Август для застройщиков Екатеринбурга оказался жарким на споры. В столице Среднего Урала обсуждают изменения правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Ключевой момент заключается в том, что для четырех зон – Ц-1 (многофункциональная деловая и обслуживающая зона общегородского значения), Ц-2 (многофункциональная деловая и обслуживающая зона районного значения), Ж-4 (зона жилой застройки до 12 этажей) и Ж-5 (зона многоэтажной жилой застройки) – изменят параметры по плотности застройки. Как именно и чем это может обернуться для города – в материале «ФедералПресс».
Простое умножение
Сегодня в зонах Ц-1, Ц-2, Ж-4 и Ж-5 разрешено на одном квадратном метре земли возводить 3 кв. м жилья. В новых правилах предлагается изменить коэффициент и увеличить его на 1 отметку, тем самым разрешив строить на каждом квадратном метре участка по 4 кв. м. По прогнозам экспертов, таким образом в городе возрастет плотность застройки с 60 до 100 %. Говоря простым языком, там, где раньше можно было строить 10 этажей, сейчас дается возможность воздвигать 12, а где, к примеру, – 20, то соответственно, – 24 этажа. Вместе с этим устранятся понятия минимальных отступов от границы одного земельного участка с другим.
![]()
«Говорить, что мы разрешаем безумно плотную застройку, как в Нью-Йорке, нельзя. Речь идет об увеличении плотности плюс-минус 7-12 %. Это не критический параметр», – заявлял ранее глава Екатеринбурга Александр Высокинский в эфире городского телеканала.
Также в новых правилах предлагается освободить застройщиков от согласования с местными властями архитектурно-градостроительного облика в зонах Ж-5 (зона многоэтажной жилой застройки) и Ц-4 (торговые центры).
![]()
«На самом деле в этом пакете предложений об изменении ПЗЗ формулировка об обязательности согласования архитектурно-градостроительного облика в зонах Ц-4 и Ж-5 меняется на возможность согласования в добровольном порядке», – добавляет заместитель главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей Бирюлин.
Кажется, что в данной ситуации застройщикам развязали руки в выборе внешнего облика зданий. Однако, по словам экспертов, строить как попало и что попало все же не получится. По данным экспертов, внешность новых городских строений регулирует федеральное законодательство. В нем четко прописаны все требования и к другим параметрам: границы детских площадок, расположенных во дворах, места для сборки мусора, организация проездов и хранения автомобилей, а также движение противопожарной техники и так далее. Помимо этого, во всех квартирах должны выполняться требования по инсоляции (прямая солнечная освещенность).
«В силу этого говорить о какой-либо революции или значимой либерализации ПЗЗ Екатеринбурга с новыми поправками не представляется возможным. Соблюдение федерального комплекса норм было и остается основной задачей учреждений экспертизы и государственного строительного надзора», – поясняет президент «Гильдии строителей Урала» Вячеслав Трапезников.
Сойдется ли баланс интересов?
Игроки строительного рынка видят в новых изменениях как плюсы, так и минусы. К числу положительных моментов относят работу с пустующими участками, которые «стоят без дела» на протяжении нескольких лет. С принятием новых поправок девелоперы смогут использовать их и превратить в объекты недвижимости, которые принесут деньги не только застройщикам, но и городской казне.
«Если у девелоперов появляется большая гибкость с точки зрения вовлечения в оборот этих участков – это можно только приветствовать. Если на месте пустыря появляется объект недвижимости, который может быть интересен всем, город от этого только выигрывает», – считает руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимость Михаил Хорьков.
Еще одним из плюсов застройщики называют сокращение сроков прохождения процедур согласования.
![]()
«Новая редакция ПЗЗ позволит застройщикам существенно сократить сроки прохождения разнообразных разрешительных процедур и отказаться зачастую от избыточных многомесячных, а иногда и многолетних административных барьеров, которые объективно препятствуют сегодня достижению целей национального проекта в сфере жилищного строительства, а также развитию экономики городов в целом», – уверен Вячеслав Трапезников.
Сейчас в Минстрое разрабатывается законопроект, который будет регулировать требования по согласованию архитектурно-градостроительного облика зданий различной направленности. По факту все то, от чего могут отказаться в требованиях по жилым зонам, может войти в Градостроительный кодекс и выйти на систематизированный уровень.
Однако остается незакрытым вопрос о том, как все будет действовать на практике. В генплане Екатеринбурга четко прописано, что все центральные улицы города относятся к особым зонам, где все фасады строящихся зданий должны согласовываться с администрацией. Но в июне 2020 года компания Prinzip выиграла суд по признанию статьи ПЗЗ Екатеринбурга, в которой прописана необходимость согласования облика новых построек, недействительной.
«В новом генплане, который отклонили, предлагали такие зоны убрать. Сейчас те, кто желает эти изменения в итоге увидеть, пролоббировали это через ПЗЗ. Все было сделано для того, чтобы это вошло в городской нормативный акт», – делится мнением депутат Екатеринбургской городской думы Дмитрий Сергин.
Кроме этого, увеличение плотности застройки может повлечь за собой обострение транспортной обстановки. В Екатеринбурге и без того страдающем от пробок – автомобилистам станет еще теснее. По мнению общественницы и автора проекта «Реальная история» Марины Сахаровой, для начала нужно проработать и понять, как дороги будут справляться с увеличенной нагрузкой. Ведь чем выше здание, тем больше в нем пользователей авто.
![]()
«В обычной обстановке такая плотность застройки влечет за собой транспортные потоки. Где расчет пропускной способности улично-дорожной сети? Пересадить всех на общественный транспорт невозможно, в последние годы все шло на развитие личного автотранспорта. Тогда исходили из сиюминутных прибылей, и сейчас то же самое», – считает Марина Сахарова.
Обсуждение новых поправок в ПЗЗ продлится до 25 августа. Окончательное решение в мэрии Екатеринбурга готовятся опубликовать 8 сентября. По мнению экспертов, в данной ситуации власть, застройщики и общественность должны найти баланс и выработать решение, учитывающее интересы всех сторон.
«Баланс держится не только на нормативных вещах, но и на духе законодательства и негласном договоре между бизнесом, обществом и властью. Если этого всего не будет, то мы в любом случае далеко не уедем», – резюмирует Михаил Хорьков.
Фото: ФедералПресс /Ксения Медведева, Елена Майорова, Евгений Поторочин. Инфографика: Елена Майорова


