Переход России в цифровую эпоху за последние несколько месяцев ускорился в несколько раз. И это уже точно не сиюминутный тренд: в июле президент Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», где пятым пунктом значится «Цифровая трансформация». И первые шаги уже сделаны. Сначала были назначены ответственные за цифровизацию и информатизацию в аппарате правительства России, а в этом месяце Владимир Путин одобрил идею введения во всех региональных министерствах должностей руководителей по цифровой трансформации. Зачем – читайте в материале «ФедералПресс».
В Москве состоялся форум о современных технологиях РИФ InTheCity. Его посетили как представители IT-гигантов страны, так и руководители профильных министерств.
Достижение «цифры»
IT-сектор – одна из немногих отраслей экономики, которая в период пандемии продемонстрировала стабильный рост. Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) провела масштабное исследование. За 2020 год ожидаемый суммарный рост вклада четырех основных сегментов интернет-экономики в экономику России составит 15–16 процентов. Как отметил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, работа в этом направлении не должна останавливаться. «Наша задача на ближайшие годы – обеспечить доступ абсолютного большинства государственных услуг через интернет. Мы взяли на себя амбициозное обязательство перевести все госсервисы на портал госуслуг к 2022 году. Конечно, необходимо решить вопрос с цифровыми подписями, но то, с какой скоростью в последние месяцы мы развивали IT-сектор, убеждает меня, что мы справимся», – подчеркнул Чернышенко.
Но почему произошел такой резкий рост IT-сектора при падающей во всем мире экономике? Цифровая индустрия – одно из комплексных направлений экономики с по-настоящему открытым рынком. И для российского рынка высоких технологий это стало основанием для конкурентного роста. Отечественным компаниям приходится на равных бороться с мировыми лидерами, поэтому они и оказались готовы к резко возросшим требованиям к себе. Более того, этот рост оказался даже выше, чем ожидалось, рассказал директор РАЭК Сергей Плуготаренко. «Еще в апреле, когда делался прогноз на год, мы говорили о совершенно иных цифрах. Да, мы понимали, что рост возможен, но мы видели множество ограничений, которые должны были приостановить массовую цифровизацию. Но все оказалось иначе: население страны быстро освоилось и перешло на получение услуг онлайн. Компании, предоставляющие эти услуги, также активно перевели свой бизнес в интернет», – отметил Плуготаренко.
Вместе с тем на пути в счастливое цифровое будущее есть еще несколько существенных препятствий. Преодолеть их поможет опыт зарубежных стран. В качестве основного ориентира были выбраны Индия, Южная Корея и Малайзия. В этих странах цифровая экономика уже получила серьезное развитие. Так, в Индии, по прогнозам экспертов, к 2025 году ее объем достигнет 1 трлн долларов. Таких показателей удается добиться благодаря нескольким важным критериям, в том числе интересам государства и бизнеса, сотрудничеству с зарубежными технологическими компаниями, стимуляции конкуренции. И этот путь собирается выбрать Россия.
Россияне, судя по статистике, уже готовы к серьезным преобразованиям. Интернетом в стране пользуются 95 млн человек, а это 78 % населения. Пандемия внесла существенные изменения в объем потребляемой в интернете информации. Но это не значит, что после полного восстановления экономики интернет-аудитория останется столь же активной. Этого мнения придерживается руководитель службы компьютерного зрения и технологий искусственного интеллекта «Яндекс» Александр Крайнов. «Можно ожидать отката. Гипотеза, что в случае перехода в онлайн все там и останутся, не подтверждается. Значительная часть людей все равно будет предпочитать офлайн-услуги и вернется к ним, как только все ограничения будут сняты», – убежден эксперт.
«ГосТех» для всех
В ближайшее время в России полноценно может быть запущена система «ГосТех». Она призвана расширить количество государственных услуг и взаимодействие государственных структур с обществом и бизнесом. Ключевыми задачами «ГосТеха» станут повышение эффективности и увеличение скорости принятия решений, снижение затрат на процессы управления государством.
В мире применяются две основные модели платформ, аналогичных «ГосТеху»: открытая и закрытая. По мнению сооснователя агентства по цифровой трансформации бизнеса LeoAgency Виктора Яковлева, Россия пойдет по закрытому сценарию. «Он подразумевает создание системы взаимодействия государственного и общественного секторов внутри правительств или крупных IT-компаний. Данные при этом находятся в безопасности, а программное обеспечение разработано на патентованных платформах», – пояснил Яковлев.
Это не значит, что все будет интегрировано в один крупный сервис. Как пояснил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, основная цель создания «ГосТеха» – удобство конечных пользователей. «Мы стремимся к тому, чтобы люди не тратили свое время в очередях, получая услуги, которые достаточно просто получить через интернет. Поэтому возможность интеграции с государственными услугами станет доступна и у сторонних сервисов. Это существенно снизит нагрузку на МФЦ и другие государственные учреждения. Но для полноценного функционирования необходимо все законодательно урегулировать», – отметил Шадаев.
У развития технологий есть и обратная сторона. Проблема кибербезопасности становится все более актуальной. И, чтобы получить доступ к конфиденциальной информации, не нужно быть хакером. Многие организации сами открывают двери. Как рассказал вице-президент по информационной безопасности ПАО «Ростелеком» Игорь Ляпунов, «это серьезная проблема, с которой предстоит много работать». «Защищенность некоторых наших ведомств на достаточно низком уровне. В этих организациях не устанавливаются даже банальные обновления безопасности для операционных систем. И большинство этих компьютеров могут быть атакованы без каких-либо проблем самыми примитивными средствами», – отметил Ляпунов.
Для обеспечения безопасности данных создается специализированный киберполигон – программа, которая имитирует IT-инфраструктуру целого ряда предприятий из ключевых отраслей экономики. Именно там будут отрабатываться сценарии кибератак.
Фото: ФедералПресс / Артем Тутов