Огромная задолженность населения и бюджетных организаций за поставленное им тепло давно уже стала притчей во языцех. Она не дает энергетическим компаниям нормально развиваться и затрудняет им реализацию перспективных проектов. Создается впечатление, что ее никогда не удастся решить. На самом же деле рецепты есть. Какие именно, разбирался «ФедералПресс».
Каждый год одно и то же
В России завершается подготовка к очередному отопительному сезону, энергетики ведут последние работы на трубопроводах, по которым горячая вода подается в жилые дома, офисные здания, школы и детские сады, на промышленные предприятия, и проверяют технологическое оборудование. Как только температура опустится ниже определенного уровня, они начнут снабжать своих потребителей теплом.
Однако в нынешнем году по-прежнему сохраняется острейшая проблема долгов за жилищно-коммунальные услуги, накопившихся, в том числе и перед энергетиками, чуть ли не за десятилетия. Причем из года в год задолженность за ЖКХ продолжает увеличиваться: если в середине 2010-х она составляла порядка 1 трлн рублей, то на начало 2020 года ее размер достиг 1,3 трлн рублей и рост не желает останавливаться.
Ключевыми неплательщиками являются управляющие компании и население, организации жилищно-коммунального хозяйства – их долги уже достигли 810 и 173 млрд рублей соответственно.
Нельзя сказать, что федеральные органы власти оставили без внимания сложившееся положение дел. Еще в 2015 году был принят федеральный закон № 307 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов». Он позволил несколько улучшить ситуацию, но кардинальных изменений не случилось.
В результате, по данным Совета производителей энергии, только задолженность потребителей за «тепло» перед крупнейшими теплоснабжающими организациями в январе 2020 года равнялась 193,7 млрд рублей, или 38 % от объемов поставленной им тепловой энергии в денежном выражении за весь 2019 год.
Пандемия же коронавируса, повлекшая за собой введение жестких карантинных мер, массовое закрытие предприятий общепита и замораживание строительства, привела к росту безработицы в стране, падению доходов населения и, в конечном счете, – к ухудшению платежной дисциплины.
Именно для нивелирования негативных экономических последствий в период пандемии правительство России в апреле нынешнего года приняло постановление № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Документ вводит мораторий на применение пеней (штрафов) за просрочку оплаты коммунальных услуг и на ограничение режима потребления для потребителей коммунальных услуг. Но, к сожалению, недобросовестные потребители восприняли правительственные меры поддержки в трудной ситуации как возможность безнаказанно не платить, что ведет к существенному росту задолженности за электрическую и тепловую энергию.
Только за два месяца, за март и май, задолженность за тепло подскочила на 6,7 %, до 15,7 млрд рублей, а ее общий уровень на 1 мая достиг 235,9 миллиарда. Уровень фактической оплаты по отношению к начисленной в апреле снизился на 12 % (по сравнению с аналогичным месяцем 2019 года) из-за установленных карантинных отчислений, в июле тоже произошло его падение – примерно на 6 %, вследствие снятия карантина и старта отпускного сезона. Зато в следующем месяце он поднялся на 2 %, тем не менее, с апреля по август все-таки было зафиксировано падение фактической оплаты на 4 %.
«За апрель – май мы недополучили порядка 3 млрд рублей за тепло», – сообщили в пресс-службе компании «Т Плюс».
Цепь рисков
Для энергетических компаний это означает увеличение дебиторской задолженности: в апреле ее прирост равнялся 20,5 млрд рублей, в августе – 21 млрд рублей. По существующим прогнозам, если не случится второй волны коронавируса, в декабре их дебиторская задолженность может достигнуть 225,2 млрд рублей.
В ее структуре доминируют долги населения, жилищных организаций, муниципальных и государственных предприятий (их доля на 1 сентября составила 76 %), заметно снизили собираемость платежей теплоснабжающие организации. Наилучшими плательщиками оказались бюджетные потребители и промышленные заводы.
«Доля долгов населения и управляющих компаний составляет около 68 %, по сравнению с прошлым годом она практически не изменилась, – прокомментировали в пресс-службе «Т Плюс». – В настоящее время задолженность по тепловой энергии перед группой «Т Плюс» – 47,3 млрд рублей».
Существующее положение дел не может сохраняться бесконечно. В энергетике трудится свыше 2 млн человек, отрасль ежегодно отчисляет в бюджеты всех уровней порядка 1 трлн рублей налогов и сборов. Энергетические компании, несмотря на пандемию, стабильно вырабатывают электричество и тепло и не сокращают рабочие места.
Их доходы формируются исключительно за счет платежей потребителей, и никакой серьезной поддержки от государства они не имеют. Заработанные же средства направляются на неотъемлемые нужды – выплату зарплаты сотрудникам, оплату топлива, закупку материалов, комплектующих и оборудования, проведение капитальных и текущих ремонтов, реализацию инвестиционных программ. Иными словами, с их помощью обеспечивается надежное функционирование теплоэлектростанций для обеспечения светом и теплом потребителей.
Снижение выручки энергетических компаний из-за долгов перед ними может в любой момент запустить цепочку неплатежей по всей структуре российской энергетики, негативно отразившись на всех предприятиях, сопровождающих процесс выработки электрической и тепловой энергии, – поставщиках материалов для ремонтных программ (трубы, запорная арматура и пр.), оплаты топлива – газа, угля и мазута, подрядных организациях и пр. Не исключено уменьшение объемов ремонтных программ и вследствие этого – прохождение отопительного сезона 2020–2021 годов с риском увеличения числа аварийных ситуаций.
Дальше события будут раскручиваться по спирали: увеличение задолженности приведет к отрицательным последствиям для смежных с энергетикой отраслей и бюджетной системы нашей страны, в частности к задержкам выплат работникам и подрядчикам, к ограничениям в снабжении теплоэлектростанций необходимым им топливом, к уменьшению поставок тепла потребителям, срывам инвестиционных проектов.
Полезный опыт
В складывающихся условиях был предпринят комплекс действенных мер, направленных на исправление перекоса в энергетике. Во всех регионах местным штабам по безопасности энергоснабжения было поручено улучшить мониторинг и контроль за своевременной оплатой жилищно-коммунальных услуг бюджетными учреждениями и простыми гражданами. Нелишне упомянуть положительный опыт Челябинской области, где губернатором было принято решение о 30-процентном авансировании бюджетными организациями расчетов за коммуналку.
Ряд инициатив энергетиков нашел отражение в поручениях президента России Владимира Путина в ходе апрельского совещания по вопросам развития энергетики. Среди них – установление моратория на решения, ухудшающие деятельность энергетических компаний, субсидирование процентных ставок по кредитам, используемым ими для пополнения оборотных средств, контроль за платежами организаций, финансируемых из бюджета.
Было бы нелишне использовать мировой опыт адресной поддержки наиболее уязвимых категорий потребителей, например предоставление гражданам с низкими доходами, пенсионерам, многодетным семьям помощи по оплате коммунальных услуг в виде субсидий при условии их обязательного перечисления на счета снабжающих их энергоресурсами учреждений.
Фото: ФедералПресс /Елена Мицих, Евгений Поторочин