Правительство России выделит отечественным перевозчикам 800 миллионов рублей на субсидирование туристических чартеров. Речь идет именно о внутреннем отдыхе. По замыслу инициаторов, финансовое вливание поддержит не только перевозчиков, но и туроператоров. В накладе не останутся отели и сфера обслуживания на местах. Уже разработаны маршруты, на которые будет выделяться субсидия. Ближайшая к Иркутской области точка, на которую прольется живительный финансовый дождь – с другой стороны Байкала, в Бурятии. Тем не менее, иркутский бизнес надеется, что и на его стороне прибавится туристов. Правда, озеро и его природа диктуют свои условия. О подводных камнях байкальского туризма – в материале «ФедералПресс».
Живительный финансовый ручей
Правительство России планирует выделить в этом году порядка 800 миллионов рублей на субсидирование чартерных туристических маршрутов. О таких масштабных планах недавно заявил Ростуризм. Суть идеи проста, она призвана перенаправить отдыхающих россиян с зарубежных курортов на внутренние. Отечественный турбизнес, изрядно отощавший от самоизоляции в стране, воспринял новость с энтузиазмом. Сумма пусть и менее миллиарда, все же частично сможет компенсировать убытки от «коронавирусного поста». Правда, основными выгодоприобретателями станут перевозчики, поскольку субсидироваться будут именно они. Но дешевизна билетов, по мнению директора объединения туроператоров по выездному туризму «Турпомощь» Александра Осауленко, всколыхнет и туроператоров.
«По поводу стимулирования внутреннего рынка очень важно, что третий год подряд планируется субсидирование внутренней перевозки в рамках комплексного турпродукта. И цифры, насколько мне известно, предполагаемые на этот год, будут в два раза выше, чем в предыдущие годы. Порядка 800 миллионов рублей. Это очень серьезный момент, который планирует Ростуризм. Это поможет на внутреннем рынке не только сдерживать цены, но даже, может быть, снизить их», - поделился планами Александр Осауленко.
Расчет туроператоров прост: люди устали от карантина, они хотят отправиться в путешествия, но существуют психологические барьеры, страх заразиться коронавирусом. А в родной стране страхов все же меньше. Из таких же соображений действуют и власти. Ранее Ростуризм совместно с туроператорами и Минтрансом РФ объявил о запуске новых доступных маршрутов и направлений для россиян помимо традиционного Юга России. Предполагается организация более 10 чартерных программ по таким направлениям как Алтай, Хакасия, бурятский берег Байкала, побережье Балтики в Калининграде и другие.
Эй, вы там, на иркутской стороне!
Оптимизм московских коллег захватил и туроператоров Иркутской области. Несмотря на то, что в чартерные программы попала бурятская сторона Байкала, иркутяне тоже рассчитывают на то, что им перепадет кусочек 800-миллионного пирога. Дело в том, что для туристов не является большой проблемой после посещения Бурятии посетить и иркутскую сторону озера. Благо, неоднородность природы и разнообразие ландшафтов позволяют получать новые впечатления. Правда, это пока больше теория. В ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» (организации, которая объединила в себе все заповедники и особоохряняемые территории на иркутской стороне Байкала) больше ориентируются на практику. По словам специалиста отдела развития ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Полины Горбовской, статистика показывает: на разных берегах озера отдыхают разные туристы.
«Пока речь идет о Бурятии и определенных социальных и возрастных категориях – дети до 12 лет, студенты до 23, пенсионеры, люди с инвалидностью и их сопровождающие. А наш портрет среднестатистического туриста выглядит несколько иначе. В основном на иркутский берег Байкала едут семейные люди в возрасте 25-50 лет, а для них субсидии не предусмотрены. К тому же сложно прогнозировать, какой процент из тех, кто прилетел в Улан-Удэ, захочет провести время, допустим, на Ольхоне», - отмечает специалист.
Ольхон отмечен не случайно. Самый большой остров на Байкале – традиционная Мекка для отдыхающих. Его территория полностью входит в состав Прибайкальского национального парка, и деятельность человека на нем ограничена. Однако на нем постоянно проживает порядка двух тысяч человек. После запрета вылова омуля на Байкале, туризм стал основным средством заработка для местных жителей.
Тем не менее, происходящие изменения – это стимул для нас в развитии именно экологического туризма. То есть такого туризма, который направлен на осознанный отдых на природе, локализованный в определенных точках или на маршрутах. Должна быть развитая сеть логично связанных между собой образовательных троп, пешеходных и автомобильных маршрутов.
Байкал не резиновый?
О логичности и связанности между собой туристических маршрутов на Байкале ученые и экологи спорят давно. Заинтересованы в этом и предприниматели. Туроператоры региона даже вышли с инициативой создания неких туристических кластеров на Байкале. Это, по мнению бизнесменов, позволит аккумулировать средства и направлять их на развитие и природоохранные мероприятия. Вот только, как говорят ученые: «Байкал не резиновый». И каждый популярный маршрут в конце концов столкнется с предельно допустимой нагрузкой.
Как пояснили в ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» на каждом из популярных туристических маршрутов, которые проходят по особоохраняемой территории, установлено предельное количество посещений в сутки туристами. Например, по Большой Байкальской тропе, которая идет от Листвянки до Большого Голоустного, может проходить не более 33 групп по 10 человек в сутки. Пропускная способность популярного на Ольхоне пути от поселка Хужир до мыса Кобылья Голова вообще 80 человек в сутки. Нормативы, которые используют природоохранные структуры, разработаны в начале 90-х годов иркутским ученым и путешественником, профессором Аркадием Калихманом. По словам автора методики, похожий способ используется в США, где 95 % особоохраняемых территорий как раз носят статус региональных. Адаптированная к Байкалу версия служит для того, чтобы озеро не потеряло своего статуса – наследия Юнеско.
«Эта методика, дает оценку допустимых изменений, при которых не произойдет переход территории в другую категорию, и не изменится биологическая картина. Проще говоря, чтобы лес не стал велосипедной дорожкой. Тут много факторов учитывается, и не только биологических, но даже и маркетинговых. Например, смотреть на Бакланий Камень (остров на Байкале) можно только с одной площадки, на которой вмещается определенной количество человек. Им надо в среднем 30-40 минут чтобы полюбоваться. Будет толкучка – место станет неинтересным для туристов», - отмечает ученый.
Стоит отметить, что большинство маршрутов популярны летом. Это период в природе называется вегетативным и отмечается активным ростом флоры, а на Байкале много уникальных растений – эндемиков, которые можно встретить только здесь. Поэтому ограничения по количеству туристов здесь действуют как раз в сезон отдыха – с 1 мая про 15 сентября. Зимний туризм таких строгостей по количеству посещений не имеет.
ЭКОлогичный бизнес
Природный фактор предлагают учитывать и экозащитники, причем если подойти к решению вопроса выгоду может получить и природа, и бизнес. Сейчас основной упор делается именно на летний Байкал. Туристы со всей страны едут именно на побережье, особым спросом пользуется Малое Море. Как правило, отдых занимает 5-10 дней, и туристы по большому счету ежедневно видят только один берег, и все время эксплуатируют один участок природы. По мнению руководителя фонда «Возрождение земли Сибирской» и одного из соучредителей «Школы экологичного предпринимательства» Елены Твороговой , как только предприниматели и туроператоры научатся мыслить шире – природа получит долгожданную передышку, а бизнес новый импульс и средства.
«Сейчас мы наблюдаем то, что я называю «рюмочными турами». Гостей везут на Байкал, где они неделю или больше сидят. И больше ничего не видят. Соответственно, вся их жизнедеятельность проходит там же. Но если посмотреть на карту, то ведь есть масса мест. Допустим, можно проложить маршрут из того же Улан-Удэ в Усть-Орду, затем в Тургеневку и потом на Байкал. Турист увидит гораздо больше и с бурятской культурой познакомится, и с кухней, и разную природу посмотрит, и главное – долго на одном месте находится не будет. Это и природе плюс, и предпринимателям. Деньги не будут аккумулироваться на одной точке побережья, а в сферу туризма будет вовлечено больше людей и территорий»,- считает Елена Творогова.
Равномерно распределяющиеся с потоками туристов финансовые ручейки, по мнению эколога, как раз те средства, которые необходимы на инфраструктуру. А она в свою очередь необходима для сохранения природы Байкала. Единственный нюанс (и в его оценке сходятся и экологи,и финансисты) – даже моментальная поддержка государства теперь не принесет быстрого эффекта. Все, что бизнес успеет заработать в этом сезоне, пойдет на покрытие убытков от режима самоизоляции и закрытие долгов, которые образовались у простаивающего с марта бизнеса.
Фото: Андрей Таничев