Тема деноминации рубля уже неделю держится в информационной повестке. Возникла она неожиданно и сразу вызвала шквал комментариев со стороны экспертов и взволновала население – деноминация может как пойти на пользу экономике, так и ухудшить положение людей. А учитывая, что многие потеряли работу и доходы во время пандемии коронавируса, именно усугубления кризиса россиянам хотелось бы меньше всего. Что имел в виду автор идеи о деноминации экономист Александр Разуваев и почему одни его коллеги посчитали это безумием, другие раскрывают, кому это выгодно, расскажем в материале «ФедералПресс».
Логика – в копейках
Идею о деноминации высказал кандидат экономических наук Александр Разуваев. Свои рассуждения экономист строит на тезисе о том, что «не может бутылка воды стоить 50 рублей – это нелогично; если он стоит 50 копеек, то это логично».
По мнению Разуваева, в отличие от 1990-х годов, когда в стране была гиперинфляция, происходила стремительная девальвация рубля, падение экономики, сейчас ситуация абсолютно противоположная: низкая инфляция, конвертируемый рубль, развитый фондовый рынок, рекордно низкая ключевая ставка ЦБ. «Мы достигли того, о чем мечтали 30 лет назад. Деноминация – это завершающий шаг, – заявил «ФедералПресс» экономист Разуваев. – После деноминации рубля надо перейти к политике умеренно сильного рубля. Это не только доступ наших граждан к импортным товарам, компаний – к высоким технологиям, а еще и геополитика. Наши соседи по евразийской интеграции и страны СНГ будут хотеть дружить с Россией только в том случае, если россияне будут в долларах и евро зарабатывать больше».
Александр Разуваев называет деноминацию «технической мерой». При этом ситуации дефолта, как было в 1998 году, удастся избежать: тогда расчеты производились только наличными, и нужно было изъять из оборота старые деньги, сейчас доля безналичных расчетов значительна, и все «проходит мгновенно – просто нули убираются, и все».
Дальнейшие свои размышления Александр Разуваев сводит к изменению дизайна отечественных денежных знаков – на них нужно разместить портреты великих россиян: Дмитрия Менделеева, Александра Пушкина, Юрия Гагарина и других.
Заявление Александра Разуваева вызвало обсуждение в экономических кругах и волнение среди населения. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина на днях успокоила: ни о какой деноминации речь не идет. Но масла в огонь подлил лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который заявил, что, «если сейчас убрать два нуля, то доллар будет стоить 65 копеек». «Цены будут другие, копейка что-то станет значить. Такие деньги и цены будут понятнее людям», – убежден Жириновский.
У экономистов отношение к копейкам несколько другое. Директор Института нового общества Василий Колташов не видит в них никакого удобства и считает, что округление до рублей – гораздо более понятно людям.
Еще упадем?
Экономист Василий Колташов говорит, что деноминация действительно «выгодна государству». «Но не сейчас – она может нанести ущерб репутации государства: вдруг осенью будет 125 рублей за доллар. На такой волне деноминацию делать неправильно, – отмечает эксперт. – Но если будет рост, деноминация позволит закрыть денежный вопрос. Не будут вспоминать дешевый французский сыр до санкций. Не будут помнить, что маслины стоили по 30 рублей за банку, а не 130 – это уйдет в другую эпоху. Деноминация помогает зачехлить экономическое восприятие».
Вместе с тем, решаясь на деноминацию, нужно понимать, что «пока мы находимся в весьма депрессивной ситуации». «Кризис 2020 года вызвал новую волну страха. Обвал был стремительным, потом изоляция и застой, и появились первые признаки оживления», – считает Колташов.
По мнению директора центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александра Дерюгина, сейчас в деноминации «смысла нет ни экономического, ни политического». «Должна быть высокая инфляция, чтобы можно было говорить о необходимости деноминации. У многих стран, не в Еврозоне, есть валюта, которая дешевле, чем доллар или евро, и никто не стремится сравняться по этому показателю. Многим перестроиться будет сложно, деноминация дезориентирует людей», – полагает эксперт.
«Население начнет скупать иностранную валюту и обрушит рубль». Эксперт о слухах про деноминацию
Похожей позиции придерживается и генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Он отмечает, что «деноминация как чисто финансовое мероприятие никому не выгодна». «Она объективно приведет к повышению цен, пусть даже и небольшому, – говорит Журавлев. – А желание уменьшить денежную массу – другое. Денежная масса – это не число нулей, а покупательная способность».
Скрытые возможности
На самом деле, по мнению ряда экспертов, деноминация может иметь вполне понятные государственные цели. Как отмечает экономист Василий Колташов, банковскому сектору она не будет выгодна, но пользу принесет Центробанку, который получит дополнительные возможности для контроля финансовых оборотов. «Сейчас одна из целей правительства – заставить бизнес выйти из тени и платить налоги, – поясняет Колташов. – Вполне можно прикрыть деноминацией проверку деятельности банков и перестройку работы банков. Это может быть аккуратное прикрытие: чтобы проверить, а что у вас с наличностью, как вы работаете. Хотя и весьма дорогостоящее прикрытие. Но у нас любят все делать тонко и аккуратно».
Похожей позиции (проведения деноминации с целью административного контроля за финансовым оборотом в стране) придерживается и политолог Дмитрий Журавлев. Эксперт вспоминает денежную реформу 1947 года. «Тогда возникло большое количество денег, которыми люди владели незаконно. Для этого нужна была реформа 1947 года, ранее для этого нужна была реформа 1921 года. Но как способ выявления незаконных денег в XXI веке — просто анекдот. У нас примерно по 50 тысяч рублей на человека наличных денег, – отмечает Журавлев. – Если в 1940-е надо было просто выявить, сколько у людей в кармане, и насколько больше, чем должно быть в соответствии с официально декларируемым доходом, то сейчас при наличии разных банков, схем их достаточно много «намыли». В результате подобная реформа с фискальной точки зрения ударит только по низу криминала. А по крупному криминалу эта реформа никак не ударит», – убежден Журавлев.
Эксперт считает, что в результате деноминации валюта просто осядет «в сейфах в кабинетах». «Поэтому, думаю, госпожа Набиуллина так жестко и ответила на эту идею», – резюмировал Дмитрий Журавлев.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева