Общество
  1. Общество
Общество
Ульяновская область
0

«Мы молимся, чтобы было как раньше». Педагоги – о новых правилах, сложностях и опасениях

Учителя сомневаются, что новый учебный год пройдет штатно
Учителя сомневаются, что новый учебный год пройдет штатно

Сегодня на совещании президента РФ с членами правительства министр просвещения Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину, что все школы, детсады и колледжи готовы к началу нового учебного года. Тем не менее одно из главных опасений родителей и педагогов – возврат дистанционного обучения в школы. Несмотря на то что официальные власти заявляют – учиться будем в очном режиме, многие переживают из-за второй волны коронавирусной инфекции и, как следствие, введения карантина. Не меньше вопросов к самой организации учебного процесса. Новые правила Роспотребнадзора, которые предусматривают максимальное разделение школьников, хорошо выглядят на бумаге, но непонятно как будут исполняться на практике. Корреспонденты «ФедералПресс» провели опрос сотрудников сферы образования и узнали, чего они ожидают от нового учебного года.

«Учителя легли и плывут по течению»

Светлана Петровна работает в одной из ульяновских общеобразовательных учреждений учителем начальных классов. В августе ей удалось побывать в школе всего несколько раз, и она пока не узнала, установлены ли специальные приборы для очищения воздуха и изменилось ли что-то еще.

«Пока мы точно не знаем, что будет в сентябре. Нам рекомендовали провести линейку на свежем воздухе. При этом родители должны быть в масках, а дети без масок, но на определенном расстоянии друг от друга. Родители и педагоги ладно, люди взрослые, им можно объяснить. Но дети есть дети! Даже в детских садах, по требованиям Роспотребнадзора, дети должны соблюдать дистанцию! Но как это объяснить малышам? У нас первоклассники тоже несильно отличаются от детсадовцев», – рассказывает педагог.

Удивляется она и другим требованиям: отдельные входы, перемены в разное время. Если один класс выйдет на перемену, а другие ученики будут заниматься в соседнем кабинете, несложно представить, какой будет шум.

«Непонятно, в две или в одну смену будем учиться, очно или дистанционно. В классе мы тоже не сможем обеспечить дистанцию для детей, отдельные парты. У нас площадь классной комнаты этого не позволит. Весной все было очень неожиданно, ни дети, ни родители, ни мы не были готовы обучаться дистанционно. Мы пробовали разные варианты, чтобы детям было понятно, рекомендовали смотреть видеоуроки, консультировали родителей. Как мы молимся, чтобы все было как раньше, чтобы учились очно. Общения учителя с ребенком ничем не заменить, тем более если речь идет о первоклассниках», – говорит учитель.

Со Светланой Петровной согласна молодой педагог Елена Ивановна. Она работает в большой районной школе Ульяновска.

«Конечно, дети будут нарушать требования Роспотребнадзора. Их за партами сложно удержать, а тут постоянно нужно о массе правил помнить. Если заболеваемость будет расти, скорее всего, мы уйдем на дистанционку. Мне кажется, что рекомендуемые меры предосторожности мало продуманны. За стенами школы все равно все со всеми общаются, так зачем усложнять? Сами учителя настолько от всего этого устали, что просто легли и плывут по течению – что им скажут, то и делают. Я сама смотрю на это все легко, не напрягаюсь. У меня такое отношение появилось после ЕГЭ, когда детям необязательно маски было надевать, а учителям – обязательно, и много других мер было. А где уверенность, что ребенок не болеет? И с учебным процессом будет так же сложно, как с экзаменами», – рассказывает учитель.

В целом такое же апатичное отношение к будущему учебному году есть у многих педагогов региона, которые не готовы были высказывать мнение для публикации.

«У дистанционки есть и плюсы»

Однако некоторые их коллеги стараются и в сложившейся ситуации находить больше плюсов, чем минусов.

Ирина Сергеевна – преподаватель-предметник одной из школ Ульяновской области. Она работает в пригороде областного центра.

«Я уверена, что мы так или иначе перейдем на дистанционку. У нее есть серьезные минусы. В частности, необходимо, чтобы у всех детей была техническая оснащенность. Пока это серьезная проблема, ведь в семье может быть два или три школьника, а компьютер на всех один. Понятно, что в реальности очного обучения такой проблемы нет, – дети договариваются, выбирают разное время для выполнения заданий. Если же у них занятия стоят в расписании в одно и то же время, а компьютера у них нет?» – задается она вопросом.

Также Ирина Сергеевна отмечает сложность при проверке домашних заданий, выполненных онлайн. По ее словам, родители часто спешат, чтобы ребенок получил хорошую оценку, и помогают ему с заданием или делают за него. Самое главное для них – отчитаться. Для учителей это плохой показатель.

«Чтобы получить необходимый материал, у нас проблем нет. Видеопрезентаций предостаточно, информации много, есть учебники в электронном формате. Но они подходят для получения объема знаний, но не для усвоения. Есть и плюсы дистанционного обучения. По статистике, в этом году стобалльников по ЕГЭ у нас было даже больше, чем раньше. Для мотивированных школьников освободится время для занятия теми предметами, которые им больше пригодятся, они могут ими заниматься углубленно. Если ученик выбирает химию, он не будет много времени тратить на историю и обществознание и наоборот», – отмечает педагог.

Оптимальным вариантом она называет идею одного из соседних регионов, где предлагается ввести очно-дистанционную форму обучения. Чтобы избавиться от скопления детей в школе, хотят назначить им разные дни для посещения. Тогда ученики будут несколько дней дома заниматься, а потом в школе закреплять полученные знания с учителем.

С ней согласна учитель одной из средних школ Ульяновска Татьяна Николаевна.

«У меня есть стойкое ощущение, что очное обучение в школы вернется ненадолго – максим на сентябрь. Согласно прогнозам, уже осенью начнется вторая волна коронавирусной инфекции. Думаю, что дети, которые выйдут в школы, этому поспособствуют. И вот что будет дальше – непонятно. Многие мои коллеги, особенно возрастные, сейчас опасаются выходить на работу. Хотя и дистанционное обучение многим не нравится – работать в таких условиях сложно. Что касается меня, то я уже привыкла к дистанционке – на самом деле ничего ужасного в ней нет», – рассказывает педагог.

Однако она отмечает, что явным минусом такого формата может стать отсутствие социализации, когда дети перестают общаться друг с другом, им очень не хватает коммуникации. Знания же, по ее мнению, вполне можно передать в удаленном режиме, современное информационное обеспечение это позволяет.

«Некоторые мои коллеги ругаются – говорят, что надо работать в очном формате. Но я - не ковид-диссидент, признаю опасность коронавируса. Тем более некоторые родители всерьез опасаются, что дети, которые часто являются бессимптомными носителями инфекции, принесут вирус домой, заразят взрослых, бабушек и дедушек. Честно говоря, мы еще никогда не работали в таких условиях, к сожалению, просвета пока не видно. Но я почти убеждена, что мы оказались в новой реальности», – делится мнением учитель.

«Полная неопределенность»

Такие же эмоции – у сотрудников школ из соседних регионов. Так, например, учитель саратовской средней школы рассказывает, что даже за неделю до начала учебного года – полная неопределенность. Педагоги не могут понять элементарных вещей – как работать, сколько продлится учеба в традиционном формате.

«Ключевая особенность наступающего учебного года – пандемия коронавирусной инфекции. В нашем коллективе немало пожилых учителей, насколько я полагаю, далеко не все из них готовы выйти на работу в очной форме. В то же время наши руководители говорят, что преподавать в дистанционном режиме – это ненормальная практика. Признаюсь, за несколько месяцев к этому не все адаптировались. Некоторые учителя плохо владеют компьютерами, толком не знают, как к ним подойти, мне кажется, сейчас надо в срочном порядке разворачивать обучение педагогов компьютерной грамотности», – рассказывает Галина Петровна из Саратова.

Еще одна проблема, с которой столкнулись учителя весной, – возмущение родителей, уставших от того, что их дети сидят дома. Особенно это касается мам и пап младших школьников, которых зачастую не с кем оставить.

«У нас сейчас все обсуждают – как долго продлится новый учебный год в очном режиме. Кто-то говорит, что успеем проучиться пару недель, а потом опять начнется всплеск заболеваемости. Мне трудно представить, как будет выстроен учебный процесс. Даже непонятно, как пройдет праздник 1 сентября. У всех очень странное настроение – полная неопределенность», – отмечает педагог.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Twitter 1