После ухода Виктора Толоконского с поста губернатора Новосибирской области, который он занимал на протяжении 10 лет, ни один из его последователей не смог удержаться в кресле на столь же продолжительный срок. За 2010–2020 годы глава региона менялся трижды. «ФедералПресс» продолжает изучать историю руководства главным субъектом Федерации в СФО, и сегодняшний рассказ посвящен последнему десятилетию.
Губернатор, уволивший Путина
Василий Юрченко, сменивший Виктора Толоконского на посту губернатора Новосибирской области в сентябре 2010 года, выглядел на фоне своего предшественника аполитичным технократом, что вселяло надежды на динамичное развитие региона.
«Приход нового человека вызвал заметный энтузиазм. Надежды с ним связывались большие, но, к сожалению, они не оправдались», – говорит новосибирский общественный деятель Олег Викторович. Он не исключает, что вина за это лежит и на команде Василия Юрченко.
За первые годы руководства областью существенных прорывов по каким-либо направлениям так и не произошло. Но уже в 2013 году деятельностью Василия Юрченко на посту вице-губернатора заинтересовался Следственный комитет РФ, а ближе к концу года инициативу главы региона об ужесточении налогообложения так называемых инвестиционных квартир публично не поддержал президент России Владимир Путин, указав в качестве последствий такой инициативы возможное замедление рынка недвижимости. И буквально через несколько дней новосибирский губернатор объявил об отставке родственника президента – своего советника на общественных началах и двоюродного племянника главы государства Романа Путина.
Со стороны эти события выглядели вызывающе взаимосвязанными.
Не лучшим образом для Василия Юрченко начался и 2014 год – в первом рейтинге глав регионов новосибирский губернатор занял 75-е место из 81 возможного, попав в компанию с коллегой из Сахалинской области Александром Хорошавиным (арестован в 2015 году по делу о получении взятки, приговорен в 2018 году к 13 годам лишения свободы). Но даже на таком фоне формат ухода Василия Юрченко оказался неожиданным. 17 марта 2014 года президент России освободил его от должности губернатора Новосибирской области «в связи с утратой доверия».
В последующие годы Василий Юрченко был фигурантом уголовных дел по статье «Превышение должностных полномочий». По одному из них производство через два с половиной года было прекращено, а по второму – закончилось реальным приговором с условным сроком на три года. В мае 2020 года были частично (в размере чуть больше двухсот тысяч рублей) удовлетворены требования Василия Юрченко о возмещении имущественного вреда, причиненного уголовным преследованием в рамках прекращенного дела.
В настоящее время ИП Юрченко Василий Алексеевич является управляющим ООО «Металлсервис-Новосибирск», входящим в состав компании федерального уровня «Металлсервис-групп». В Новосибирске компания управляет металлургическим заводом им. Кузьмина.
Под брендом реиндустриализации
Следующим новосибирским губернатором стал Владимир Городецкий, до тех пор почти 14 лет бывший мэром города, а несколько последних месяцев – вице-губернатором, курировавшим вопросы развития новосибирской агломерации.
Этот проект Василия Юрченко в начале 2014 года несколько расширил географию деятельности Владимира Городецкого, но уже через несколько месяцев она выросла до размеров всего региона. К марту 2014 года Владимир Городецкий в роли мэра успел запомниться новосибирцам рядом незавершённых проектов. Третий мост через Обь не получил всего комплекса входящих и исходящих развязок, схожая судьба досталась и эстакаде на Южной площади, поименованной «горбом Городецкого». А высказывание «Само растает» - об апрельском снеге, который должен был быть уже убранным – лишь упрочило репутацию Владимира Городецкого как управленца, при котором начатые дела не всегда доводятся до логичного конца.
По мнению профессора кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ, доктора социологических наук Ирины Скалабан, фокус внимания жителей на том или ином высказывании публичных личностей по поводу конкретной ситуации– есть отражение общественного мнения, сложившегося в отношении автора.
«При достижении критической массы гражданских эмоций – чаще негативных, чем позитивных, – превращение произнесенной фразы в мем даже вне зависимости от контекста дает общую оценку того или иного персонажа», – говорит социолог.
При таком бэкграунде сибиряки не ожидали от нового губернатора прорывов – тем более что тщетными оказались и надежды на Василия Юрченко. Дополнительный скепсис придавал и возраст нового главы региона, находившегося в середине седьмого десятка лет. Тем не менее Владимир Городецкий в скором времени нашел свой конек – им стала программа реиндустриализации экономики региона. Это был беспроигрышный ход – кто же станет возражать против «формирования новых высокотехнологичных отраслей, восстановления и модернизации на базе принципиально новых технологий действующих производств». Однако похоже, что «реиндустриализация» – скорее дань промышленному прошлому региона, нежели рыночному настоящему. Сегодня доля промпроизводства области составляет около пятой части валового регионального продукта, уступая совокупности торговли и логистики (более трети ВРП).
В качестве еще одного начинания без окончания Владимира Городецкого можно вспомнить и заключение «мусорной концессии» – договоренности на основе государственно-частного партнерства о строительстве двух мусоросортировочных комплексов. Этот проект, несмотря на подписание документов, вызвал мощную волну критики со всех сторон – от экологов и общественников до депутатов. В результате концессия была приостановлена и досталась в наследство новому губернатору Андрею Травникову. Она до сих пор не реализована, но и не расторгнута – это чревато большими потерями регионального бюджета, и действующий глава региона рассчитывает изменить параметры договоренности.
Впрочем, другую концессию, у истоков которой также стоял Владимир Городецкий, ждала хоть и не менее скандальная, но более удачная судьба. Губернатор сполна принял весь негатив горожан по поводу строительства платного моста через Обь, который по проекту должен испуганно взлететь над «горбом Городецкого». Однако подписывать концессионное соглашение довелось Андрею Травникову.
Начатым, но не законченным даже в масштабах первого этапа оказался и еще один крупный проект эпохи Владимира Городецкого – строительство Восточного обхода Новосибирска.
Не состоялось и уже узаконенное Владимиром Городецким повышение тарифов на услуги ЖКХ в размере 15 % – после волн протестной активности ему пришлось сократить цифру роста до 4 %.
«Мы провели семь митингов, и восьмой стал победным. Я был тогда координатором, согласовывал действия различных сил», – вспоминает Олег Викторович.
Но даже до «тарифных митингов» глава области получил нелестную публичную оценку, разделив с коллегами-губернаторами в июне 2016 года 65–69 места из 85 возможных рейтинга эффективности глав российских регионов, опубликованного Фондом развития гражданского общества. Стоит отметить, что Виктор Толоконский в должности губернатора Красноярского края попал в еще более низкую группу (72–75 места). Тем не менее оба губернатора доработали на своих местах до осеннего «губернаторопада-2017». Виктор Толоконский оставил свою должность 29 сентября, а Владимир Городецкий – 6 октября.
Однако вскоре экс-губернатор был назначен помощником полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, а менее чем через год стал сенатором – зампредом комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. В настоящее время Владимир Городецкий выдвинут кандидатом в депутаты Законодательного собрания Новосибирской области от партии «Единая Россия» в составе одной из территориальных групп.
Держать на расстоянии
Андрей Травников, выбранный президентом РФ в качестве нового главы Новосибирской области, до момента назначения руководил далекой от Новосибирска Вологдой. Однако в его активе была не только должность мэра, но и профессиональная переподготовка в РАНХиГС по программе кадрового управленческого резерва президента РФ.
От неизвестного варяга можно было ожидать движений в самых полярных направлениях – от полного переформатирования сложившихся политических взаимоотношений до быстрой интеграции в них. Но на сегодняшний день складывается ощущение, что Андрей Травников способен держать необходимую ситуационную дистанцию с носителями тех или иных политических взглядов, имея целью создание непротиворечивой рабочей обстановки.
Хочется верить, что такой подход поможет региону завершить все начатые проекты – как доставшиеся Андрею Травникову от своего предшественника, так и инициированные в последние годы.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева, ФедералПресс / Антон Пигарев; premier.gov.ru,nso.ru