В Пермском крае за первые шесть месяцев 2020 года было вынесено 721 судебное решение о банкротстве физлиц и индивидуальных предпринимателей. В первой половине 2019 года таких решений было 440, согласно данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Кто и почему уходит в банкротство – в материале «ФедералПресс».
В Прикамье количество личных банкротств в первом полугодии текущего года по отношению к тому же показателю прошлого выросло на 63,9 %. Пермский край по количеству банкротов в абсолютных цифрах занимает девятое место в ПФО и семнадцатое в России.
Эксперты называют две причины роста числа банкротств. Во-первых, люди поняли, что банкротство – это не так страшно, и начали пользоваться этим инструментом финансового оздоровления. Во-вторых, к этому их подталкивает жестокая необходимость. По данным ТПП РФ, до четверти предпринимателей региона сворачивают свои дела из-за обусловленного пандемией кризиса. Люди остаются без работы, им уменьшают зарплаты, они теряют возможность обслуживать свои финансовые обязательства.
Как говорят эксперты, типичный средний банкрот – это человек как раз среднего возраста, 40–50 лет, с несколькими потребительскими кредитами и почти всегда с займами в МФО, которые берутся для погашения банковских кредитов. В итоге долг растет как снежный ком. Бесконечно брать кредиты на кредиты невозможно – к ним добавляются пени и штрафы по новым кредитам. В одном случае у должника при сумме основного долга в 250 тысяч рублей размер пени и штрафов достиг пяти миллионов!
На первый взгляд кажется, что стать банкротом просто: достаточно официально не иметь доходов, задекларировать долг в размере от 500 тысяч рублей и единственное жилье, даже если оно очень дорогое и имеет огромную площадь. Тогда будет достаточно найти 25 тысяч рублей за услуги арбитражного управляющего, пройти процедуру, которая в Пермском крае, по данным компании «Долгам.Нет», занимает в среднем десять месяцев в зависимости от сложности случая. Однако удается это не всем. «Долгам.Нет» пишет, что за четыре года практики банкротных дел, с 2016 по 2020 год, в Пермском крае не списали свои долги по завершении процедуры банкротства 2,34 % должников.
В частности, не удалось списать долги некоему Олегу Михайлову, сообщает РАПСИ. Недавно арбитражный суд признал его банкротом из-за долга в размере 4,9 миллиона рублей за коммунальные услуги. Однако не списал долг подчистую, а обязал передать финансовому управляющему автомобили Infinity FX37, Infinity FX45, автобус ЛАЗ-695Н и отечественную ВАЗ-21043. Пытаясь скрыть движимое имущество, должник одиннадцать раз менял фамилию! Дважды он был Михайловым, дважды Смирновым, дважды Щербаковым, два раза Трампом, по разу – Бузориным, Титовым, Транмпом. Одновременно он менял прописку, ИНН, СНИЛС. Банкротом он, конечно, стал, но списать все долги не смог.
Не в восторге от банкротных дел физлиц и арбитражные управляющие. Учитывая, что большинство потенциальных банкротов – люди, которые берут кредиты на кредиты и не имеют ничего лишнего, работать с такими клиентами финансовым управляющим не очень выгодно. Это доказывает и статистика. По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, процедура банкротства физических лиц является основным видом деятельности только у 35 процентов арбитражных управляющих. Для остальных 65 процентов это побочный заработок.
«Стоимость процедуры банкротства не ограничивается официальным вознаграждением арбитражному управляющему, – поясняет директор Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Кирилл Ноготков. – Она складывается еще и из необходимости собирать информацию, которая касается имущества должника, направить запросы в различные органы, получить ответы, а это как минимум почтовые расходы. Плюс обязательные публикации в различных изданиях, которые тоже делаются не бесплатно, затраты на реализацию имущества, если оно, конечно, есть. Затраты на участие в судебных заседаниях – подготовка отзывов, походы в суд, необходимость закрытия банковских счетов у должника, что на практике является непростой задачей, потому что невозможно сделать это в удаленном виде – управляющий должен приезжать в банк».
Кроме того, управляющий ведет бухгалтерию банкрота: выделяет ему деньги на жизнь, оплачивает коммуналку, если есть, выплачивает за него алименты. Порой снять деньги с лицевого счета бывает очень сложно, так как в некоторых банках не существует регламента по распоряжению счетами через финансового управляющего. Банкротство интересно, если у банкрота есть квартира, купленная в ипотеку, дорогое авто, дача, которую можно реализовать. Тогда арбитражный управляющий получит 7 процентов от стоимости реализованного имущества. Но клиентов с имуществом на самом деле не очень много.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский