За восемь месяцев 2020 года в Прикамье ввели в эксплуатацию 601 тыс. кв. метров жилья, из которых на многоквартирные дома пришлось 265 тыс. «квадратов», или 44,09 %. Это очень мало, предупреждают эксперты. Они винят эпидемию коронавируса и управленческие ошибки в регулировании строительной отрасли. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Замминистра строительства Пермского края Александр Пономарев охарактеризовал ситуацию с вводом многоквартирного жилья в крае как «тревожную тему, которую хотелось бы переломить». Застройщики уверены: переломить ситуацию не удастся, пока в Прикамье действует введенный еще при бывшем губернаторе «социальный» платеж в 4 тысячи рублей за 1 кв. метр при превышении параметров высотности и плотности участка.
«Минимальная площадь земельного участка для строительства МКД – 25–30 соток, –говорит инженер по подготовке исходно – разрешительной документации на строительство «КомСтрин Пермь» Дарья Самойленко. –Даже если предусмотреть этажность здания в 14–16 этажей, при существующих правилах землепользования и застройки, с учетом увеличения стоимости энергоресурсов и материалов за период строительства (от 2 до 3 лет) и рыночной стоимости квадратного метра 49–53 тысячи рублей, нам придется строить в убыток».
По мнению Дарьи Самойленко, освоение площадок по программе развития застроенных территорий с учетом стоимости переселения граждан из аварийного жилья и ограничения этажности в 6 этажей также окажется убыточным.
Сильный удар по амбициям пермских застройщиков нанес принятый 27 декабря 2019 года закон о том, что территории, расселенные за федеральный счет, нельзя использовать под жилищное строительство. На них можно возводить только объекты социальной инфраструктуры.
«Ранее в процессе ликвидации аварийного жилья путем освоения застроенных территорий и переселения жителей из ветхого и аварийного жилья доля внебюджетных средств составляла 80–85 %, – рассказывает краевой замминистра строительства, начальник управления жилищной политики Фаина Минх. –Застройщики очень активно участвовали в вовлечение таких участков в оборот для нового строительства. Однако принятие закона сделало участие застройщиков в освоении территорий, переселяемых за федеральный счет, невозможным».
«О том, что примут новый закон, никто не знал, – комментирует ситуацию советник губернатора Пермского края по строительству Павел Черепанов. –За последние четыре месяца мы трижды обращались к федеральным властям в Минстрой России, чтобы разрешили строить на этих участках хотя бы в рамках приоритетных проектов для края. Ждем обратной реакции».
«Почему пермские власти расселяют за федеральный счет инвестиционно привлекательные для застройщиков земельные участки в центре города, на которых, получается, нельзя строить, а на торги выставляют неинтересные застройщикам участки в Орджоникидзевском районе? Почему не наоборот?» –задается вопросом депутат Пермской гордумы, гендиректор «Орсо Групп» Михаил Бесфамильный.
Сегодня в Перми под аварийным жильем находятся 200 гектаров земли, из которых большая часть – в центре города. По информации Фаины Минх, в ближайшие три года на торги должны быть выставлены всего 14 гектаров.
Как считает член комиссии по землепользованию и застройке Перми Денис Галицкий, строители должны вплотную заняться параметрами генерального плана города, ведь обеспеченность социальной инфраструктуры сегодня становится реальным лимитирующим фактором строительства.
«За 10 лет построено приличное количество нового жилья, а численность населения города не увеличилась, – объясняет Сергей Галицкий. –Если сейчас актуализировать генплан в отношении параметров, то потребность в школах и детских садах при строительстве новых домов уменьшится. Строительное лобби обладает и знаниями, и ресурсами, чтобы осуществить актуализацию параметров».
Не исключено, что размер «социального» платежа будет откорректирован.
«Если в Пермском крае ежегодно рождаемость уменьшается на 2000 человек, а средняя численность детских садов сегодня составляет 200 детей, через 3–4 года общее количество детей сократится на 10 детских садов, – поясняет Павел Черепанов. –Загруженность ДДУ будет принципиально другая. Эти параметры мы должны учитывать».
ФедералПресс / Евгений Поторочин