Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию России начнется 25 июня. Впервые в истории электоральная процедура будет длиться не один, а семь дней. Россияне смогут проголосовать разными способами: традиционным и дистанционным, на стационарном участке и на дому. Даже те, кто в этот период будет находиться далеко от места регистрации, получат возможность выразить свое отношение к поправкам на любом другом участке. Насколько прозрачны такие способы голосования и можно ли будет доверять результатам, разбирался «ФедералПресс».
Традиции сохраняются
Традиционный способ голосования – бумажный бюллетень – будет основным и во время проведения плебисцита. Но чтобы снизить риски в условиях пандемии, Центризбирком совместно с Роспотребнадзором подготовил расширенные рекомендации, как уберечь и голосующих, и членов участковых комиссий, и наблюдателей от заражения коронавирусом. Например, число голосующих на участке не должно превышать 12 человек в час. Всех участников плебисцита обеспечат защитными масками, перчатками, антисептиками и одноразовыми ручками. Обязательно будет проводиться регулярная санитарная обработка помещений. «Не исключены какие-то перегибы, но в целом это вынужденные меры из-за коронавируса. А минимизировать число нарушений, я надеюсь, помогут многочисленные наблюдатели на участках и видеокамеры», – полагает генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
Цифровизация в помощь
Относительно новым способом станет электронное голосование. Правда, воспользоваться им смогут только жители Москвы и Нижегородской области. На данный момент в двух регионах зарегистрировалось в общей сложности около 1,4 млн человек, пожелавших проголосовать через цифровые сервисы.
По мнению генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, электронное голосование делает его более доступным. Очевидное преимущество – вовлечение в электоральный процесс тех, кто в нем традиционно не участвует: молодежи, фрилансеров, многих представителей среднего класса. «За технологией электронного голосования будущее. Она проще и намного дешевле. Через 15-20 лет, со сменой поколений, электронное голосование может практически вытеснить голосование в традиционной форме», – отметил политолог в интервью «ФедералПресс».
Среди рисков – непонятность для большинства населения процедуры электронного голосования. «В защищенности тайны воли голосующих и в адекватности подсчёта россиян ещё нужно убедить. Именно поэтому и определены два региона, в которых технологически и организационно готовность к электронному голосованию наиболее высока, – Москва и Нижегородская область. В обоих субъектах подготовка к голосованию ведётся, на мой взгляд, очень неплохо», – отметил Дмитрий Орлов.
По его мнению, ожидать значимых претензий к легитимности электронного голосования не приходится. Если вокруг него по итогам голосования сформируется пространство доверия, применение процедуры можно будет расширять, полагает Орлов.
Политтехнолог, доцент МГУ имени Ломоносова Григорий Казанков считает, что уже через несколько лет страна придет к тотальному цифровому голосованию. Это естественный процесс, все страны с той или иной скоростью идут по этому пути. Мало того, со временем электронное голосование станет более надёжным, чем традиционное. «Если говорить системно, то, что произошло в Сети, всегда оставляет след. В целом электронное голосование в большей степени подвержено контролю, наблюдению за чистотой процесса, чем традиционные формы голосования», – уверен Казанков.
Достаточно прозрачной процедурой считает электронное голосование Илья Гращенков. «Я не раз участвовал в дискуссиях по подготовке электронного голосования с участием представителей крупнейших российских компаний, которые занимаются IT-технологиями. Все сходятся на том, что сама по себе система достаточно прозрачна. Электронное голосование очень тяжело подделать. Кроме того, нынешние электронные технологии позволяют максимально сохранить анонимность проголосовавшего», – рассказал эксперт.
По его словам, Москву и Нижегородскую область выбрали в том числе и потому, что в этих регионах традиционно оппозиционные настроения сильнее, чем в среднем по России. «И поэтому интересно будет сравнить результаты голосования в Москве и Нижнем Новгороде с другими регионами, где голосование пройдёт традиционно», – отметил Гращенков.
Почта – в зоне риска
Между тем в ходе подготовки было решено отказаться от идеи проводить голосование по почте. Глава ЦИК Элла Памфилова объяснила это решение тем, что данный вид голосования несет много рисков фальсификации. По словам Памфиловой, в странах, где при голосовании использовался этот инструмент, часто возникали скандалы, что ставило под сомнения итоги выборов. «Голосование с помощью почты, как минимум, не придавало бы голосованию легитимности», – считает политолог Илья Гращенков.
При подготовке к плебисциту организаторы учли и ментальные особенности россиян. «В России граждане привыкли, что голосование на выборах – процесс торжественный. Урны для бюллетеней, музыка. А отправить письмо слишком обыденно для большинства россиян. Поэтому идея голосования по почте вызвала у многих скепсис или недоверие», – пояснил эксперт.
Голосование по поправкам в Конституцию уже бьет рекорды. Пока по числу зарегистрировавшихся на данный момент наблюдателей. Как сообщил руководитель координационного совета Общественной палаты РФ по контролю за голосованием Максим Григорьев, уже сейчас в качестве общественных наблюдателей зарегистрировались 380 тысяч человек, из них 260 тысяч – от общественных организаций, ещё 10 тысяч – от непарламентских партий.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева