Мало какой российский регион может похвастаться таким разнообразием природных богатств, как Алтайский край. Здесь есть не только залежи драгоценных металлов, соли, соды, железной руды, никеля и кобальта, но и уникальные месторождения яшмы, порфиров, мраморов, гранитов. Кроме того, Алтай знаменит своими минеральными и питьевыми водами, а также натуральными лечебными грязями. И, к сожалению, коррупционными скандалами.
Алтай обладает исключительным промышленным потенциалом, при этом являясь крупнейшим аграрным регионом России. Казалось бы, все это давно должно было благоприятным образом сказаться на росте благосостояния жителей региона. В последнее время в регионе то и дело судят или задерживают то одного, то другого представителя органов власти. Еще в первом полугодии 2018 года Алтайский край вошел в топ-10 регионов РФ по темпам роста числа коррупционных преступлений (в 2018 году). Тогда правоохранительные органы говорили об активизации борьбы с коррупцией на местном уровне. По последним данным Генпрокуратуры, регион, наоборот, оказался внизу данного списка. Но не связано ли это как раз с тем, что борьба ослабла? Правосудие настигает далеко не всех виновных, и даже обвинительные приговоры зачастую выглядят слишком мягкими по отношению к коррупционерам.
Одинокий преступный гений
«Алтаймедтехника» – крупнейший оптово-розничный поставщик медицинского оборудования и материалов. Основные заказчики по госконтрактам – региональный минздрав и отделение Фонда соцстраха РФ.
При всех огромных возможностях в сфере госзаказа для «Алтаймедтехники» в силу ее масштабов недоступной оставалась отдельная экономическая ниша – закупки товаров у субъектов малого предпринимательства. Тогда, посчитало следствие, у пришедшего на должность замдиректора по коммерческим вопросам «Алтаймедтехники» Максима Филимонова возник план.
Согласно данным уголовного дела, схема была такова: медицинская продукция, принадлежащая «Алтаймедтехнике», по договорам поставляется в подконтрольные Филимонову юридические лица. Затем эти подконтрольные фирмы в качестве субъектов малого предпринимательства участвуют в торгах и по заключенным контрактам поставляют медицинские товары в больницы края. Оплата по этим контрактам поступает на счета фирм-поставщиков, но полный расчет с «Алтаймедтехникой» за ранее отгруженную продукцию не производится. Наконец, денежные средства из подконтрольных фирм выводятся на счета подконтрольных же ИП и оперативно обналичиваются.
В определенный момент стоимость медицинских изделий, отгруженных «Алтаймедтехникой» в пользу подконтрольных Филимонову юрлиц, достигла 35 млн рублей. Параллельно росла и их кредиторская задолженность – расчеты производились частично, оставшиеся средства перечислялись на счета ИП и обналичивались.
Это не могло продолжаться вечно: в конце концов из-за долгов «Алтаймедтехника» инициировала арест счетов фирмы «Тик» и подала иск о ее банкротстве. К этому моменту в схему Филимонова были волей или неволей втянуты более 80 больниц и других крупных медицинских организаций.
В итоге Филимонов был признан виновным в мошенничестве в особо крупном размере и приговорен к условному сроку без выплаты штрафов и компенсаций. Приговор топ-менеджеру уже вступил в законную силу, но вернуть свои деньги «Алтаймедтехника» не может до сих пор. Есть и другой интересный момент: следствие и суд пришли к выводу, что всю схему Филимонов провернул в одиночку.
Условный срок за 115 миллионов
Еще один яркий пример – история первого заместителя гендиректора государственного оборонного предприятия ФНПЦ «Алтай» Андрея Литвинова и главного научного сотрудника «Алтая», депутата краевого заксобрания Ирины Тепловой.
Как сообщается на сайте СКР, с 2010 по 2015 год гендиректор ФНПЦ «Алтай» Александр Жарков при содействии своего первого заместителя, а также главного научного сотрудника (по совместительству) – директора ЗАО «Научно-производственный концерн «Алтай», которая является депутатом Алтайского краевого законодательного собрания, совершили хищение принадлежащих предприятию денег в рамках исполнения контрактов.
Гендиректор от имени предприятия заключил договоры подряда с возглавляемыми его сотрудниками организациями на выполнение работ по разработке, доработке конструкторской и эксплуатационной документации, изготовлению, сборке, монтажу оборудования для заказчика. Кроме того, директор и обвиняемые подписывали подложные акты приема-сдачи выполненных работ, хотя в действительности они выполнялись исключительно за счет трудовых и производственных ресурсов самого ФНПЦ «Алтай». Общая сумма хищений денежных средств составила более 115 млн рублей.
Во время предварительного следствия обвиняемый генеральный директор ФНПЦ «Алтай» скончался. В связи с несогласием в предъявленном обвинении его родственники представляли его интересы в суде. Два других обвиняемых своей вины также не признали.
В ноябре 2019 года суд назначил подсудимым наказание в виде четырех лет лишения свободы условно с испытательным сроком пять лет. Кроме того, каждый из осужденных должен выплатить штраф в размере 1 млн рублей. Уголовное преследование в отношении генерального директора предприятия прекращено в суде в связи со смертью.
Таким образом Литвинов и Теплова показали, что в Алтайском крае можно похитить у государства 115 млн рублей, вернуть 2 миллиона и при этом остаться на свободе.
«Кущевка» Благовещенского района
Есть в Алтайском крае и такие «преступные гении», против которых даже и уголовное дело возбудить невозможно, не то что приговорить к условному сроку.
ОАО «Кучуксульфат» – единственный в России производитель природного сульфата натрия и второй по величине в мире. Также предприятие является крупным добытчиком и экспортером цист рачка артемии, ценного биологического водного ресурса.
Но в последние 10 лет история организации неразрывно связана с экологическими бедствиями, несчастными случаями и экономическими преступлениями.
Предприятие из гордости региона постепенно превращается в крупную экологическую проблему и приобретает зловещую репутацию. Например, в 2012 году там произошла крупная авария, имевшая крайне плачевные последствия для здоровья жителей Благовещенского района и местной природы. На предприятии увеличили производство дополнительных 100 тыс. тонн сульфата натрия. В результате произошло повреждение шлюза, из-за которого началась утечка рапы, которую закачали из озера Кучук в садочный бассейн – озеро Селитренное. За двое суток было фактически уничтожено 15 млн тонн рапы, находящейся в государственной собственности. Тонна рапы стоит около 45 тыс. рублей, государству был нанесен ущерб на сумму почти 674 млн рублей.
На «Кучуксульфате» то и дело случаются трагедии – то сотрудница попадет под локомотив, то работника, шедшего в ночную смену, собьет автомобиль депутата.
Жители Благовещенского района жалуются, что владельцы предприятия устроили на месте алтайскую «Кущевку», а органы власти сделали их как бы неприкасаемыми.
Примеры говорят о том, что эффективную борьбу с коррупцией невозможно вести полумерами. Для этого нужна серьезная политическая воля, прежде всего на федеральном уровне.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин