безусловно, будет, поскольку в активах появится экономическая «дырочка». Если это перейдет в неуправляемый процесс, и банк не примет вовремя меры, чтобы стабилизировать ситуацию, или у него не будет нужного объема прибыли на создание резервов, он попадет с двух сторон. С одной стороны, он не будет выполнять ряд экономических нормативов ЦБ, требования по объему резервов. С другой стороны – проблемы, связанные с ликвидностью. Должен быть пересмотр политики банка в сторону более высоколиквидных активов, чтобы хотя бы с ликвидностью проблем не возникло», – рассказала Мокеева.

Эксперт считает, что вала банкротств банков, скорее всего, не будет, однако ухудшение качества банковской системы в целом – уже налицо. Когда смягчения Центробанка будут сняты, а рост просроченной задолженности будет продолжаться, все равно банки должны будут досоздавать резервы.

Мокеева отметила, что в полной мере тяжесть ситуации мы ощутим после появления отчетности банков за 2 квартал 2020 года. Кредиты банков-ретейлеров (в основном работают с физическими лицами – прим. ред.) и так носили не самый качественный характер, при растущем портфеле и не улучшающимся качестве кредитов – им сложнее будет лавировать, соблюдая все требования ЦБ.

Реальный сектор не сможет быстро восстановить вою платежеспособность. Осенью у него будет зашкаливать заемный капитал, а выручка будет недостаточной, чтобы обслуживать уже имеющиеся кредиты и новые, считает Мокеева.

Тяжесть положения банковского сектора «ФедералПресс» подтвердил профессор кафедры Финансов, денежного обращения и кредита РАНХиГС Юрий Юденков. «Как я вижу на примере микрофинансовых организаций, у них очень тяжелое положение, очень тяжело переживают ситуацию. МФО ничего не могут сделать с заемщиками, естественно, они не хотят платить, жалуются, куда только могут. У банков пока попроще, но все-таки резервы не безграничные. В сентябре просроченные ссуды придется записывать в четвертую или пятую группу проблемности (высокий кредитный риск и отсутствие вероятности возврата средств – прим. ред.),» – рассказал эксперт.

Юденков считает, что единственная надежда – что Центробанк сориентируется и изменит отношение к банкам. Он рассказал, что так было во время кризиса ценных бумаг 2008 года. Банки имели в качестве залогов ценные бумаги, и когда те обесценились, огромное количество ссуд банкам пришлось признать невозвратными. Тогда Центробанк пошел на беспрецедентную меру: разрешил считать залоги по ценам до падения.

«Я думаю, в сентябре все тоже упрется в Центральный банк. Как он будет считать обеспеченность по ссудам и качество этих ссуд. Масштабы настолько колоссальные, что мне трудно даже оценить, потому что я вижу, что творится с физлицами. Масса людей лишились работы, и они перестали выплачивать кредиты. Если ЦБ не выпустит какие-то поблажки, то начнется вал банкротств, суды будут заполнены. Ситуация пока критическая. Проблемность нарастает. Всегда в июле-августе было падение производства, почему решили, что в этот июль-август вдруг резко все начнут работать. Я ожидаю, что в сентябре будут очень большие проблемы и у банков, и у заемщиков. А самое главное, что в октябре вступает в силу закон о банкротстве, и банки смогут банкротить тех, кто им не выплачивает. Мы стремительно катимся к точке бифуркации», – пояснил профессор.

Системообразующие банки эта беда не коснется из-за поддержки ЦБ. Юденков считает, что основной удар придется на небольшие банки ниже 400 позиции. Им никто руку не протянет, и у них в случае невозврата крупных кредитов будут большие проблемы, банкротство и отзыв лицензии, считает Юденков. В таком случае все вкладчики банка рискуют потерять свои средства.

Вся отрасль устоит, ее запас прочности достаточно велик. Однако небольшие банки могут не пережить кризис, считает профессор. Это также открывает доступ к нелегальному выводу средств банков членами правления. «Если вы захотели грохнуть банк, то можете сказать, что мне не вернули кредит, поэтому я закрываюсь», – сказал эксперт. Это позволит заранее, сознательно вывести средства из банка, специально доведя его до банкротства.

Банки сохраняют спокойствие

В УБРиР подтвердили ухудшение финансового положения ряда заемщиков, но опровергли необходимость значительного изменения ране созданных резервов. «С каждым пострадавшим от пандемии заемщиком из представителей крупного и среднего бизнеса мы ведем индивидуальную работу, в случае необходимости проводим реструктуризацию долговых обязательств. Малому бизнесу банк может предложить работу в рамках 106-ФЗ, так и собственную программу помощи клиентам», – рассказала директор по работе с крупным бизнесом УБРиР Татьяна Левченко.

Касательно прогнозов на осень банк отметил, что прогнозы делать пока сложно: каждая отрасль будет восстанавливаться по-своему. Однако, УБРиР ожидает, что при качественно проведенной реструктуризации количество клиентов, не восстановивших свою работу до 30 сентября, будет минимально.

В МКБ рассказали, что последствия для экономики, связанные с глобальным падением спроса, демонстрируют, что быстрого восстановления после кризиса не будет. «Нас ждет так называемый U-сценарий, с плавным переходом от падения к небольшому росту. В отличие от предыдущих кризисов, сегодня главными факторами восстановления становятся не экономические, а социальные факторы: длительность выхода населения из карантина, наличие повторных волн заболевания», – отметили в пресс-службе банка.

В банке отметили, что наилучшим образом сегодня себя ощущает крупный бизнес, который обладает хорошим запасом прочности и возможностью привлекать фондирование по более низким ставкам. В первую очередь, это касается тех отраслей, которые меньше всего пострадали от пандемии и падения спроса. Это промышленные предприятия и food-ретейл, которые не прекращали работу.

В целом МКБ заявил о довольно стабильной картине, по словам банка, объем реструктуризаций и просрочек ввиду кризиса находится на крайне низком уровне.

«СКБ-Банк», «Альфабанк», «Тинькофф-банк» и «Русский стандарт» не ответили на запросы «ФедералПресс». Сбербанк отказался комментировать ситуацию.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.