Воздушные перевозки – казалось бы, один из довольно стабильных и развивающихся рынков – в период пандемии перенес сокрушительный удар. Перекрытые границы, жесткое ограничение любых перемещений не только за рубеж, но и на внутренних линиях привели к тому, что пассажиропоток у большинства авиакомпаний упал в разы, а у некоторых и на порядок. По каким авиакомпаниям кризис ударил сильнее, а на ком почти не отразился или заставил переформатировать бизнес – в рейтинге «ФедералПресс», посвященном организациям, вошедшим в число системообразующих предприятий отрасли по версии Минтранса РФ.
Воздушные перевозки – рынок довольно специфический и очень важный. Авиакомпании связывают нас со всем миром, а в удаленных районах обеспечивают возможность добраться до большой земли. Словом, это жизненно важная отрасль, и в перечень системообразующих предприятий попали практически все основные участники рынка, как находящиеся в государственной собственности, так и совсем небольшие частные компании, чей парк состоит из десятка вертолетов.
Для ранжирования компаний по различным характеристикам мы изучили финансовые показатели авиакомпаний через сервис Seldon.Basis – размер активов, выручку, прибыль и размер уставного капитала, а также объем и характер госконтрактов; в отличие от других отраслей, все участники этого рейтинга выполняют или выполняли ранее госконтракты. Кроме того, чтобы более точно понять, насколько коронакризис ударил по отрасли, мы изучили данные Росавиации о пассажиропотоке за прошлый год и изменении трафика за полугодовой период.
Большому самолету – дальняя дорога
Почти половину участников перечня можно отнести к компаниям, которые выполняют международные рейсы. И даже если их не очень много, а компания считается региональной, все, кто попал в этот сегмент, имеют достаточно широкую маршрутную карту по России. Безусловно, лидером здесь является «Аэрофлот – российские авиалинии», который почти удвоил в прошлом году чистую прибыль и заработал 5,29 млрд рублей. Впрочем, тут стоит сделать оговорку, что в структуру «Аэрофлота» входит лоукостер «Победа» и финансовый показатель можно делить на двоих. Что «Победа», что руководство «Аэрофлота», впрочем, получают довольно противоречивые оценки в прессе. Лоукостер давно стал символом некорректного отношения к пассажирам, цены далеко не бюджетные, но маршрутное расписание его таково, что охватывает серьезный поток пассажиров. Что до самого «Аэрофлота», в последние годы финансовое состояние наследника советского авиагиганта не всегда стабильно, например, в 2015 году убыток компании составил 20 млрд рублей. В прессе довольно часто можно найти критику ее нынешнего руководителя Виталия Савельева, который начинал карьеру как банкир у Михаила Ходорковского и в других бизнес-структурах, не имеющих к авиации никакого отношения.
Авиакомпания «Сибирь», хоть и снизила доход на треть, удержалась на втором месте с 3,6 млрд рублей. Авиакомпания – лишь один из активов S7 Group, в которую входят отдельные подразделения по доставке грузов, обслуживанию воздушных судов, туроператор и даже космическая программа на базе плавучего космодрома «Морской старт». Компанию основали супруги Владислав и Наталья Филевы, но Владислав в последние годы более активно занялся именно космической программой. Наталья Филева, возглавлявшая совет директоров авиакомпании, погибла в авиакатастрофе вместе с отцом в марте 2019 года. Вполне возможно, что это событие отчасти повлияло на устойчивость компании в прошлом году.
А замыкает тройку лидеров организация из Екатеринбурга «Уральские авиалинии». Пассажиропоток компании рос год от года довольно интенсивно – в прошлом году увеличился до 9,6 млн человек, и в этом году УА вполне могли рассчитывать на то, чтобы войти в «клуб десятимиллионников», но, судя по всему, с рекордами в этом году не повезет. Несмотря на то что компания динамично развивается, она постоянно попадает под огонь критики со стороны пассажиров, а их, как мы помним, становится все больше. Основные претензии – вопиющая непунктуальность (задержки рейсов давно вошли в привычку, что становится проблемой на стыковочных рейсах), низкое качество питания на внутренних рейсах и другие сервисные моменты.
Абсолютным аутсайдером рейтинга стала югорская компания «Ютэйр», которая в последние годы по несколько раз в год получает иски о банкротстве. Компания, изначально имевшая хорошие позиции, была крупнейшим подрядчиком ООН по доставке грузов гуманитарной помощи и активно завоевывала небо, но в последние годы столкнулась с серьезными трудностями. Одним из основных акционеров остается Югра, а депутаты окружной думы ежегодно спорят, стоит ли выделять многомиллиардные субсидии «ЮТэйр», чтобы удержать на плаву. Федеральное правительство намерено сохранить значимую компанию, но чистый убыток в 15 млрд рублей за прошлый год делает эти намерения крайне затратными.
Летим туда, куда дороги нет
Вместе с авиагигантами живут и те, чей авиапарк в лучшем случае состоит из самолетов типа Ан-24, а в большинстве вариантов – из Ан-2 и нескольких вертолетов Ми-8. Тем не менее они выполняют не менее важную миссию – связывают удаленные территории Крайнего Севера и Дальнего Востока с крупными городами и, в общем, с цивилизацией. Обороты здесь совсем другие, миллиардных заработков нет и в помине, но есть свои лидеры и аутсайдеры. Наиболее мощный авиапарк здесь у красноярского «Красавиа», в котором есть десяток Як-42, несколько Ан-24 и больше десятка вертолетов – всего 34 борта. Отсюда и неплохие обороты и прибыль аж почти в 58 млн рублей. Следом за ним гораздо более скромный «Второй архангельский объединенный авиаотряд», который выполняет рейсы по удаленным территориям Архангельской области и Ненецкого автономного округа. В парке всего лишь 10 маленьких самолетов и 10 вертолетов Ми-8, но прошлый год был успешным, прибыль практически утроилась и превысила 30 млн рублей. Камчатское авиационное предприятие провело еще более успешный год с ростом чистой прибыли на 600 с лишним процентов и тоже заработало чуть больше 30 млн рублей. В управлении этой авиакомпании есть даже аэропорт «Елизово» и около 20 самолетов и вертолетов.
Однако не все так радужно в регионах. «Комиавиатранс», в чьем ведении находится сразу семь аэропортов в различных городах Республики Коми, а в парке есть даже самолеты Embrayer 145 на 44 человека, показал почти миллиардный убыток, причем не первый год подряд. В минусе оказалась второй год подряд госкомпания «Хабаровские авиалинии». В собственности этого ГУП два довольно крупных аэропорта, он контролирует 80 % авиаперевозок региона, но все же деятельность остается убыточной.
Только вертолетом можно долететь
Из местных авиакомпаний особняком стоят те, у которых вообще нет самолетов, а весь парк состоит из вертолетов. Они работают в совсем уж сложных условиях и территориях. Самой прибыльной из них оказалась «Авиакомпания Ямал», которая заработала за прошлый год 634 млн рублей. «Ямал» располагает очень серьезным авиапарком – 58 вертолетов – и занимается тем, что доставляет в удаленные территории вахтовиков, выполняет госконтракты с различными органами власти, например с окружным избиркомом и службой ветеринарного контроля.
Почти столь же успешна камчатская авиакомпания «Витязь-аэро», которая располагает двумя десятками винтокрылых машин. Часть из них выполняет маршрутные рейсы по расписанию, часть возит туристов, например, в Кроноцкий заповедник, где расположена знаменитая на весь мир долина гейзеров. Есть даже VIP-самолет, оборудованный как роскошный бизнес-джет, где можно проводить деловые переговоры.
Еще одна авиакомпания, которая попала в эту часть рейтинга, – «Норильск авиа». По сути это корпоративная авиакомпания, но со столь же специфическим авиапарком, состоящим из 16 вертолетов. Значительная часть рейсов используется для нужд «Норникеля», но ее возможности используют ученые, туристы, исследователи и врачи на территории Таймырского полуострова.
Самолеты для корпораций
Впрочем, собственные авиакомпании, располагающие современными бизнес-джетами, вертолетами и даже чартерными перевозками, есть у многих корпораций. Наиболее успешной в плане прибыли оказалась авиакомпания «Алроса», имеющая важное значение для Якутии. Помимо внушительного, хотя и возрастного авиапарка, компания имеет довольно широкую маршрутную карту не только по региону, но и по стране. Еще одна прибыльная корпоративная компания – «Северсталь» – изначально формировалась как ресурс для перелетов руководства компании, но удачное расположение в Череповце и расширение парка самолетов, в том числе за счет новых «Сухой Суперджет 100», изменили модель работы – сейчас «Северсталь» совершает регулярные перевозки и оказывает чартерные услуги по различным направлениям.
А вот две другие компании несут устойчивые потери. Дочерняя для «Норникеля» авиакомпания «Нордстар» перевезла за прошлый год более миллиона пассажиров. Она является ключевым авиаперевозчиком региона, но тем не менее убытки за прошлый год приблизились к половине миллиарда рублей. Еще более удивительные результаты показала «Газпром авиа». Основа авиапарка – более сотни вертолетов и 24 самолета. Все это позволяет обслуживать нужды госкорпорации, однако самолеты выполняют и чартерные перевозки. Как бы то ни было, но за все время работы авиакомпании, по данным Seldon.Basis, прибыли не было ни разу.
Короли и боги госконтрактов
Наша традиционная и любимая рубрика о тех, кто получает наиболее серьезные государственные контракты и осваивает бюджетные средства. И на первом месте с огромным отрывом от остальных оказывается «Аэрофлот». В принципе, это не удивительно, поскольку компания остается частично государственной и обладает самыми крупными возможностями для выполнения огромных контрактов по организации перелетов первых лиц государства, депутатов Госдумы, Фельдъегерской службы, перелеты в интересах органов социального страхования, а также выполняет контракты для специального летного отряда «Россия».
На второй строчке – «Газпром авиа», и это, если разобраться, тоже понятно. Дело в том, что Газпром остается государственной компанией и все полеты для его структур оформляются как госзакупки. Неудивительно, что за 12 лет таких контрактов набралось уже на 20 с лишним миллиардов рублей.
А вот на третьей строчке сюрприз для грандов – небольшая региональная авиакомпания из Якутии «Полярные авиалинии». Небольшие самолеты Ан-2 и 28 вертолетов активно используются в качестве бортов для санавиации, патрулирования лесов, доставки спасателей и подобных вещей. Благодаря этому многие небольшие региональные авиакомпании, попавшие в рейтинг, имеют сотни контрактов общей суммой на миллиарды рублей.
Миллион пассажиров раз, миллион пассажиров два – кто больше?
Пассажиропоток за год – один из ключевых показателей, которые демонстрируют успешность, размах и устойчивость авиакомпаний. И вновь лидер – «Аэрофлот», который за 2019 год перевез более 37 млн пассажиров, это около 40 % общего рынка авиаперевозок. 245 лайнеров и огромная маршрутная сеть обеспечивают лидерство над любым конкурентом.
«Сибирь» активно развивает бизнес, но даже 14 млн пассажиров за прошлый год не позволяют побороться за лидерство. А сзади буквально на хвост наступают «Уральские авиалинии», прибавляющие по 10–15 % потока в год, но достичь 10 млн пассажиров им в этом году не суждено.
В целом 13 авиакомпаний из рейтинга перевозят более млн человек в год, но по многим небольшим компаниям «Росавиация» не публикует данных.
Крутое пике
Впрочем, гораздо интереснее и показательнее цифры о том, как изменились перевозки в первой половине этого года в связи с карантинными мерами. И минимальное падение здесь показывают как раз небольшие региональные и местные авиакомпании. Абсолютный лидер по устойчивости – маленький «Норильск авиа», который перевез за первую половину 2019 года 16 тыс. человек, почти столько же и в этом году – соотношение на уровне 92,9 %, или снижение лишь на 7,1 %.
Лишь немного хуже положение у ростовской компании «Азимут». Это одна из самых молодых и динамично развивающихся авиакомпаний – основана в 2017 году. Базовый аэропорт – Платов в Ростове-на-Дону. Всего за три года парк был расширен до 11 самолетов, при этом, что интересно, полностью состоит из «Сухой суперджет 100», а пассажиропоток в прошлом году превысил миллионный показатель. Основатель компании – председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев, который ранее был совладельцем лоукостера Sky Express и гендиректором государственной компании «Росавиа». Часть пакета он и остальные акционеры продали Ростовской области, чтобы добиться субсидий на ряд направлений. Можно отметить, что на фоне пандемии «Азимут» оказался в очень удобном положении – первые границы стали открывать для вылетов в том числе из Платова. Вероятнее всего, это и определило сохранение пассажиропотока за полгода на уровне 87 %.
Более 80 % трафика сохранили также «Сибирь» и «Нордавиа – региональные перевозки» – архангельская компания, которая обслуживает нужды правительства региона, выполняет чартерные рейсы и перевозки по России.
Гораздо более жесткое «приземление» случилось с авиакомпанией «Икар», которая занимается преимущественно чартерными перевозками, в первую очередь для туроператора «Пегас туристик». Поток пассажиров снизился в четыре раза и, вероятнее всего, продолжит снижаться. В два с лишним раза упал пассажиропоток основного перевозчика «Пегаса» – авиакомпании «Северный ветер».
В числе аутсайдеров в этой части рейтинга оказался и «Аэрофлот». Значительная часть международной маршрутной сети сыграла здесь дурную шутку, обвалив пассажиропоток на 10 млн человек, оставив лишь 44 % от прошлогодних результатов.
«Восстановление отрасли займет до трех лет»
Кризис еще не закончился, страны не спешат открывать свои границы, хотя внутренние перевозки начинают оживать. Тем не менее, как видно из последних цифр, падение даже с учетом обычных января – марта колоссальное. Даже без второй волны коронакризиса падение будет продолжаться, а на восстановление прежних показателей потребуется не один год, считают эксперты.
«По данным компании «Аэрофлот», в текущем году при условии восстановления авиаперелетов до конца года пассажиропоток восстановится на 50 % от прошлогоднего показателя. В 2019 году компании перевезли 128 млн человек, в 2020 году прогнозируется не более 60 млн человек. По данным на конец июля 2020 года, авиакомпании России несут убытки от прекращения полетов внутри страны и на международных рейсах в размере 423 млрд рублей, аэропорты – 80 млрд рублей. Потери сектора на конец июля – около 30 %.
По оценке Института экономики транспорта ВШЭ, прямые убытки российских авиакомпаний от карантинного периода составят не менее 200 млрд рублей, при этом государственные субсидии (23,4 млрд рублей на 1 июня) недостаточны ни для сохранения конкурентной среды, ни для поддержания работы отрасли. Упущенный доход авиаотрасли может превысить 72 % годовой выручки. По разным оценкам, если международные авиаперелеты и туристический поток в РФ не восстановятся до середины 2021 года, восстановление отрасли займет 2–3 года (при условии роста доходов населения до докризисного уровня)», – отметил в комментарии «ФедералПресс» руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Инфографика: Елена Майорова / ФедералПресс
Фото: Kremlin.ru
Системообразующие предприятия России