Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Час УЭС. В деле с обысками в Минэнерго может быть замешан главный подрядчик Россетей?

С задержанием Анатолия Тихонова могут быть связаны подряды по Крыму
С задержанием Анатолия Тихонова могут быть связаны подряды по Крыму

Накануне в федеральных СМИ прошла информация о следственных действиях в Минэнерго. Со ссылкой на источники в силовых структурах сообщалось об изъятии в ведомстве документов в рамках уголовного дела о предполагаемом мошенничестве в особо крупном размере. Параллельно инсайдеры в крупных телеграм-каналах стали говорить о проверке на коррупционную составляющую контрактов в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) по социально-экономическому развитию Республики Крым. В том числе по строительству Крымского энергомоста. Речь якобы может идти об оренбургской компании «Уралэлектрострой» (УЭС), принимавшей участие в строительстве этого объекта, и сопричастности к данному субподряду замминистра энергетики Анатолия Тихонова. Подробности на «ФедералПресс».

Крымские подряды

О том, что за Анатолием Тихоновым, о допросе и задержании которого стало известно накануне, придут силовые структуры, СМИ писали еще с 2018 года. Негласно журналисты называли федерального чиновника «черным кассиром», «смотрящим за потоками», и «серым кардиналом» российской энергетики. Считалось, что якобы через Тихонова проходят все крупные подряды и откаты по крупным энергетическим проектам, в том числе касающимся Республики Крым.

Крым вошел в состав России в 2014 году, примерно тогда же, когда Анатолий Тихонов получил должность генерального директора одной из структур Минэнерго– ФГБУ «Российское энергетическое агентство». Тогда же встал вопрос о создании Крымского энергомоста. Одним из подрядчиков на этих работах стала уральская компания УЭС, ныне проходящая громкую процедуру банкротства. Подряды этой фирмы в рамках федеральной программы по Крыму, по данным инсайдеров, в том числе могли стать предметом внимания силовых ведомств.

До назначения на пост замминистра энергетики Анатолий Тихонов занимал должность гендиректора ФГБУ «Российское энергетическое агентство». Фото: пресс-служба Минэнерго

«Уралэлектрострой» и до сегодняшней истории с возможным мошенничеством Минэнерго был в центре внимания из-за скандалов вокруг владельца компании Сергея Чернова, инициировавшего собственное банкротство, и огромных долгов фирмы перед множеством кредиторов. При этом УЭС по-прежнему считается ключевым подрядчиком Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы (ПАО «ФСК ЕЭС», входит в структуру Россетей), которая выступала заказчиком строительства Крымского энергомоста. По данным SeldonBasis, с 2015 по 2017 год фирма получила от ФСК подряды на сумму свыше 16 млрд рублей – ни один из них до сих пор не исполнен. Упоминания о сумме, которую УЭС получил на контрактах при ликвидации энергоблокады Крыма (компания не была в числе официальных подрядчиков, отобранных в результате соответствующей закупки.– Прим. ред.), в открытых источниках не встречаются.

До 2018 года компания стабильно показывала прибыль в десятки и сотни миллионов рублей. Последний же отчет фирмы о финансовых результатах содержит сведения об убытках на сумму свыше 37 миллионов. 2018-й год в истории УЭС стал переломным: были инициированы процедуры банкротства как самой компании, так и ее владельца.

Банкротство ключевого подрядчика

По данным картотеки арбитражных дел, изначально иски о несостоятельности УЭС подали компания ООО «Мехколонна-100» и ПАО «ФСК ЕЭС», притом что ни один контракт между ФСК и «Уралэлектростроем» не был расторгнут. В материалах дела указана сумма в 19,29 млрд рублей. Следующее заседание по этому делу пройдет сегодня, 9 сентября.

За более чем два года (с мая 2018-го) рассмотрения дела в арбитраж поступили требования о включении в состав кредиторов многих компаний, с которыми сотрудничал УЭС. Такие иски продолжают поступать до сих пор. Только в августе и сентябре в суд обратились ЗАО «Стройгрупэнерго» (сумма заявленных требований – 7,29 млн рублей), ООО «Интера» (2,23 миллиона), ООО «Покровский завод многогранных опор» (несколько исков на суммы 1,24 миллиарда, 101 миллион и 1,3 млрд рублей). В числе «свежих» кредиторов также значится «Крымэнерго», которому УЭС не заплатил за работы на субподрядах: сумма заявленных требований этой компании – свыше 10 млн рублей.

Кроме того, по данным SeldonBasis, УЭС имеет задолженность по налогам и сборам в размере 91,92 млн рублей и более 800 тысяч рублей штрафов за неуплату налогов. Сумма задолженности по текущим исполнительным производствам Федеральной службы судебных приставов превышает 70 млн рублей.

Церемония запуска Балаклавской ТЭС в Крыму в рамках федеральной целевой программы. Фото: пресс-служба Минэнерго

При этом спустя несколько месяцев после инициации процедуры банкротства компании в ряде СМИ Оренбурга прошла серия однотипных публикаций о том, что УЭС получил новую кредитную линию на 8,3 млрд рублей от Сбербанка, которая позволила погасить долги перед сотрудниками и заплатить в социальные фонды. Возможное банкротство компании подавалось как «финансовое оздоровление», говорилось о модернизации производства. Тогда же в число собственников УЭС вошло ООО «СБК «Премьер», получив долю 33 %. Согласно SeldonBasis, владельцами данной компании являются СБК «Проект» и СБК «Актив», учредителем которых выступает «Сбербанк Капитал» (входит в структуру ПАО «Сбербанк»). Оставшаяся 67-процентная доля Сергея Чернова в уставном капитале УЭС перешла в залог Сбербанку до 28 февраля 2022 года.

Сегодня уже можно говорить, что поддержка Сбербанка не спасла УЭС в деле о банкротстве компании. В мае прошлого года в отношении фирмы была введена процедура внешнего наблюдения сроком на полтора года. Судебное заседание, где будет представлен отчет внешнего управляющего, состоится 9 ноября текущего года. В конце августа было опубликовано объявление о проведении торгов о продаже имущества УЭС, находящегося в Республике Крым и Северной Осетии. Все объекты, выставленные на аукцион, находятся в залоге у АО «Банк Оренбург».

Казус с имуществом миллионера

Банкротство владельца «Ураэлектростроя» Сергея Чернова стало предметом не менее громкой истории, чем банкротство самой компании. В августе того же переломного для фирмы 2018 года бизнесмен обратился с иском о собственном банкротстве как физлица с суммой долга свыше 7,7 млрд рублей. Однако исковое заявление было возвращено предпринимателю: с иском о несостоятельности Чернова опередил банк «Русь».

В результате бенефициар УЭС был признан банкротом с февраля прошлого года, но это дело в суде продолжается до сих пор. Согласно картотеке арбитражных дел, последнее заседание по этому иску прошло 7 августа. На нем ставился вопрос о продаже на торгах нескольких принадлежащих должнику квартир, расположенных в Оренбурге. Обращает на себя внимание момент, что, как следует из материалов дела, данные объекты находятся в неудовлетворительном состоянии. В представленном суду акте визуального осмотра говорится, что коридор между квартирами захламлен, есть следы замыкания электропроводки, двери и окна в квартирах деревянные, а на одной из входных дверей даже отсутствует замок.

По всей видимости, речь идет о тех квартирах, которые были обнаружены среди личной собственности Чернова в ходе оценки его активов в рамках дела о банкротстве. Тогда выяснилось, что на предпринимателя зарегистрировано две однокомнатные, две трехкомнатные и одна двухкомнатная квартира, два раритетных мотоцикла 1973 и 1986 годов выпуска, часть нежилого помещения и доли в 14-ти фирмах. Общую стоимость всего этого оценили в 30 млн рублей.

При этом выяснилось, что за два года до процедур, связанных с банкротством, Сергей Чернов развелся со своей супругой по мировому соглашению, благодаря которому той перешло ранее совместное имущество на сумму свыше 750 млн рублей.

Сергей Чернов успел до банкротства переписать ценное имущество на супругу. Фото: пресс-служба Следственного комитета Оренбургской области

Как пишет новостной портал Оренбурга, Ольге Черновой после развода досталось шесть автомобилей премиум-класса (два Porshe, два Bentley Continental, Lexus LX и Rolls-Royce ghost), четыре жилых дома (три в Оренбургской области и один – в Одинцовском районе Подмосковья площадью почти 1300 кв. метров), две квартиры (двушка в Оренбурге и трешка практически в самом центре Москвы), три земельных участка, доли в трех фирмах, нежилое здание и два машино-места в Москве. Все это выпало из конкурсной массы в деле о банкротстве Сергея Чернова.

Кроме того, выяснилось, что Ольга Чернова работала в УЭС в должности советника генерального директора, за что даже в тяжелые для компании годы, когда задерживались зарплаты сотрудникам, стабильно получала по 200 тысяч рублей ежемесячно, проживая при этом в Московской области. При увольнении супруга получила заработную плату сразу за 6 месяцев в качестве компенсации. За два года супруга Чернова таким образом смогла заработать 12 млн рублей. Развод повлек и алименты на детей: их сумма на тот момент составила 10 миллионов.

Внешний управляющий УЭС пытался в арбитраже оспорить эти суммы в пользу компании. В итоге суд принял решение частично удовлетворить его требования: суд постановил взыскать с Ольги Черновой 5,04 млн «зарплатных» рублей.

Первые ласточки крымской программы

«ФедералПресс» направил в Следственный комитет РФ запрос по ситуации с УЭС в рамках проверки федеральной программы по социально-экономическому развитию Крыма. Ответ ведомства на момент выхода публикации в редакцию не поступил. По имеющимся в свободном доступе телефонам компании на звонок журналиста не ответили.

Ранее в открытых источниках прошла информация об одном из контрактов в рамках ФЦП, касающегося строительства тракта водоподачи в Северо-Крымский канал до Феодосии и Керчи. Подряд на сумму свыше 19 млрд рублей получила Объединенная энергостроительная корпорация (ОЭК), которая сейчас находится в предбанкротном состоянии. Как пишет телеграм-канал «Незыгарь», проверка показала, что ОЭК перечисляет суммы, полученные в рамках этого контракта, компании-поставщику «Мос Транс», а та в свою очередь компании «Гефест» численностью 10 человек. «Гефест» якобы покупает трубы в Китае по цене 12 тысяч рублей за метр и перепродает их при помощи «Мос Транса» в ОЭК втридорога: по цене уже 32 тысячи рублей за метр. Ущерб федеральному бюджету при длине трубопровода 223 км составляет свыше 4 млрд рублей. Прибыль «Мос Транса» за последние два года при этом выросла в 70 раз, а «Гефеста» – в 630 раз. Ожидается, что подобная проверка ждет и УЭС.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.