Два года назад полигон ТБО в Полетаеве начал принимать челябинские отходы. За это время он успел нарастить мощность, прибыль и скандальную репутацию, а выручка компании увеличилась в 60 раз. Спорные истории, связанные с этой фирмой, касаются не только экологии: вопросы возникают, начиная с выбора этого объекта как основного в терсхеме по челябинскому кластеру и заканчивая его связью через сложную схему учредителей с регоператором ЦКС. Об эволюции полетаевского полигона – в материале «ФедералПресс».
Как власти «провели» полетаевский полигон в челябинский кластер
С июля 2018 года южноуральские власти начали поэтапно закрывать городскую свалку в Челябинске, которая на тот момент почти 70 лет принимала отходы областного центра. ТКО города-миллионника были перенаправлены на полигон в Полетаеве Сосновского района (ООО «Полигон ТБО»), до этого обслуживающий только близлежащие поселки. Более того, в это же время объект вошел в территориальную схему региона по обращению с ТКО как полигон для обслуживания челябинского кластера.
В министерстве экологии Челябинской области, где была разработана терсхема, свой выбор в пользу полетаевского полигона объяснили тем, что этот объект входит в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО, база данных, в которую включены все официальные объекты страны, где размещаются бытовые и другие виды отходов. – Прим. ред.), а это необходимое требование. Кроме того, на полигоне на тот момент был подготовлен проект по увеличению его мощности и вместимости, хотя он еще и не был реализован.
Став ключевым звеном в системе обращения с ТКО в челябинском кластере, ООО «Полигон ТБО» получило 32,8 млн рублей госсубсидий в качестве компенсации доходов, недополученных из-за государственного сдерживания тарифов (после чего УФАС заявило о сговоре между ООО «Полигон ТБО» и правительством региона, сейчас решение ведомства оспаривается в суде. – Прим. ред.). Это сумма за 2018 год, общий же размер субсидий, как пишет «Коммерсант», превысил 88,7 млн рублей, и, как пояснили в минэкологии, никто из других участников рынка не претендовал на эту компенсацию, да и не мог из-за недостаточности мощностей.
«ФедералПресс» изучил базу ГРОРО по Челябинской области: из 105 включенных в нее объектов восемь занимаются ТКО. Ближе всех к Челябинску, на расстоянии около 20 км, находится полигон «Южный», расположенный в поселке Старокомышинске (входит в состав Копейска. – Прим. ред.). Второе место по близости к областному центру разделили полигоны в Полетаеве и Урефтах (около 30 км). Если следовать логике властей, которые анонсировали строительство нового полигона для челябинского кластера в поселке Чишма, в 80 км от Челябинска (в этом году стало известно, что данный полигон так и не будет построен, ссылка. – Прим. ред.), третье место с натяжкой можно было бы отдать полигону в Кыштыме, который также находится примерно в 80 км от областного центра по прямой. Другие полигоны из базы ГРОРО по Челябинской области находятся значительно дальше.
Интересно, что на момент включения полетаевского полигона в терсхему по челябинскому кластеру мощность этого объекта составляла 22 тысячи тонн отходов в год. Для сравнения, вместимость копейского полигона составляла 40 тысяч тонн в год, урефтинского – 35 тысяч тонн.
«ФедералПресс» попробовал выяснить, претендовали ли Урефты и Копейск как наиболее близкие к Челябинску на статус основного объекта для приема ТКО в этом кластере, а также на госсубсидию. В ЧРФ «Экологические технологии» (полигон в Урефтах) беседовать с журналистом на эту тему отказались. В ООО «Комтранссервис» (полигон «Южный») сообщили, что не претендовали, но лишь потому, что не знали о том, что прием отходов будет происходить на постоянной основе, а не временно, как изначально анонсировали власти.
«Чтобы принимать такие большие объемы, к этому нужно готовиться. Если бы изначально шла речь о том, что отходы по челябинскому кластеру нужно будет принимать на постоянной основе, мы бы заранее приступили к реконструкции. Но на тот момент говорилось о временном приеме ТКО», – сказала совладелица компании Дина Грибанова.
Действительно, при закрытии челябинской свалки в минэкологии утверждали, что полетаевская площадка – временная, пока не будет запущен полигон в Чишме. Министр экологии Сергей Лихачев в июне 2018 года на съемках программы «ЧасПолит» (ГТРК «Южный Урал») заявлял перед камерами, что ТКО из Челябинска будут вывозить в Полетаево в течение 11 месяцев.
Теперь вопрос с Чишмой официально закрыт, власти области пока не определились ни с местом, ни с исполнителем строительства нового полигона, а полетаевский объект, где подозрительно заблаговременно заготовили проект по увеличению мощностей, стал постоянной площадкой по челябинскому кластеру. Как следует из ответа Роспотребнадзора, предприятие увеличило объем и мощности полигона с 21,92 тысячи тонн в год до 420 тысяч тонн со сроком эксплуатации 9 лет. То есть вместо планируемых 11 месяцев полигон в Полетаеве официально сможет принимать отходы до 2027 года.
По информации владельцев полигона «Южный», с осени прошлого года «Комтранссервис» неоднократно выходил на правительство области с инвестиционным предложением о строительстве современного комплекса по обращению с ТКО на базе существующего полигона в Копейске как альтернативы несостоявшемуся полигону в Чишме. Компания планировала вложить в возведение свыше 1 млрд рублей. Это предложение, по словам инвесторов, до сих пор остается без ответа. «ФедералПресс» уточняет эту информацию. Комментарии правительства будут даны в отдельной публикации.
Связи ЦКС с полигоном
За минувшие два года дела ООО «Полигон ТБО» разительно изменились. Судя по финансовой отчетности, до момента включения в терсхему предприятие, основанное в 2011 году, не было успешным. С 2014 по 2016 год чистая прибыль и выручка компании были по нулям. В 2017 году убытки компании составили свыше 43 млн рублей, а выручка – 6,96 миллиона. В 2018-м, в середине которого полигон стал принимать отходы из Челябинска, выручка компании возросла до 46,5 млн рублей, а спустя всего год, по итогам 2019-го, она составила 415,58 миллиона. Именно в 2019-м объект наконец стал приносить прибыль: она составила 150,16 млн рублей.
Руководство компании с тех пор также сменилось: гендиректор ООО «Полигон ТБО» Захид Камилов возглавил ООО «Центр коммунального сервиса» (ЦКС), которое является регоператором по обращению с отходами. Его подрядчики и возят теперь в Полетаево собираемые в Челябинске отходы.
Место Камилова в «Полигоне ТБО» занял работавший с ним там же ранее исполнительным директором Александр Трубин. А в состав учредителей вошел Руслан Нигматуллин, который также является совладельцем ООО «Эковывоз» – самого крупного подрядчика ЦКС. Второй владелец этой фирмы Игорь Терехин, по данным SeldonBasis, ранее руководил московской компанией «Стильстрой» и являлся ее соучредителем вместе со Львом Гниденко и Владимиром Зарудным. Последнему принадлежит 50 % еще одной московской фирмы – «3Г Строймонтаж».
«3Г Строймонтаж», как следует из того же SeldonBasis, в свою очередь владеет 100-процентной долей в компании «Ингеоком-Эко» (тоже Москва), специализирующейся на обработке и утилизации отходов. Единственной «дочкой» этой компании является южноуральский регоператор ООО «ЦКС».
На этом связи ЦКС, «Эковывоза» и «Полигона ТБО» не заканчиваются. Второй половиной «3Г Строймонтаж» владеет компания ООО «Прайм», в совладельцах которой значится Равиль Жемалетдинов, в апреле 2019 года получивший 50 % в ООО «Полигон ТБО». Также «Праймом» владеет Лиана Гниденко, предположительно супруга Льва Гниденко, который был партнером по бизнесу Игоря Терехина (который ныне в ООО «Эковывоз»). Предположительно именно Лев Гниденко является одним из основных бенефициаров ЦКС.
В феврале этого года по решению ЦКС «Эковывоз» занял место предыдущего подрядчика по вывозу ТБО в Копейске – компании «Комтранссервис+» (у компаний «Комтранссервис» и «Комтрассервис+» одни собственники, им принадлежит «Южный» полигон. – Прим. ред.), семь лет до того работавшей на этом рынке.
Один из учредителей «Комтранссервиса» рассказал агентству, что якобы ранее на них выходили лица, связанные с ЦКС, с предложением о покупке 51-процентной доли в УК: «В итоге мы сговорились на 50 %, но нас не устроили условия договора. Поэтому мы отказались от сделки».
На момент выхода публикации комментарии Захида Камилова, запрошенные через пресс-службу ЦКС, в редакцию не поступили.
Обновление 13.08.: «Центр коммунального сервиса никогда не планировал приобретать полигоны ни в Копейске, ни в Урефтах. Таких планов нет ни сейчас, ни на будущее», – позже прокомментировал Камилов.
Скрытая угроза
В то время как растет прибыль ООО «Полигон ТБО», растут и претензии к его объекту, связанные с экологией. Компания выступает ответчиком по иску общественных организаций «Экологический консалтинг» и «Народный контроль», которые требуют аннулировать выданную ей лицензию на размещение отходов в Полетаеве и возложить на нее и правительство региона расходы на консервацию и ликвидацию объекта. Ответчиками по этому иску также выступают минэкологии, управления Росприроднадзора и Роспотребнадзора, региональное правительство, а также южноуральская прокуратура. Тяжба длится уже полгода, 12 августа суд принял решение отказать в удовлетворении иска.
СВЕЖИЕ ФОТО, ВИДЕО ПОЛИГОНА предоставлены жителями Полетаево. Площадка для складирования отходов напоминает гигантскую гору мусора.
Главный экологический риск данного полигона, как считают его оппоненты, в его месторасположении: он находится на водосборной площади реки Миасс и Шершневского водохранилища, являющегося единственным питьевым источником Челябинска и прилегающих поселков.
Это редакции подтвердили в отделе водных ресурсов (ОВР) по Челябинской области Нижне-Обского бассейного управления. «Загрязнения, образующиеся в результате деятельности полетаевского полигона, с поверхностным и диффузным стоком в конечном итоге будут доставлены в реку Миасс и далее в Шершневское водохранилище. Следовательно, вероятность загрязнения этих водоемов реально существует. Любое нарушение технологий захоронения отходов может привести к загрязнению водных объектов», – говорится в ответе ведомства.
В ОВР также рассказали, что еще в период рассмотрения вопроса о размещении полигона ТБО для нужд Сосновского района выступали против нахождения подобного объекта в этом месте. Еще более жесткую позицию по этому вопросу ОВР занял, когда стало известно о переносе челябинской свалки на полетаевский полигон. «Об этом были проинформированы власти Сосновского муниципального района и правительство Челябинской области. Однако учитывая, что сейчас полномочия по проведению водохозяйственной экспертизы у ОВР отсутствуют, это мнение не было принято во внимание», – сказали в ведомстве.
Полигон в Полетаеве все больше напоминает печально известную челябинскую городскую свалку. Фото предоставлено жителями Полетаева
Пока в ОВР признают, что анализ гидрохимического состояния Шершневского водохранилища не показывает существенного ухудшения качества в нем воды. Хотя в 2019 году по сравнению с 2018-м индекс качества воды изменился с 3А (загрязненная) на 3Б (очень загрязненная). В Челябгидрометцентре, где также следят за показателями водных объектов, агентству сообщили, что по Полетаеву и Шершням случаев экстремального загрязнения не было.
На данный момент Нижне-обское бассейное управление является единственной госструктурой, у которой имеются претензии к полетаевскому полигону. Ранее на сторону истцов, выступающих против ООО «Полигон ТБО», вставал Роспотребнадзор региона. Однако сейчас, как сообщил агентству представитель истца со стороны организации «Экологический консалтинг», ведомство поддерживает ответчика.
Из ответа Роспотребнадзора на редакционный запрос следует, что «Полигон ТБО» устранил нарушения, выявленные ведомством.
Фото и видео предоставлены жителями Полетаева, инфографика: ФедералПресс/Елена Майорова