Ситуация с распространением коронавирусной инфекцией в регионах Поволжья продолжает заметно ухудшаться. Медики начинают говорить о начале второй волны. Вместе с вирусом возвращаются и решенные, казалось бы, проблемы: дефицит коек в больницах, нехватка средств индивидуальной защиты. Количество инфицированных COVID-19 растет во всех регионах ПФО, а власти вновь заявляют об усилении ограничительных мер. Правда, некоторые местные инициативы вызывают недоумение. Почему – подробности в материале «ФедералПресс».
Общее число подтвержденных заражений коронавирусной инфекцией в Поволжье с начала пандемии достигло почти 160 тысяч случаев, сообщает оперативный штаб России.
С учетом новых данных общее число заражений коронавирусом в Нижегородской области по состоянию на 29 сентября составило 32 224 случая, в Саратовской области – 15 381, в Ульяновской области – 15 365, в Оренбургской области – 12 747. Немногим меньше в Самарской области – 11 662, в Пензенской области – 10 778, в Пермском крае – 9 747. Не особо отстают и другие регионы ПФО: так, в Башкирии – 8 748, в Чувашии – 8 570, в Кировской области – 8 446, в Татарстане – 7 205, в Мордовии – 6 400, в Удмуртии – 5 131, в Марий Эл – 4 833.
По официальным данным, полностью выздоровели 128 162 жителя округа. При этом скончались на фоне коронавируса от обострения хронических заболеваний 1 989 человек.
Официальные лица пока отказываются говорить о начале второй волны пандемии в округе. Однако медики, с которыми удалось поговорить «ФедералПресс», утверждают: сегодня ситуация в стационарах заметно ухудшилась, по сравнению с той, которая наблюдалась еще летом.
«Положить в коридоре»
Врач, работающий в одном из ковидных госпиталей Ульяновска, пожелавший сохранить инкогнито, рассказал изданию, что эпидемиологическая ситуация «ухудшается практически на глазах».
«Мы считали, что в июне-июле у нас был кромешный ад. Однако сейчас понятно – все намного хуже. Больных полно, привозят много тяжелых. Причем, по моим личным ощущениям коронавирус заметно «помолодел» – в том смысле, что среди заболевших много людей в возрасте от 30 до 45 лет», - рассказал собеседник издания.
По его словам, койки приходится ставить прямо в больничных коридорах – так много ульяновцев сейчас госпитализируется. В Сети даже появились фотографии из местных больниц, свидетельствующие о нехватке мест. Заместитель главы региона Ольга Никитенко в ходе аппаратного совещания в облправительстве подтвердила: ситуация ухудшается. По ее оценкам, Ульяновская область рискует войти в число лидеров в округе по темпу прироста заболевших. Однако, по ее данным, на сегодняшний день свободны 18 % коек, приготовленных для больных «ковидом».
В то же время местные жители регулярно опровергают эти данные. К примеру, ульяновский ведущий мероприятий Александр Долгов в Instagram сообщил, что у его тестя выявлен коронавирус, но положить в больницу мужчину они не могут: «Нигде нет мест, хотя мы бьемся за то, чтобы в коридоре положили в ЦГБ… Возили по больницам и нигде не приняли, сейчас всей семьей наблюдаем, как он задыхается. Все очень серьезно».
Ульяновский журналист Виталий Ахмеров, переболевший коронавирусом, буквально на днях потерял отца – 56-летний мужчина тоже подцепил опасную инфекцию, но, несмотря на усилия медиков, скончался. «Всем, кто все еще сомневается в серьезности «ковида», рекомендую в любой будний день утром… подойти к крыльцу пятиэтажного терапевтического корпуса медсанчасти на Лихачева. Родственники умерших идут непрерывным потоком. И «ковид» – самое часто встречающееся в их разговорах с врачами и друг другом слово», – написал Ахмеров в своем Telegram-канале.
Однако ульяновский губернатор Сергей Морозов пока не придумал ничего лучше, кроме как запустить в области эпидпатруль. По замыслу, народные комиссары должны будут следить за соблюдением ограничительных мер. Последние, по оценкам ряда ульяновских специалистов, практически никогда за время пандемии толком не работали. Потому и в эффективность мифического эпидпатруля в регионе мало кто верит.
Ни масок, ни перчаток
Вместе с «короной» в регионы возвращаются и старые проблемы. В Саратовской области представители профсоюза медиков потребовали обеспечить медработников средствами индивидуальной защиты. По заявлению медработников, не хватает масок, перчаток и респираторов. Авторы видеообращения указывают на то, что респираторы были выданы в мае, при этом нового поступления не было. Несколько месяцев назад в Саратове уже разразился скандал, когда выяснилось, что область закупала простые марлевые маски по космическим ценам. Тогда глава региона Валерий Радаев был вынужден уволить руководителя своего аппарата Олесю Горячеву, обвиненную в закупке медицинских масок по 425 рублей,
Ситуация в регионе продолжает ухудшаться. По этой причины были внесены изменения в постановление об ограничительных мероприятиях в связи с пандемией. Так, согласно документу, с 30 сентября до стабилизации эпидемиологической обстановки в регионе запрещено проведение спортивных и физкультурно-массовых мероприятий среди всех возрастных групп. По 5 октября включительно в регионе запретили проведение зрелищных мероприятий, за исключением деятельности кинотеатров, которые должны быть заполнены максимум на 30 % от общего количества мест, а также проведение публичных и иных массовых мероприятий. В Саратовской области ежедневно фиксируется более сотни новых случаев инфицирования коронавирусом. В регионе действует масочный режим.
Сложная ситуация и в Башкирии. В Уфе из-за возможного роста заболеваемости коронавирусной инфекцией в ближайшие дни развернут 200 дополнительных коек, сообщила пресс-служба главы Башкирии. Республиканский Минздрав регистрирует 0,5-процентный ежесуточный прирост таких пациентов. Сообщается также, что до конца текущего года в медицинских учреждениях Башкирии установят восемь новых томографов, нагрузка на которые возросла.
Рост числа заболевших фиксируют и в Удмуртии. Однако пока власти не намерены ужесточать режим. Глава региона Александр Бречалов заявил, что «большая часть людей легко переносят пневмонию и COVID». «Ограничивать их нет никакого смысла. В конце концов, это ваше право оценить — стоит идти на массовое мероприятие или нет. Но крупные массовые мероприятия мы, естественно, не проводим», – сказал Бречалов. Впрочем, он оговорился: если ситуация продолжит и дальше ухудшаться, то власти региона примут соответствующие меры.
«Корона» не перестает быть смертельной для некоторых категорий пациентов. Так, на днях скончалась заболевшая коронавирусом 60-летняя педиатр детской поликлиники при клинической больнице №172 ФМБА РФ в городе Димитровграде (Ульяновская область). Также от коронавируса на 89-м году жизни скончался старейший нижегородский педиатр – заслуженный врач РФ и доктор медицинских наук Виктор Сафронов, сообщается на сайте Приволжского медицинского университета.
«Некоторые просто «забили»
По мнению экспертов, некоторые главы регионов в последнее время заметно расслабились, полагая, что коронавирус отступил. По словам главы аналитического центра «Политген» Ярослава Игнатовского, губернаторы очень по-разному справились с первой волной эпидемии.
«Кто-то принимал действительно жесткие меры, которые, на первый взгляд, казались непопулярными, но на самом деле сыграли значительную роль в сдерживании пандемии. Кто-то – просто занимался модерацией статистики. Некоторые откровенно «забили» на происходящее. Поэтому Владимир Путин в очередной раз указал на важность темы, она снова сейчас активно поднимается федеральными властями», - заявил «ФП» Игнатовский.
При этом он признал, что нового карантина никто не допустит, поскольку экономика рискует его просто-напросто не пережить: «Именно поэтому от региональных властей сегодня зависит очень многое. Ровно также как это было минувшей весной».
Политолог Дмитрий Михайличенко в разговоре с «ФП» указал на то, что коронавирус будет определяющим фактором оценок работы губернаторов. «Критерии четкие: максимально возможная экономическая эффективность и приемлемая эпидемиологическая ситуация. Для губернаторского корпуса – это проблема номер № 1. За прошедшие полгода в задачу регионалов входило создание запаса койко-мест, эту проблему решали масштабным строительством ковидных госпиталей. Так поступили в Москве, Татарстане, Башкирии, Ленинградской области. Однако далеко не все регионы смогли создать подобный запас койко-мест, и это представляет определенные риски», - заключил эксперт.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова
Пандемия коронавируса