В этом году путешествия для большинства россиян обрели иной, новый формат. Продолжительное время туристическая отрасль находилась в подвешенном состоянии, но благодаря сложившейся обстановке люди смогли взглянуть другими глазами на свою малую родину и начать путешествовать по знакомым местам, занявшись спортивным или экологическим туризмом. Наконец, выход из режима самоизоляции принес приятный сюрприз: появилась возможность отдохнуть по привлекательной цене в Крыму или Сочи. Что происходит сейчас в сфере туризма и какие курорты дешевле? «ФедералПресс» разбирался в ситуации.
Насколько дешево
Нынешний курортный сезон россиянам запомнится надолго. Из-за закрытия границ, а потом из-за частичного их открытия цены на авиабилеты в курортные города страны даже в августе по сравнению с прошлым годом упали на 30 %, а Дальний Восток из-за пандемии стал не таким уж далеким. К примеру, перелет из Москвы в Хабаровск и обратно на сегодняшний день стоит 15 998 рублей, в стоимость включены багаж весом до 20 килограммов и ручная кладь. В прошлом году сумма составляла от 16 000 рублей в одну сторону. Из Новосибирска в Москву можно добраться на сумму от 5000 рублей, тогда как в прошлом году было гораздо дороже, а на курорты Краснодарского края из сибирской столицы в сентябре можно улететь за 19 696 рублей. Многие путешественники, насытившиеся морем и решившие увидеть красоты природы, предпочли отправиться на Байкал. Из Москвы до Иркутска в оба конца можно добраться за 14 364 рубля.
Сейчас курортный сезон для Краснодарского края и турецкого побережья подходит к концу, и многих волнует, что будет дальше: если эпидемиологическая обстановка останется нестабильной, многие участники туристического рынка уйдут в тень. Президент Союза туристических агентств Сергей Голов в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» отметил, что долгое время не было никакого движения и сейчас люди хоть и рискуют, но все равно едут, поскольку не хотят потерять деньги, особенно если путевки были приобретены заранее.
«Уехать на две недели или десять дней на Черноморское побережье, заранее зная, какой там сервис, и при этом рискуя заразиться коронавирусом, по мне так игра не стоит свеч», – считает Сергей Голов.
На низком старте
Предстоящая зима может стать губительной для рынка туристических услуг. Многие агентства рискуют уйти на новогодние каникулы и не вернуться в прежнее русло. К тому же российская экономика серьезно пострадала от коронакризиса и второе полугодие для туриндустрии обещает быть непростым. В прошлом месяце правительство РФ по поручению президента Владимира Путина расширило географию субсидируемых за счет федерального бюджета внутренних авиарейсов на 138 позиций. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. В данном случае речь идет об авиасообщении с такими городами, как Красноярск, Иркутск, Чита, Горно-Алтайск, Сочи, Нижний Новгород, Магадан, Уфа, Барнаул, Ноябрьск, Омск, Владивосток, Якутск и другие.
Данное постановление фиксирует, что приоритетное право на субсидии, согласно новому перечню, имеют компании, которые используют современные российские самолеты, выпущенные не позже, чем 11 лет назад. Таким образом увеличение количества направлений, куда осуществляются воздушные перевозки, позволит снизить цены на билеты по отдельным направлениям. Предполагается, что отправиться в путешествие на воздушном транспорте дополнительно смогут около 450 тысяч человек.
Эксперты считают, что это увеличит транспортную доступность. По предварительным подсчетам, билет на субсидированные рейсы будет стоить от 4 до 11 тысяч рублей.
ВРЕЗКА: Тариф – сумма, которую получает авиакомпания за то, что предоставила пассажиру услугу перевозки. Это база, от которой в основном и зависит цена билета. Окончательная стоимость авиабилета зависит от наполняемости рейса, сезонности, конкуренции на данном направлении и много другого. Случается, что авиакомпании изменяют тарифы в зависимости от сезона или наличия конкурентов на каком-то направлении полетов.
С падением цен на авиабилеты внутри страны, в том числе и на такие популярные, как Крым и Сочи, самолеты начали летать гораздо чаще. Генеральный директор ОАО «Омский аэропорт» Олег Селиверстов отмечает, что в августе удалось фактически достичь показателей прошлого года – 99 % от пассажиропотока по внутренним воздушным линиям.
«В сентябре мы превысим этот показатель на 1 %, а в октябре – на 2 %. В связи с этим можно смело говорить о постепенном выходе на показатели прошлого года и сохранении тенденций к нарастанию. Хорошо грузятся самолеты на российский юг. Средняя наполняемость – 85 % по всем авиасудам. Загрузка хорошая, кроме международных воздушных линий, которые для Омска пока закрыты, но когда-нибудь Омск попадет в этот перечень, и сразу вернутся наши чартеры, которые традиционно пользуются спросом в зимнее время, – Юго-Восточная Азия, Эмираты», – отметил Олег Селиверстов.
Честная конкуренция
Пандемия хоть и ударила по карманам представителей туристического бизнеса, но в то же время позволила сделать российский туризм более конкурентоспособным. Внутренний туризм существовал и до коронакризиса, но был в основном любительским. Далеко не все туристы предпочитали провести долгожданный отпуск не на заграничных курортах, а в родной стороне. В то же время развитие внутреннего туризма – это базис для экспорта услуг. После того как пандемия отступит, по мнению специалистов, мир сильно изменится, будут пересмотрены предпочтения, и вероятно, что туристы, насладившиеся красотами зарубежья, предпочтут посетить российскую глубинку, открыть для себя абсолютно новые направления.
Известный блогер и основатель туристического агентства Surfari Екатерина Братцева в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» отметила, что многие не самые популярные направления (к примеру, Иркутск или Владивосток), где цены на авиабилеты упали, несмотря на пандемию, смогли привлечь больше туристов.
«Люди смогли посетить ранее недоступные им регионы. К примеру, мы отправили 22 человека из Москвы в групповой тур на Байкал. Цена билета психологически влияет на путешественников: когда цена сравнима или даже ниже стоимости проживания, людям гораздо проще решиться на поездку и выбрать не Сочи или Крым, а что-то новое», – отметила Екатерина Братцева.
Главное не пойти на поводу у низкой цены. Риски клиентов при бронировании туров были всегда, а пандемия лишь сильнее закрутила гайки, и на слово «скидка» люди теперь реагируют с большей осторожностью, чем раньше. Как поясняет юрист и владелец юридической компании «Правовой Стандарт» Айжан Азенова, важно внимательно изучить договор и обращаться только к проверенным компаниям, а не вестись на яркие предложения, за которыми нередко скрываются мошенники (распространенный вид мошенничества – продажа тура без оформления заявки). Иными словами, туристы оплачивают тур, однако турагент не завел заявку и деньги остаются на его личном счете. Туристам при этом сообщается, что средства переведены, но туроператор из-за пандемии якобы не смог реализовать тур. В итоге люди остаются без отдыха, а репутация туроператора испорчена.
«Увеличилось количество споров между туристами и турагентствами, туроператорами. Не обошлось без споров с авиаперевозчиками. Еще один вид мошенничества – горящие туры. К примеру, путешествие в Крым за 8 тысяч рублей. Люди покупают, а в последний момент туроператор или перевозчик не подтверждают перелет. Для того чтобы турист все же улетел отдыхать, ему предлагают доплатить в два раза больше за такой же тур. Неприятно. Сейчас авиаперевозчики, турагенты и туроператоры с легкостью пользуются ваучерами и избегают судебных споров. Однако ваучеры подходят не всем потребителям, ведь есть те, кто на последние деньги приобрел тур или авиабилет, а в пандемию эти деньги могли бы прокормить его семью», – отмечает юрист.
Для того чтобы обезопасить себя от лишних споров с турагентствами, эксперт «ФедералПресс» предлагает заключать письменный договор и требовать номер заявки и подтверждение тура.
«Все туристические споры и конфликты с авиаперевозчиками регулируются по закону о защите прав потребителей», – рассказал глава юридической компании.
«Тяжело будет всем»
На сегодняшний день ситуация на туристическом рынке довольно нестабильная. Особо успешным компаниям удалось выжить и даже частично закрыть финансовые дыры. Однако в августе туристов из России готовы были принять около 30 стран, а с наступлением осени их число возросло. Правда, минуя всевозможные препоны, российские туристы могут посетить лишь Турцию и Абхазию. В остальных же необходимо либо отсидеть двухнедельный карантин, или туда нет прямых рейсов.
Перспективы неутешительные: некоторые популярные зарубежные курорты по решению властей не откроются до 2021 года. Удерживать низкие цены на авиабилеты непросто, да и какие российские направления останутся востребованными, сказать пока сложно. Правда, согласно распоряжению, которое в начале сентября подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин, на взаимной основе возобновляются авиасообщения с Египтом, ОАЭ, а также Мальдивами. Причем не только туда, но и в обратном направлении.
По мнению президента Союза туристических агентств Сергея Голова, сохранить низкие цены можно, но сезон упущен. Цены на авиабилеты падают относительно загруженности самолетов, а после 10 августа открылась Турция, где туристический сезон длится до конца октября, что тоже влияет на ценообразование.
«Мы прекрасно понимаем, что сезон в Крыму и Сочи – максимум до 20-х чисел сентября. Сезонность у нас очень короткая. Туризм понемногу оживает, но впереди тяжелое время. Турагентства подстроились под раннее бронирование. Мы потеряли летний сезон, а запаса нет. После открытия ряда направлений появилась возможность зарабатывать, но пока все очень скудно. По факту мы имеем два-три направления. Будет всем тяжело. Это точно», – резюмировал президент Союза туристических агентств.
Фото: ФедералПресс/ Евгений Поторочин, Екатерина Лазарева, pxhere.com
Отдыхай в России