Эксперты Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) проанализировали ход избирательных кампаний в регионах, где уже в сентябре состоятся выборы губернаторов и депутатов субъектовых парламентов. Оказалось, что нынешние кампании существенно отличаются от всех предыдущих: изменились запросы избирателей и тактика врио губернаторов, появились новые лица как в старых, так и в только-только появившихся партиях. Кто в этой борьбе имеет шансы прорваться на вершину регионального олимпа, читайте в материале «ФедералПресс».
Анализируя ход избирательных кампаний в регионах страны, эксперты выявили ряд новых тенденций. Так, согласно докладу ФоРГО, в субъектах, где проходят выборы действующих губернаторов, изменился запрос на обновление власти: «на первый план выходит оценка вклада главы в развитие региона и улучшение качества жизни его населения», – констатируют аналитики. По сути, устойчивость губернатора сейчас зависит от его достижений или провалов в течение предыдущего срока полномочий.
При этом эксперты фиксируют, что теперь «врио, назначенному вместо отставленного главы и выдвинутому на выборы, более не гарантирован высокий уровень электоральной поддержки (хотя предыдущие два года ситуация была обратной)». «В этом политическом сезоне наиболее эффективной тактикой ведения избирательной кампании для врио стала работа по актуальной социально-экономической проблематике региона, позволяющая демонстрировать эффективное решение значимых для населения проблем в режиме реального времени», – отмечают эксперты.
Изменилось и поведение избирателей. При голосовании на выборах губернаторов их решения становятся «более рациональными» и даже «более качественными». «Безоглядная вера в то, что вслед за сменой руководителя жизнь в регионе непременно улучшится, причем сразу, уступает место умному выбору адекватных администраторов и политиков. Уровень поддержки врио в значительной степени зависит от эффективности демонстрации ими своих управленческих и лоббистских компетенций и от их умения выстраивать диалог с жителями, с ключевыми политическими и общественными силами региона. Причем оба эти фактора равнозначны – для уверенной победы нужно быть и технократом, и политиком», – говорится в докладе.
И все же, несмотря на возросшие электоральные требования, во всех 18 регионах, где проходят губернаторские выборы, наблюдается референдумный сценарий. По мнению экспертов, это объясняется несколькими факторами. В том числе – достижениями действующих глав субъектов, а отсюда – уровнем их авторитета и популярности; эффективностью при лоббировании интересов региона и в период борьбы с коронавирусом; а также – нейтрализацией «потенциально наиболее опасных соперников через межпартийные сделки (предметом которых в этот часто становились мандаты членов СФ) и т. д.».
Эксперты отмечают, что многие врио губернаторов начинали свои кампании с рейтингами всего в 30–40 %, к августу показатели выросли до 50–60 %. Лишь действующие главы имели стартовый рейтинг выше, однако некоторые губернаторы в течение лета растеряли свои проценты электоральной поддержки, например, это наблюдается в Пензенской и в Тамбовской областях, где «главы, по всей видимости, недорабатывают или им не удается убедить избирателей в своей эффективности».
Еще одной отличительной чертой идущих выборов стала серьезная сдача позиций со стороны коммунистов. В пяти регионах кандидаты от КПРФ не преодолели муниципальный фильтр на губернаторских выборах. Но это произошло не из-за их угрозы действующим главам регионов или врио, «новое поколение региональных лидеров КПРФ, почти полностью сменившее ветеранов КПСС, в отличие от предшественников, не пользуется особым авторитетом, зато отличается агрессивностью и чрезмерной конфликтностью». Такое поведение не позволит коммунистам договариваться, заключать выгодные сделки с политическими оппонентами, прежде всего с «Единой Россией» «ради сбора подписей муниципалов».
А что касается позиций партии власти, то они остаются крепкими. Эксперты констатируют, что «Единая Россия» по-прежнему является главным субъектом российской партийной системы, доминирующей партией». «Даже в тех регионах, где по итогам нынешнего ЕДГ возможно снижение представительства партии в выборных органах, единороссы с высокой долей вероятности все равно сформируют фракции большинства», – прогнозируют авторы доклада.
По факту «Единая Россия» сегодня имеет самую развитую организационно-политическую инфраструктуру, партия максимально встроена и вовлечена в работу региональных и муниципальных органов власти. Кроме того, «Единая Россия» воспринимается «значительными электоральными группами в качестве наиболее дееспособной политической силы». Наконец, в период пандемии, пожалуй, лишь ЕР вела активную деятельность, оперативно создала волонтерские штабы и работала с нуждающимися, помогала медицинским учреждениям. «Фиксация такого статуса-кво на последнем перед федеральными выборами ЕДГ позволяет сделать вывод, что поддержка ЕР станет главным направлением концентрации усилий власти на выборах в Госдуму», – полагают эксперты.
Что касается малых партий, то авторы доклада особо выделяют несколько новых из них – «За правду», «Зеленую альтернативу» и «Новые люди», которые вполне могут получить места в ряде региональных законодательных собраний.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева