Новейшая история института первых лиц Новосибирской области берет свое начало в последнем десятилетии прошлого века, когда руководитель региона именовался главой администрации. Именно такой титул получил первый губернатор региона Виталий Муха 26 ноября 1991 года согласно указу президента РСФСР Бориса Ельцина. «ФедералПресс» рассказывает о руководителях Новосибирского региона в первые два десятка лет становления российской государственности; они прошли путь от политической фронды до экономического роста. Часть первая – от Виталия Мухи до Виктора Толоконского.
Не благодаря, а вопреки
Этому предшествовало немало событий. Летом 1990 года Виталий Муха прекратил совмещать высшие должности в облсовете региона и обкоме КПСС, оставшись руководителем области. Через год, в дни ГКЧП, он занял сдержанную позицию в отношении противостоящих сторон, призывая к сохранению спокойствия и недопущению забастовок. Такое отношение к началу событий – с легким противодействием Ельцину (именно он призывал к забастовке как средству борьбы с ГКЧП) – оставляло широкие возможности для последующих маневров, но в Москве все решилось буквально за несколько дней. Регионам осталось лишь как данность принять провал ГКЧП и последующие действия центральных властей, а Виталию Мухе – стать первым руководителем Новосибирской области, назначенным Борисом Ельциным.
Не исключено, что этому содействовала и межрегиональная деятельность Мухи – в ноябре 1990 года он был избран председателем совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», пытавшейся найти достойное место для сибирских регионов в период становления рыночной экономики. Эта деятельность была поддержана и Борисом Ельциным – за месяц до ГКЧП он в Новосибирске подписывал документы «Сибирского соглашения».
Тем не менее во время следующего кризиса власти – противостояния президента и Верховного Совета России – Виталий Муха занял более жесткую позицию не на стороне Ельцина и в итоге был уволен со своего поста 5 декабря 1993 года. Что не помешало ему в дальнейшем возглавить один из новосибирских банков, а позже вновь вернуться в региональную политику.
Был, хотел – но не смог
День отстранения Виталия Мухи от обязанностей главы администрации НСО стал днем назначения Ивана Индинка, до сих пор работавшего главой городской администрации. Его путь во власть во многом совпадал с маршрутом предшественника – сначала партийная активность на районном и городском уровнях, затем – руководство горадминистрацией. Зеркально повторялась и общественная деятельность – новосибирский градоначальник в 1988–1990 годах возглавлял Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов.
Однако, в отличие от «старшего товарища», Иван Индинок в августе 1991 года публично поддержал Бориса Ельцина. «Он мог выйти к бушующей митингующей толпе и высказать свою позицию – это заслуживает уважения», – говорит новосибирский общественный деятель Олег Викторович.
Тогда это не стало поводом для замены более умеренного Виталия Мухи – она произошла двумя годами позже. К этому времени в ряде российских регионов уже проводились прямые выборы областных и краевых руководителей, а в 1995 году они стали практически повсеместными, и Ивану Индинку пришлось отстаивать свою должность на конкурентной основе. Он вышел на выборы с уверенным лозунгом «Хочу, могу и буду» – и проиграл во втором туре вновь ставшему главой региона Виталию Мухе. А годом позже экс-глава повторил путь Виталия Мухи, и после первого ухода из политики Иван Индинок вошел в правление одной из новосибирских кредитных организаций.
«Иван Иванович был, наверное, самый народный губернатор», – считает Олег Викторович. По его словам, бывший руководитель региона и сейчас ведет достаточно активную общественно-политическую жизнь.
Дефолт второго срока
Пятилетка второго периода Виталия Мухи в должности руководителя региона обещала дать хотя бы некоторое время для разрешения все нарастающих проблем области – падение гособоронзаказа, кризис неплатежей, стагнация промышленного и сельскохозяйственного производства, галопирующая инфляция. Но фактически запас времени был сокращен наполовину – до дефолта 1998 года, после которого на первый план вышла задача выживания. И к моменту очередных выборов в 1999 году регион вместе со всей страной искал новые пути дальнейшей жизни с новыми лидерами. На рубеже веков Бориса Ельцина сменил Владимир Путин, а Виталия Муху (скончался 22 мая 2005 года в поселке Кудряшовский от сердечного приступа) – Виктор Толоконский.
В нужное время на нужном месте
Бывший мэр Новосибирска оказался политическим долгожителем. Виктор Толоконский последовательно руководил Новосибирской областью (по 2010 год), являлся представителем президента в Сибирском федеральном округе, а затем – губернатором Красноярского края. Ему по сравнению с временами предшественников достались более спокойные годы – да и экономика всей страны понемногу начала выходить из пике.
Сложно выделить личные заслуги Виктора Толоконского на фоне относительно благоприятной внешней и внутренней российской конъюнктуры 2000–2009 годов. Тем не менее Новосибирская область именно в этот период показывала цифры прироста валового регионального продукта, не достигнутые в последующие годы. Тогда же были реализованы крупные инфраструктурные проекты – строительство основной части Северного объезда, второй взлетно-посадочной полосы аэропорта Толмачево, прямой дороги к нему и нового стержня городской транспортной сети – Ипподромской магистрали. Еще одним начинанием времен Толоконского стал новосибирский промышленно-логистический парк (ПЛП), который и по сей день продолжает свое развитие, привлекая новых резидентов.
«Виктор Александрович, безусловно, региональный тяжеловес, и то, что он сегодня стал советником действующего губернатора области Андрея Травникова, говорит о здоровой консолидации региональных политических сил», – считает Олег Викторович.
Окончание первого этапа губернаторской карьеры Виктора Толоконского пришлось на 2010 год – время президентства Дмитрия Медведева, который сделал главу региона своим представителем в СФО. Новосибирскую же область возглавил Василий Юрченко, ранее бывший первым замом губернатора.
Продолжение следует.
Фото: VN.ru / Борис Барышников, kremlin.ru, nso.ru