Тюменское отделение КПРФ в последние годы не исчезает из политической повестки региона. И вроде бы хорошо – партия и активисты на слуху. Правда, активность эта не дает нужного «выхлопа», эффективности. В чем проблема ячейки и что может изменить смена лидера тюменских коммунистов, в материале «ФедералПресс».
Немолодой актив
«Без системных изменений будущее КПРФ печально». Эксперт о высказываниях Зюганова
В последние несколько лет у людей, которые хоть сколько-нибудь интересуются политической жизнью в регионе, складывается ощущение, что региональное отделение КПРФ ожило – сторонники проводят пикеты, акции, выступают с громкими заявлениями, без их участия не обходятся резонансные истории. Так что же из себя представляет коммунистическая ячейка региона сегодня?
Уточним, что количество членов партии в Тюменской области превышает две тысячи человек. Партия представлена и в областной думе, и в городской. В региональном парламенте – три депутата. Это - Тамара Казанцева (первый секретарь обкома – Прим. Ред.), Иван Левченко и Юрий Юхневич. Столько же по численности народных избранников и в городской думе Тюмени. Там заседают Юрий Дранчук, Сергей Пыхалов и Александр Чепик.
«Лидеру реготделения больше 70, актив вряд ли можно назвать молодым. Значимые посты в отделении занимают также достаточно возрастные люди с соответствующими представлениям об идеологии, методах работы. Новые лица, которые появлялись, долго не задержались. Поэтому говорить о том, что политическая партия оказывает ощутимое влияние на ситуацию в регионе и может претендовать на серьезные роли в политической жизни, нельзя», - говорит политолог Александр Безделов.
Хотя, по словам политолога, обком КПРФ все равно заметен на местном политическом ландшафте. В некоторых районах области кандидаты-коммунисты на выборах набирают до 10% голосов, что немало.
Почему нет эффекта от партийной работы?
Безусловно, любая партия, напоминает Александр Безделов, очень сильно зависит от активистов и их количества. И с этим у тюменских коммунистов явные проблемы. Реготделение с незавидной регулярностью лишается заслуженных и активных сторонников.
Несколько лет назад со скандалом был исключен из партии Динар Абукин. Его обвиняли в работе на партию «Коммунисты России». Тюменский общественник, коммунист Юрий Рябцев, которого также «ушли» из партии, пытался даже отстоять членство, обратившись в прокуратуру Тюмени. Ему руководство местного отделения КПРФ вменило агитацию перед выборами Президента России за другого кандидата.
В последние месяцы совсем не стало видно другого активиста - Анатолия Княжева, с именем которого связаны многие громкие акции и пикеты, которые проводили «красные». Княжев участвовал в довыборах в Тюменскую облдуму в прошлом году и сумел навязать борьбу соперникам, заняв почетное второе место с 26,7% голосов избирателей. Для новичка, отмечали тогда эксперты, это невиданный успех, тем более, что бороться пришлось с весьма опытными кандидатами.
«Пролетев ярким протуберанцев над политическим полем, он исчез», - пошутил политолог Андрей Шуклин.
Эксперт не исключает, что поумерить свой пыл он мог «по просьбе» лидера обкома. Из партии Княжев не исключен, сам о желании выйти не заявлял. О том, что он ценится руководителем областной ячейки, можно судить по тому, как активно Тамара Казанцева поддерживала протеже.
Еще один активист, который некоторое время назад вышел из КПРФ, - это, по сути, являвшийся вторым человеком в обкоме Максим Карпиков, который отвечал за идеологию. Ушел он тихо. Но уходу предшествовала неприятная ситуация. Был распущен центральный райком в Тюмени, который он возглавлял. Причиной, якобы, стали «неправильные» комментарии Карпикова для непартийной прессы.
Мы связались с Максимом Карпиковым, который, к слову, до сих пор считает себя коммунистом, и спросили: так в чем же, по его мнению, проблема тюменского обкома КПРФ, почему уходят активисты?
«Дело, прежде всего, в руководстве и его окружении. Тамара Казанцева подобрала себе в помощники, продвинула в депутаты людей безынициативных, подконтрольных. С 2011 года ни одно из обязательств партии, которое на выборах всех уровней брали на себя, не было исполнено. Задача любой партии – выполнять свои обязательства перед народом. Они присосались к бюджетной кормушке и им ничего больше не нужно», - считает Максим Карпиков.
В обкомах соседних областей – Курганской, Омской, Свердловской, других – ситуация иная, полагает наш собеседник: «Люди работают примерно так же, но эффективность на порядок выше. И количество депутатского корпуса выше, как и качество депутатов и руководства».
Получить комментарий самой Тамары Казанцевой по поводу политических амбиций партии и новых сторонников, на момент публикации не удалось – ни сотовый телефон, ни телефон в офисе не отвечали.
КПРФ может совсем исчезнуть?
Надо сказать, что Тамара Казанцева очень опытный в политике человек. Она вступила в ряды КПРФ 35 лет назад. Большую часть этого срока жила, работала и продвигала идеи коммунизма в Тобольске. С 2012 года возглавила тюменское отделение партии. В 2011 году в первый раз была избрана на пост депутата Тюменской областной думы, в 2016-ом переизбрана. Согласно данным «Российской энциклопедии кандидатов», дважды пыталась стать депутатом Госдумы Федерального Собрания РФ. Но ее политических амбиции дальше Тюменской области не ушли.
Тамару Казанцеву поддерживают коллеги по облдуме, даже из правящей партии. Андрей Шуклин называет коммунистку «удобной» для них.
«Да, она удобна: старый партийный деятель, лишнего себе не позволяет. Есть пределы деятельности, и ее оппозиционность носит предсказуемый характер. Все знают, что может быть определенная риторика с ее стороны по тем ли иным вопросам, но в то же время ждать от нее действий, которые носят неуправляемый характер, пока не стоит», - высказал свое мнение о лидере партии политолог.
Александр Безделов считает, что региональному отделению нужны перемены: «Для того, чтобы соперничать с партией власти, нужно радикальное переформатирование. Возможно, смена лидера или даже целого ряда лидеров».
По мнению Андрея Шуклина, вполне мог бы подойти на роль лидера Александр Чепик: он обладает опытом, амбициями. Что касается переформатирования, то Шуклин полагает, что некоторые изменения уже можно наблюдать.
«У лидера обкома устоявшиеся методы работы. Ждать каких-то кардинальных перемен я бы не стал. Но однако же она согласилась на эксперимент с фриками (речь о переодеваниях Анатолия Княжева в форму полковника НКВД – Прим. Ред.). Правда, старая закалка все равно не позволяет далеко зайти таким экспериментам», - предполагает Андрей Шуклин.
Такая внутрипартийная возня в тюменской ячейке КПРФ продолжается уже несколько лет, и все отчетливее видно, что партия в целом переживает не самые простые времена. Партийные перспективы, по словам Андрея Шуклина, весьма туманны, и более того: политолог не исключает, что вместо КПРФ на левом фланге политического фронта скоро может появиться другая партия.
Фото: kprf72.ru, официальная группа КПРФ Тюменской области ВКонтакте, tyumen.spravedlivo.ru