Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) намерена построить в Приморском крае терминал для перевалки зерна на экспорт в Азию. Для нее как для крупнейшего производителя меди в России такой бизнес не относится к числу профильных. Однако на нем УГМК может неплохо заработать. Как же именно, разбирался «ФедералПресс».
29 сентября запланированы общественные слушания, организуемые ООО «Морской порт в бухте Троицы» (МПБТ) и посвященные оценке воздействия на окружающую среду от намечаемой им перевалки генеральных и навалочных грузов, точнее контейнеров, пшеницы, кукурузы и сои.
Бухта Троицы – бухта в северо-восточной части залива Посьета (Японское море). В этой глубоководной бухте находится порт Зарубино – самый южный незамерзающий порт России. МПБТ как раз и занимается перегрузкой на суда зерна, контейнеров, минеральных удобрений, рыбной муки и консервов, автомобилей, свинцового и золотосодержащих концентратов. Сейчас здесь предполагается строительство терминала по перевалке зерна на морские суда для последующей его транспортировки в страны Азии. Его мощность составит 5 млн тонн зерна в год – довольно приличный объем, учитывая, что в настоящее время через МПБТ проходит менее 0,5 млн тонн.
Построить зерновой терминал в бухте Троицы, а точнее в находящемся на ее западном берегу поселке Зарубино, ранее собиралась группа «Сумма» бизнесменов Зиявудина и Магомеда Магомедова, арестованных в 2018 году по обвинению в организации преступной группы и хищении 2,5 млрд рублей. Его мощность должна была быть в два раза больше, чем у терминала УГМК. Арест братьев Магомедовых поставил крест на проекте «Суммы».
УГМК же давно проявила интерес к перевалке зерна. Еще в 2019 году Восточном экономическом форуме про это сообщил заместитель министра сельского хозяйства Сергей Левин.
«В текущем году началась реализация проекта по строительству транспортного коридора «Восточные зерновые ворота». Инициатор этого проекта – УГМК – реализует его за свой счет. В то же время мы направили предложения в Минтранс о включении в комплексный план развития магистральной инфраструктуры и рассчитываем, что реализация этого проекта даст возможность создать азиатский морской канал для глубоководной отгрузки зерна с планируемой мощностью перевалки 10 млн тонн», – отметил он.
Но УГМК привлекает не только перевалка пшеницы, сои или кукурузы. Она имеет большие интересы в элеваторном бизнесе. Не случайно в 2019 году стало известно про планы торгового дома «Восточный поток», входящего в периметр «Кузбассразрезугля» (подчинен УГМК) и занимающегося созданием «Восточных зерновых ворот», модернизировать пять элеваторов в регионах за Уралом.
«К элеваторам мы будем готовы подойти в 2021 году, мы модернизируем пять элеваторов, четыре из которых в Сибири и один как минимум, в Амурской области. Объем инвестиций порядка 18 млн долларов, это более 1,1 млрд рублей. Рассматриваем, прежде всего, Новосибирскую область, Алтайский и Красноярский край, готовы рассматривать и Омскую область», – заявлял Александр Постригайло, заместитель генерального директора «Восточного потока».
В декабре же минувшего года торговый дом сменил название с «Восточный поток» на «Восточные зерновые ворота». Как удалось проследить по системе Seldon.Basis, «Восточные зерновые ворота» принадлежат фирме «Люмис». В свою очередь 25 % уставного капитала «Люмис» находится в собственности компании «Диалог Инвест», остальные же 75 % разделены между кипрскими офшорами Metosio Investments, Divelico Trading и Pertimo Investments.
И, наконец, сам «Диалог Инвест» владеет 25 % уставного капитала МПБТ и аналогичные доли есть у уже знакомых офшоров – Divelico Trading и Pertimo Investments.
И только один вопрос – зачем?
Казалось бы, «Кузбассразрезуглю» и тем более УГМК нет никакого резона заниматься складированием и перевалкой зерна. У компании просто нет активов. В круге интересов компании есть «УГМК-Агро», управляющая Верхнепышминским молочным заводом, но в масштабном выращивании зерновых культур на продажу она не замечена. Имеется и подконтрольное президенту УГМК Искандару Махмудову сельскохозяйственное предприятие «Варяг» в Калмыкии, правда, оно больших урожаев зерна не собирает и в 2019 году вообще несло убытки.
«Полагаю, что участие УГМК в указанном проекте обусловлено не столько желанием, сколько необходимостью. УГМК является меценатом множества социальных проектов, поддерживаемых государством. И этот проект является важнейшим для обеспечения сельского хозяйства на Дальнем Востоке, а, стало быть, и для населения этого региона», – считает преподаватель Уральского государственного юридического университета Альберт Нагайев.
По его мнению, УГМК «взяла на себя» бремя расходов по реализации нужной государству и социуму инициативы из соображений социально-политической лояльности.
«Команде УГМК предстоит максимально оптимизировать процесс, чтоб сделать его действительно выгодным, ну как минимум не убыточным. Грамотных специалистов в штате УГМК для выполнения подобных задач явно хватает», – добавил он.
… или жажда выгоды
Возможно, причина кроется в ином. В России проводится государственная политика по стимулированию роста экспорта сельскохозяйственной продукции. Ключевым же рынком для ее продаж за границу являются страны Азии, испытывающие нехватку собственных земель для выращивания различных культур.
На Дальнем же Востоке нашей страны практически нет специализированных портовых мощностей для перевалки зерна. Поэтому УГМК в лице аффилированных с ней структур стремится получить как элеваторы для его хранения, так и создать отдельный терминал для перегрузки его на корабли.
И тогда УГМК сможет держать в кулаке весь экспорт зерна через Дальний Восток, устанавливать нужные ей тарифы для его поставщиков и зарабатывать хорошие деньги. Если же ее проект попадет в утвержденный правительством России комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, то УГМК может рассчитывать на государственную поддержку.
Выходит, УГМК хочет убить двух зайцев – получить помощь от государства на строительство зернового терминала в бухте Троицы и контролировать поставки зерна в Азию. Такая вот будет «естественная» монополия.
На запрос «ФедералПресс» в пресс-службу УГМК по поводу перспектив проекта зернового терминала комментариев получено не было.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева