Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

«Кто вез, у того и покупали». Новый свердловский министр «унаследовал» тяжбу с матерью депутата

Свердловский аптечный ГУП исчез, но скандалы остались
Свердловский аптечный ГУП исчез, но скандалы остались

Один из наиболее проблемных активов, доставшихся новому свердловскому министру здравоохранения Андрею Карлову, – компания «Фармация», которая ответственна за поставки лекарств для льготников и которую уже несколько лет сотрясают скандалы. О том, что происходит в компании и почему она судится со своим бывшим директором, – в материале «ФедералПресс».

«От нас надо было избавиться»

Незадолго до отставки предыдущий министр здравоохранения Андрей Цветков успел исполнить важное решение – изменить статус «Фармации» с предприятия на бюджетное учреждение. Это означает фактическую капитуляцию компании на фармацевтическом рынке: вместо конкуренции с коммерческими аптеками она сосредоточится исключительно на социальных функциях – поддержании торговли лекарствами в отдаленных поселках, распределении препаратов для льготников и поставке наркотических веществ для тяжелобольных. Не исключено, что именно через «Фармацию» будут распределяться и бесплатные препараты для профилактики коронавируса, закупку которых недавно анонсировал губернатор Евгений Куйвашев.

Исполняющим обязанности директора «Фармации» стал Сергей Харин – на сайте Минздрава он до сих пор значится начальником отдела организации лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности. Это уже третий руководитель «Фармации» с момента отставки самой известной главы предприятия – экс-депутата думы Екатеринбурга Галины Жуковской. Ее сын Андрей Жуковский является депутатом областного заксобрания.

Жуковская возглавила «Фармацию» в 2013 году на фоне противостояния городских и областных властей. До этого она руководила муниципальной аптекой № 1 и считалась членом «городской команды». СМИ расценили ее переход в «Фармацию» как часть сделки по усилению «областного» лобби в гордуме. Тогда же в компанию пришли ее соратники по «Справедливой России»: первым замдиректора стал Илья Лобов (ныне – министр природных ресурсов Омской области), директором по IT – Алексей Холодарев (ныне – депутат думы Екатеринбурга), руководителем отдела внедрения – Антон Швалев (впоследствии также депутат гордумы).

Во времена Жуковской неоднократно публиковалась информация о подозрительных или потенциально аффилированных со «Справедливой Россией» поставщиках. Так, внимание СМИ привлекла свежеиспеченная фирма «Атланта-Урал», зарегистрированная по одному адресу с приемной партии и выигравшая контракты на 11 млн рублей. «ФедералПресс» ранее писал и о тендере на пять миллионов, выигранном бывшими бизнес-партнерами Алексея Холодарева – сам депутат тогда отрицал какую-либо аффилированность.

Тем не менее при Жуковской «Фармация» демонстрировала хорошие финансовые показатели: согласно данным Seldon.Basis, компания ежегодно получала около 11 млн рублей прибыли. Областная счетная палата, анализировавшая деятельность компании за 2014–2015 годы, отмечала перевыполнение плана по выручке и чистой прибыли, а также рост рентабельности продаж. В то же время стоит отметить, что до прихода Жуковской прибыль два года подряд превышала двадцать миллионов.

«Конец прекрасной эпохи» наступил в 2017 году: тогда Галина Жуковская была уволена – по официальной версии, за плохое обеспечение льготников лекарствами. Сама она к тому времени практически отошла от дел – по ее словам, восстанавливалась после инфаркта. В СМИ увольнение Жуковской, как и ее назначение, сочли политическим: губернатор Евгений Куйвашев тогда готовился к переизбранию, а его отношения со «Справедливой Россией» охладели.

Компанию возглавила Наталья Обухова, до этого работавшая в структурах депутата заксобрания Александра Серебренникова. Он также занимается торговлей лекарствами и зачастую выступал в качестве конкурента «Фармации». Сторонники Жуковской прямо утверждали, что цель Обуховой – подыгрывать бывшему работодателю. Так или иначе, убытки предприятия в 2017 году составили 61 миллион, а в 2018-м – почти 56 миллионов. Сама Обухова через полтора года работы в «Фармации» вернулась в структуры Серебренникова.

«Мы были сильным игроком на рынке, от нас надо было избавиться. Серебренников был заинтересован в этой истории на сто процентов», – говорит Жуковская.

Обухову сменил чиновник минздрава Андрей Попов, при котором «Фармация» показала рекордный убыток почти в 67 миллионов. Именно тогда было принято решение о реорганизации предприятия в бюджетное учреждение. Кроме того, Попов выступил с иском к самой Галине Жуковской, потребовав возместить убытки на 12 млн рублей.

«Лучше суд, чем уголовное дело»

Как следует из опубликованного недавно решения о назначении экспертизы, руководство «Фармации» обвиняет Жуковскую в закупке по завышенным ценам медицинских изделий у бизнес-леди Анастасии Бурнашевской. Она и раньше получала небольшие контракты «Фармации», притом что основной бизнес Бурнашевской – торговля постельным бельем. В конце 2016 года «Фармация» закупила у нее товары примерно на пятьдесят миллионов: маски, перчатки, контейнеры, бахилы, мочеприемники, шприцы и так далее. Во всех закупках Бурнашевская являлась единственной участницей.

«У нас было двести поставщиков, кто вез товар, у того и покупали. Попасть на наш рынок можно было без проблем», – говорит Жуковская, отрицая знакомство с поставщицей.

Сама экс-директор объясняет, что массовые закупки были связаны с готовящимся переходом на новую схему госзакупок.

«Юристы и закупщики не понимали, как мы будем работать по 44-ФЗ. Поэтому в декабре мы покупали очень много товара, покупали у всех, с кем могли договориться на длительные рассрочки, на определенные цены», – говорит Жуковская.

Высокую стоимость масок она объясняет тем, что в 2016 году из-за эпидемии гриппа на них повысился спрос.

Жуковская утверждает, что «Фармация» обвиняет ее в закупке излишнего количества товаров. В ответ она говорит, будто новое руководство спрятало товар и не выставляло его на продажу, зато маски были реализованы во время эпидемии коронавируса.

«Все продано, и получена прибыль», – заверила она.

С заключением, данным специалистом-оценщиком ТПП, Жуковская также не согласна. Поэтому суд по ее просьбе назначил новую экспертизу, которая обойдется в 280 тыс. рублей. Ее результаты станут известны в конце августа.

«Жуковская – достаточно опытный специалист, один из наиболее квалифицированных в области фармацевтики, что вовсе не исключает каких-либо элементов ее заинтересованности», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» председатель областной организации по защите прав пациентов Максим Стародубцев.

По его словам, скандалы характерны не только для свердловской «Фармации», но и для отрасли в целом: Стародубцев приводит в пример недавнюю «войну» двух американских производителей препаратов от коронавируса.

«Система лоббирования наиболее выгодных препаратов распространена совершенно везде, исключений здесь, наверное, нет. Суд лучше, чем уголовное дело. Это доказательность, это состязательность сторон, можно лишь приветствовать цивилизованное разбирательство без лишения свободы», – говорит он.

Отметим, что «Фармация» жаловалась на Жуковскую и в свердловское управление ФСБ: ответ ведомства находится в материалах дела. В управлении не прокомментировали ситуацию по телефону, корреспондент «ФедералПресс» направил официальный запрос.

Связаться с Сергеем Хариным корреспонденту «ФедералПресс» не удалось, Анастасия Бурнашевская отказалась от комментариев.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.