Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Полтриллиона для Сердюкова. Что ждет авиапром под руководством одиозного экс-министра

Личность Анатолия Сердюкова всегда вызывала неоднозначную реакцию
Личность Анатолия Сердюкова всегда вызывала неоднозначную реакцию

Личность главы Объединенной авиастроительной корпорации Анатолия Сердюкова всегда вызывала неоднозначную реакцию, особенно в среде военных. Будучи в 2007–2021 годах министром обороны России, он, как считают одни военные эксперты, чуть не развалил окончательно вооруженные силы, а другие – что начал нужные реформы, которые позже дали положительные результаты. Долгое время после отставки Сердюков занимал должности отнюдь не первого ряда. Однако в мае прошлого года он стал председателем совета директоров ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). На днях он выступил с серьезным заявлением о необходимости вложить в российское авиастроение 530 млрд рублей. Что ждет эту отрасль под руководством Анатолия Сердюкова, разбирался «ФедералПресс» в рубрике «Персона недели».

Программа оптимизации российской армии по западным стандартам, которую реализовывал Сердюков, чуть не привела к полной потере боеспособности наших вооруженных сил, считает военный эксперт Алексей Леонков. Он объясняет это изменениями, начавшимися в армии: «Полковые и дивизионные структуры переводили в бригады, вновь созданные формирования не могли решить ни одной серьезной масштабной задачи».

Мнение о том, что именно Сердюков положил начало современной российской армии, безосновательно, считает эксперт. По его словам, главная заслуга здесь принадлежит нынешнему министру обороны Сергею Шойгу. Его действия проверены временем и боевыми действиями в Сирии. «Я вспоминаю, например, военные учения «Восток-2010», на которых было очень много бардака. Сейчас такого на учениях нет», – говорит Леонков.

Военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Литовкин считает, что пока рано судить о деятельности Анатолия Сердюкова на посту руководителя ОАК, но уверен, что на посту министра обороны он сделал много полезного. «Многое из того, что сделал Сердюков, не стал менять его преемник Сергей Шойгу. Например, четыре военных округа, созданные бывшим министром обороны, продолжают функционировать. На многих документах, направленных на реформу российской армии, кстати, стоит подпись Владимира Путина, – отметил Литовкин. – Например, только при Сердюкове в новейшей истории России начали платить офицерам достойные деньги. При нем начала решаться квартирная проблема для военных. Сердюков ввел практику неожиданных проверок воинских частей по боевой тревоге. С армии сняли все, что отвлекало от боевой подготовки».

При этом Виктор Литовкин не отрицает, что при бывшем министре обороны было сделано немало ошибок и даже глупостей. Когда Сердюков пришел в армию, ему поручили бороться с коррупцией. Он, конечно, начал это делать, но вскоре завелась «новая коррупция», косвенно связанная уже с именем самого Сердюкова. «В 2007 году, когда он пришел и, ничего не понимая в военном деле, начал рубить с плеча, я сам его довольно жестко критиковал. Но как раз к моменту снятия с должности министра обороны он был понимающий, грамотный специалист», – считает собеседник «ФедералПресс».

Справедливости ради надо сказать, что в ОАК он пришел уже будучи несколько «в теме», поскольку занимал с 2017 года должность руководителя ПАО «Роствертол», которое занимается производством вертолетов. Однако у экспертов все равно возникает вопрос: а не наломает ли новый руководитель дров в авиастроении, как до этого в армии? Тем более что по результатам его более чем годовой деятельности в ОАК пока ничего определенного сказать нельзя. «И вот опять Сердюков отвечает за важную для страны отрасль. Он уже заявил, что в авиастроении у нас много проблем. Но, на мой взгляд, будучи министром обороны, он уже приложил руку к тому, чтобы с военной авиацией у нас возникали сложности», – считает Алексей Леонков.

Именно с подачи экс-министра в России начали закрывать запасные аэродромы и так называемые аэродромы подскока. Были и необоснованные, на взгляд эксперта, преобразования в летных военных училищах. Реформы, которые были в авиастроении, пока тоже вызывают неоднозначную реакцию. В частности, собираются «сливать» авиационные конструкторские бюро (КБ) под предлогом, что это оптимизирует их возможности и они сообща смогут создавать что-то прорывное. «На словах выглядит логично и красиво, – говорит Алексей Леонков. – Но можно вспомнить, что КБ в советском авиастроении всегда соревновались между собой, создавая образцы военной и гражданской техники, которые сейчас являются предметом гордости нашей страны».

Система соревнования КБ позволяла гибко выстраивать работу авиационной промышленности. Проводились конкурсы, позволявшие выбирать лучшее. Сейчас предполагается, что при объединении КБ тоже будет внутренний конкурс. Однако, считает эксперт, объективной оценки качества техники в таком формате может быть меньше. С другой стороны, Сердюков заявляет о необходимости влить в Объединенную авиастроительную корпорацию 530 млрд рублей. «Но еще не так давно, когда ОАК входила в состав «Ростеха», глава этой объединенной корпорации Сергей Чемезов говорил, что для авиастроения необходима сумма в районе 350 млрд рублей. Возникает вопрос: что у нас вообще происходит с авиационной промышленностью, если руководители так серьезно расходятся в цифрах?» – недоумевает Леонков.

К предприятиям ОАК есть вопросы и у Минобороны, которое штрафует некоторые из них за срыв сроков государственного оборонного заказа. При этом в России никто не отменял программы по развитию региональных гражданских самолетов и развитию широкофюзеляжного самолетостроения. Много перспективных разработок реализуется в сфере военной авиации. «Это все очень ресурсоемкие проекты, – говорит Леонков. – Но поскольку ОАК уже не раз меняла стратегии развития, а с авиацией, особенно гражданской, у нас не очень, хотелось бы понять, будет ли результат и от новых вложений в корпорацию. И лично мне бы очень хотелось понять, под какую конкретно программу просит сейчас Анатолий Сердюков такую крупную сумму».

Фото: администрация Томской области

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.