Пандемия нанесла сокрушительный удар по разным сферам жизни, и авиация пострадала в первую очередь. Новые инвестиционные проекты запускать страшно, действующие бы сохранить. Нельзя просто повесить амбарный замок на ворота и уйти. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться аэропорту Омск-Центральный и стоит ли сейчас вновь заводить разговор о запуске воздушной гавани Омск-Федоровка – крупном нереализованном проекте, который постепенно становится мемом, в интервью «ФедералПресс» рассказал генеральный директор ОАО «Омский аэропорт» Олег Селиверстов.
«Фактически развлекательный центр»
Олег Александрович, аэропорт Омск-Центральный находится фактически в центре города. Два года назад во время своего визита президент РФ Владимир Путин был удивлен этому факту, и впоследствии обсуждались намерения по переносу воздушной гавани. Какие планы сейчас, будут ли реконструкция и перенос?
― Ключевое преимущество действующего аэропорта Омск-Центральный – хорошая транспортная доступность из любой точки города. Но на этом все удобства заканчиваются. К тому же рядом расположен природный парк «Птичья гавань», который создает сложную орнитологическую обстановку. Попадание птиц на пути воздушного судна недопустимо, но одновременно у нас буквально за забором расположен заповедник, где, наоборот, этих птиц разводят.
Перед нами стоит задача развития маршрутной сети в сторону региональной авиации. Значит, количество взлетов и посадок будет расти быстрее, чем пассажиропоток. Над горожанами будет летать больше самолетов, а отсюда выбросы и шум. Поэтому сегодняшнее расположение аэропорта не нужно ни городу, ни нам.
Даже при кажущемся большом объеме земель нам негде поставить новый терминал или новую инфраструктуру для логистической обработки грузов, невозможно создать нормальные пути подъезда, а взлетно-посадочная полоса имеет недостаточную длину для приема больших воздушных судов.
Слышу критику от некоторых омичей, что аэропорт Омск-Федоровка не нужен и неудобен с точки зрения транспортной доступности, но я считаю, что это хороший проект во всех смыслах. К нему проявляют интерес и частные инвесторы, готовые участвовать на основе концессионного соглашения. Аэропорту Омск-Центральный некуда расширяться. Многие вспоминают советские времена, но тогда не были столь высокие требования к инфраструктуре современных аэровокзалов, как сейчас. В современном мире люди привыкли, что аэропорт – это фактически развлекательный центр. Помимо этого, экономика авиакомпаний такова, что самолет должен все время летать. При этом федеральный центр не хочет связываться с аэропортом Омск-Федоровка, потому что каждый раз говорится: этот проект состоится. Но на деле ничего не происходит.
Аэропорт Омск-Федоровка не попал в обновленный вариант городского генплана. Согласно проекту, в городе планируется только два аэропорта. В чем причина и чем не подходит аэропорт Омск-Федоровка?
― Примерно год назад была возобновлена работа по реанимации данного проекта при поддержке президента Владимира Путина и бывшего заместителя председателя правительства Виталия Мутко. На сегодняшний день мы прошли оба этапа ранжирования в аналитическом центре при правительстве РФ и были рекомендованы Министерству транспорта на включение в комплексный план транспортной инфраструктуры, что означает: проект с этого момента перестает быть интересен лишь инициатору или области, а больше становится интересен российским властям. К нему начинают относиться совершенно иначе.
В начале февраля должно было состояться заседание специальной комиссии по внесению изменений в комплексный план реконструкции магистрально-транспортной инфраструктуры. На данный момент по понятным причинам решение всех этих вопросов отложено до улучшения эпидемиологической обстановки. Наша команда вернется к обсуждению проекта Омск-Федоровка сразу, как ситуация в стране нормализуется. На стороне проекта и майские указы президента, предписывающие до 2024 года обеспечить воздушные перевозки внутри России не через Москву. Это еще одна задача развития региональной авиации.
Федоровка находится вдали от города, не имеет ограничений по площади, а траектория захода на посадку самолета не проходит ни над одним опасным объектом. Рядом проходит железная дорога и федеральная автомобильная трасса, а также Иртыш, что открывает перспективу создания здесь мультимодального транспортного узла – как пассажирского, так и грузового.
ВРЕЗКА: Аэропорт Омск-Федоровка не попал в проект генерального плана Омска, потому что он находится за границей города. Новый аэропорт имеет статус объекта регионального значения и отражен в схеме территориального планирования Омской области.
Все зависит от ситуации в стране
С начала года ограничения на полеты то усиливались, то смягчались. Как это отразилось на пассажиропотоке? Что можно сказать о показателях первого полугодия прошлого года и нынешнего?
― Наихудшие показатели по пассажиропотоку были в апреле и мае, при режиме самоизоляции, хотя повлияло и изменение финансового положения граждан. На пике спад достигал 90 %. Даже майские праздники не повысили подвижность населения. Закрытие заграничных рейсов на нас мало повлияло, поскольку регулярная международная сеть у нас отсутствует, в отличие от того же Шереметьева, где это до половины трафика.
Рост пассажиропотока начался с 1 июня, когда стали вводить послабления, и здесь уже снижение пассажиропотока отмечено на уровне 70–75 % от уровня прошлого года, в июле этот показатель – чуть более 40 %. Поменялось и туристическое направление: не летают привычные для этого времени года чартеры. Теперь все зависит от ситуации в стране и от того, как скоро откроются российские границы. По моим ощущениям, при благоприятном развитии событий окончательно мы выйдем из кризиса к весенне-летнему периоду 2021 года.
В деньгах в апреле и мае 2020 года мы теряли по 50 миллионов рублей. Наши расходы превышали доходы. Но уже с июня с введением послаблений стало легче, и финансово мы начинаем выходить из кризиса.
В некоторых аэропортах, несмотря на очевидное сокращение пассажирских перевозок, возросли показатели по грузоперевозкам. Насколько это актуально для Омска?
― Географически мы расположены очень выгодно. Однако, в отличие, скажем, от Красноярска, который после реконструкции стал новым аэропортом и имеет полосу протяженностью более 3 тысяч метров, может с легкостью принимать транзитные грузовики, мы себе это позволить не можем.
Грузоперевозки сократились примерно на 20 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Спрос однозначно будет»
В Российском союзе туриндустрии рассказали, что полеты в страны СНГ могут возобновиться, но точных дат пока нет. Чего стоит ждать? Есть ли какие-то альтернативные пути решения проблем, которых из-за пандемии возникло достаточно?
― Вероятно, можно было бы пойти на диверсификацию бизнеса, но на деле довольно трудозатратно, поскольку техника и специализация людей заточены под работу именно в аэропорту. Поэтому мы все-таки идем по линии развития нашей основной деятельности, думаем о развитии маршрутной сети на следующий год по программе софинансирования и обсуждаем этот вопрос с нашим областным правительством. Во многом развитие региональных перевозок зависит от субсидирования. Все смотрят на ситуацию положительно и готовы к сотрудничеству.
ВРЕЗКА: В это непростое время мы должны друг другу помогать и идти навстречу
Как обстоит ситуация с персоналом аэропорта Омск-Центральный? Удалось ли избежать сокращений, снижения зарплаты или перевода на неполный рабочий день?
― Здесь штат превышает тысячу человек, а фонд оплаты труда в прошлом году составлял порядка 70 % от всех расходов. Мы присматривались к нашим соседям, как ситуация развивается у них, но не думали, что будет настолько тяжело. Прежде всего, как стало понятно, ситуация быстро не выправится – мы сократили наши расходы и в четыре раза сократили наш инвестиционный план, оставив самое основное.
В мае мы отправляли часть людей в длительный простой по вине работодателя и в июне залезли в фонд оплаты труда, а также сократили на 2/5 рабочее время. При этом сокращений у нас не было, и в июле мы даже планируем начислить премию. Ситуация начнет выправляться. Поскольку важно не только сформировать команду профессионалов, но и ее сохранить.
Авиакомпании сегодня терпят убытки, и для их поддержки многие аэропорты вводят для них льготы. Сделано ли что-то в этом направлении?
― В это непростое время мы должны друг другу помогать и идти навстречу. У нас есть определенная маркетинговая политика, но сейчас мы добавили так называемую приветственную скидку для компаний, которые возвращаются на старый маршрут и восстанавливают все полеты.
Чем раньше заходит авиакомпания, тем большую скидку она получает. Думаю, это поможет авиакомпаниям решить финансовые трудности.
Федеральные и региональные власти анонсировали уже несколько пакетов мер поддержки для предпринимателей. Насколько эти меры коснулись аэропортов и помогли в сегодняшнем непростом положении? Какие меры поддержки хотели бы получить сами аэропорты?
― Наша отрасль – однозначно одна из самых пострадавших во всем мире. Наверное, со времен появления гражданской авиации это самый серьезный кризис. Мы находились в разгар пандемии в очень плохом состоянии. Первое, что нас обнадежило, – поручение президента Владимира Путина об оказании поддержки авиакомпаниям. Общий объем поддержки из федерального бюджета составил чуть более 10 миллиардов рублей на все аэропорты страны. На прошлой неделе мы получили первый транш – субсидии на частичную компенсацию расходов. Региональные власти нам дали льготу по уплате транспортного налога в размере 50 %. В этом глава региона Александр Бурков нас слышит и поддерживает. Благодарность хочется выразить и за распоряжение областного правительства «Об имущественной поддержке в режиме повышенной готовности». В частности, Омская область как акционер отказалась от дивидендов за прошлый год, который, к слову сказать, был весьма хороший и с самым высоким ростом пассажиропотока.
Если говорить о наших пожеланиях, то это расширение программы по частичной компенсации доходов и продление ее минимум на три месяца, ведь потери от пандемии в нашей отрасли существенные. А если откроются границы, то мы и сами выплывем, без помощи государства.
Какие планы на сезон отпусков?
― Мы продолжаем работать по нашим традиционным направлениям и повышаем свою эффективность. Появилось время нажать на паузу и хорошо все обдумать.
Сейчас мы надеемся договориться с авиаперевозчиком о том, что Сочи станет круглогодичным курортом, каким действительно стал после проведения Олимпиады. Спрос однозначно будет.
Фото: пресс-служба ОАО «Омский аэропорт», wikipedia.org / Flame (CC BY-SA 3.0)
Экономический кризис