Полгода коронавирус осложняет жизнь трудовых мигрантов по всему миру. Одни не могут вернуться к семьям, других тревожит ситуация на рынке труда. За первое полугодие 2020 года в ХМАО-Югре количество иностранных граждан, поставленных на учет по месту пребывания, снизилось на 22 процента. «ФедералПресс» изучил, как пандемия повлияла на работу мигрантов в строительных компаниях региона, и узнал, почему дешевая рабочая сила в Югре – это миф.
Полгода коронавирус усложняет жизнь трудовых мигрантов по всему миру. Одни не могут вернуться к семьям, других тревожит ситуация на рынке труда. За первое полугодие 2020 года в ХМАО количество иностранных граждан, поставленных на учет по месту пребывания, снизилось на 22 процента. «ФедералПресс» изучил, как пандемия повлияла на работу мигрантов в строительных компаниях региона, и узнал, почему дешевая рабочая сила в Югре – это миф.
Патенты – только для своих
Не первый год в Югре происходят серьезные изменения в миграционной политике. С 2016 года губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова ужесточает правила для работы трудовых мигрантов на территории округа. Одна из причин – необходимость сохранения рабочих мест для граждан России. Так, в 2016 году был разработан и утвержден проект распоряжения «Об определении потребностей в привлечении иностранных работников, прибывающих в РФ на основании визы, в ХМАО-Югру на 2017 год». Из документа следует, что объем квоты для ХМАО-Югры на выдачу трудовым мигрантам разрешений на работу и приглашений на въезд в Россию на 2017 год составил 737 единиц, что на 43,5 процента меньше квоты 2016 года (1304 единицы).
С 2019 года иностранным гражданам, осуществляющим работу на основании патента, было запрещено работать водителями городского и пригородного сообщения, заниматься образовательной деятельностью, производством детского питания и диетических пищевых продуктов, торговать табачными изделиями и алкогольными напитками, организовывать деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков.
В 2020 году к данным пунктам добавился запрет на привлечение мигрантов для работы именно в легковом такси, а также в арендованных легковых автомобилях с водителем. Однако документ не запрещает работать по этим патентам мигрантам из стран – участниц договора о Евразийском экономическом союзе, в который входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.
Представители диаспор ХМАО-Югры, встревоженные подписанным запретом, готовили письмо главе региона, в котором предлагали пересмотреть постановление и разрешить работать приезжим таксистами, продавцами и поварами. Но вмешался коронавирус, и обращение на время потеряло свою актуальность.
Коронавирус нипочем
В основном трудовые мигранты сейчас работают в ХМАО-Югре в строительной отрасли, в сфере услуг и ЖКХ. За шесть месяцев 2020 года, по информации УМВД России по Югре, было зарегистрировано 70 744 мигранта, все они прибыли в регион до введения ограничительных мер, связанных с коронавирусом. Для сравнения: за аналогичный период докоронавирусного 2019 года их было 91 009.
Как повлияла пандемия на положение трудовых мигрантов, находящихся к ее началу на территории округа? «Люди, которые остались в стране с введением ограничительных мер, связанных с коронавирусной инфекцией, продолжают работать. Для них созданы все условия. Внесены изменения в федеральное законодательство», – отметили в департаменте труда и занятости ХМАО-Югры. Также там сообщили, что патенты и разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности без выезда за рубеж будут выдаваться до момента открытия границ.
«Большая часть обращений от трудовых мигрантов была зарегистрирована, когда все только начиналось. Беспокоило людей, на каких основаниях находиться в России, а конкретно в Югре. Как осуществлять трудовую деятельность? Буду ли наказаны, если не продлят миграционный учет? Конкретных письменных обращений о потере работы не поступало», – рассказал Алексей Минин, начальник отдела иммиграционного учета УМВД России по ХМАО-Югре.
Он также отметил, что с подобными вопросами обращались и юридические лица, пригласившие мигрантов на работу. Им необходимо было предоставить мотивированное заявление, на основании которого продлеваются сроки пребывания в стране. Сроки у всех разные, поэтому учет у каждого индивидуальный, в основном он идет от окончания предыдущего разрешенного срока.
Запретить нельзя оставить
Как сообщили в департаменте строительства Югры, ни одно из предприятий отрасли, где используется труд мигрантов, не приостановило свою деятельность из-за коронавируса. Есть задержки по проектам, но это связано с финансированием.
По мнению технического директора компании «ГарантСтройГрупп» Юрия Митрошина из Ханты-Мансийска, закрытие границ пока не повлияло на работу предприятия: разрешение на работу у его сотрудников, прибывших из-за пределов России, действует до конца этого года. Но предпринимателя беспокоит, что среди местного населения рабочие профессии, так необходимые на стройке, непопулярны.
«К сожалению, рабочие профессии среди наших молодых людей сейчас непрестижны. Парень лучше пойдет сидеть охранником за 30 тысяч, чем руками работать. Поэтому приходится приглашать мигрантов», – отметил собеседник.
Он также подчеркнул, что в Югре сокращать число трудовых мигрантов не стоит, если нет гарантий в обеспечении квалифицированными специалистами из числа местного населения. Даже в пандемию и во время роста уровня безработицы югорчане все равно не хотят работать там, где трудятся мигранты.
«Мигранты давно перестали быть дешевой рабочей силой. Они работают точно в таких же ценовых условиях, что и наши граждане. В среднем за сезон зарабатывают от 70 до 100 тысяч рублей. И все слова, мол, иностранцы занимают чужие рабочие места, – ерунда, местные жители сами не хотят работать», – подытожил Митрошин.
Опытный строитель Павел Чесноков уверен, что мигранты не отнимают рабочие места, проблема в другом.
«У нас все работяги, которые работают на вахтах, – люди из деревень. Из города – либо инженеры, либо руководители. Конечно, бетон мешать, гайки крутить, в солярке возиться мало кто хочет. Но если ты не хочешь, это же не значит, что кто-то другой не придет и не займет место. Сейчас на заводах нормально платят, тысяч сорок-пятьдесят», – сообщил Чесноков.
Он также отметил, что нужно бороться с наличием нелегальных мигрантов и с нерадивыми руководителями, которые содержат иностранных работников «в очень плохих условиях».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин; инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова