На Ямале объем деревянного жилищного фонда составляет 3 миллиона 25 тысяч квадратных метров, из которых 708 тысяч признаны аварийными. Ямальцы с этим заключением не согласны. Под многими домами сваи не выдерживают, дома с них съезжают, а стены зданий от мерзлоты и изношенности становятся волнообразными и трескаются. «ФедералПресс» изучил программу по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья в регионе и узнал, почему местные жители считают «поехавший» дом самым верным способом переехать в новостройку.
«Стоим на холодильниках!»
Жители Ямала уже давно осознали и приняли тот факт, что деревянные дома могут сходить со свай. В сентябре 2020 года в Салехарде жители дома на улице Комбинатской, 13, на себе ощутили опасность, которую несут деревянные здания. Половина дома, построенного в 1977 году, обрушилась – 12 собственников остались без крова. Пока часть из них переселили в маневренный фонд, остальные переехали к родственникам. Городские власти обещают, что все они получат новые квартиры.
У Елены Сергеевой – своя история. Женщина утверждает, что с другими жильцами дома она стала заложницей несправедливой ситуации. Их барак 1956 года постройки признали непригодным для проживания и несущим угрозу жизни и здоровью граждан еще в начале 2019 года.
«По представлению прокуратуры нам выделили маневренное жилье, второй год мы обитаем в коммуналке», – рассказывает собеседница. По ее словам, за тот период, что они проживают во временном доме, в Салехарде рухнули два дома.
«Жителям рухнувших домов дают благоустроенные квартиры, а мы так и обитаем в маневренном жилье. Если так будет продолжаться, то мы навсегда останемся в этой коммуналке», – беспокоится Елена Сергеева.
После схода дома со свай местные жители устроили информационный бум в социальных сетях, подкрепляя свои переживания фотографиями «деревяшек» и лопнувших под ними свай. У Лилии Барановой в одном из таких домов на Комбинатской улице живет мама. Девушка рассказывает, что под домом половина свай тоже прогнила и разрушилась.
«Дом по Комбинатской, 15Б, по документам был построен в 1978 году. Моя мама живет здесь с 2015 года. Знаем, что в 2013 году был проведен ремонт после пожара, но главная проблема – со сваями – осталась. Мы много раз обращались в администрацию города. В июле этого года встречались с главой администрации Алексеем Титовским, и после этого, где-то в конце августа, нам пришло письмо о том, что с этого момента наш дом признан аварийным», – пояснила Лилия Баранова.
Она также отметила, что долгое время половина дома стояла вообще без свай, некоторые из них были заменены на старые холодильники. В сентябре под домом начали возводить новые сваи. Однако это «временный пластырь» для старого деревянного здания. Вода после дождей стекает под жилые дома на улице Горького, а оттуда с нечистотами – под двухэтажки на Комбинатской улице, вымывая землю из-под свай.
Разные программы – разные сроки
Власти Ямала признают проблему аварийного жилья, но ситуацию не решить в одночасье. Дома продолжают ветшать быстрее, чем происходит расселение. И «запас» аварийного фонда на Ямале остается внушительным.
По информации департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, в регионе реализуются две программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья.
Первая – региональная адресная программа по переселению из многоквартирного жилья, признанного аварийным до 1 января 2017 года, она рассчитана на 2019–2025 годы. Планируется расселить 225,4 тысячи аварийных квадратных метров, в новые дома переедут более 6200 семей. Общий объем средств, запланированных на реализацию программы, составляет 52,8 миллиарда рублей. В 2020 году из окружного бюджета было выделено около 14,5 миллиарда.
«Действующая программа – продолжение долгосрочной окружной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013–2017 годы. Всего за семь лет, с 2013 по 2019 год, было переселено 10 722 семьи», – рассказал первый заместитель директора департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Тимофей Савиных.
Он также пояснил, что в регионе также действует комплексная программа по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным после 1 января 2017 года и того, которое еще планируется признать таковым. В нее входят «одноквартирники» и дома так называемой блокированной застройки. Общая площадь помещений, подлежащих расселению по этой программе с 2019 по 2025 год, составляет 785,1 тысячи квадратных метров. Планируется, что в новые квартиры переберутся более 18 тысяч семей.
Планы властей оптимистичны: всего с 2019 по 2025 год на Ямале планируется расселить чуть более миллиона квадратных метров аварийного жилья, в котором проживают 24,3 тысячи семей. То есть заметно больше, чем признано аварийным к настоящему времени. То есть официальные основания у оптимизма есть.
«В 2019 году при плановых показателях в 5,16 тысячи квадратных метров расселено в 9 раз больше – 47,21 тысячи квадратных метров. В новые квартиры переехали не 300 человек, а почти 3,5 тысячи», – сообщил Тимофей Савиных.
По данным департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, общий объем аварийного жилищного фонда на территории автономного округа составляет 865,6 тысячи квадратных метров. Наиболее сложная ситуация в 13 муниципальных образованиях. В их числе – Ноябрьск, там площадь аварийных домов составляет почти 150 тысяч квадратных метров, Муравленко – порядка 100 тысяч «квадратов», и Губкинский – чуть больше 80 тысяч. Среди районов острая проблема аварийного жилья наблюдается в двух – Пуровском (127 тысяч) и Тазовском (92 тысячи).
«Деревяшки» можно было спасти
Экс-депутат и активист Александр Шмаль считает, что программа переселения из ветхого и аварийного жилья ведется «не по-хозяйски».
«В начале октября был в городе Губкинском. Там до сих пор стоят времянки, которые были построены только для того, чтобы временно решить жилищный вопрос. В эти дома людей переселили, и они уже больше 15 лет в них живут. И неизвестно, когда их переселят в новое и современное жилье. Конечно, никто не говорит, что новое жилье не строят. Его строят, но вопрос переселения из аварийного и ветхого жилья из года в год все острее. Люди боятся так и остаться во времянках», – отмечает Шмаль.
Он также пояснил, что зачастую дома, доведенные до плачевного состояния, пытаются отремонтировать, но толку от этого нет. Проблема быстрого износа деревянных строений заключается в том, что их своевременно не обслуживали в течение многих лет. Примеры заботливого отношения к таким домам – единичные.
«Всегда беру в пример поселок Пангоды. Когда туда заезжаешь, сразу видишь «бамовские» дома. Они были и остаются лучшими. Все потому, что их обслуживают, под них не идут сточные воды, не размываются основания. Дома до сих пор стоят ровненькие, обшитые сайдингом. В поселках Тазовский и Уренгой, в городах Новый Уренгой и Тарко-Сале дома сносят, при этом видно, в каком плачевном состоянии они находились. А все потому, что управляющие компании вовремя не обслуживали систему канализации в доме и сточные воды шли, подмывали основания. Поэтому дома съезжают со свай, подобный случай произошел в сентябре в Салехарде», – рассказал собеседник.
По данным департамента строительства и ЖКХ автономного округа, на Ямале в 2020 году планируют снести 150 расселенных аварийных жилых домов. А в 2021–2023-м – еще около 700 домов общей площадью свыше 390 тысяч квадратных метров.
С учетом прогнозов властей Ямала достаточно светлое будущее в вопросе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья наступит к 2030 году, когда срок между признанием дома аварийным и его расселением в регионе должен составить не более одного года. Однако прогнозы для тех, кто живет в рассыпающихся домах, не утешение.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова