На этой неделе Госдума приняла в первом чтении поправки, которые имеют непосредственное отношение к прокуратуре, судам и кабинету министров. Собственно, это то, что обозначено в измененной Конституции. Парламент получил дополнительные полномочия при формировании состава правительства: теперь председатель правительства и министры будут назначаться президентом при утверждении Госдумы, а руководители силовых ведомств – после консультации с Советом Федерации. Такая система «сдержек и противовесов» позволит очень внимательно подойти к назначениям высших чинов. Но обо всем по порядку.
Важное изменение, которое привнесла обновленная Конституция, – повышение требований к Генпрокуратуре и судам. Хотя, если говорить точнее, то – уравнение в правах всех лиц, занимающих высшие государственные должности. Теперь никто из них не может иметь второе гражданство, а также хранить деньги на заграничных счетах. Изменилась и роль Конституционного суда. Теперь он будет заниматься оценкой законопроектов на предмет их соответствия основному закону.
Впрочем, как отмечает заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов, краски сгущать не стоит.
«Главной задачей всех законопроектов, которые внес президент, является создание дополнительных законодательных возможностей и рамок для повышения эффективности работы органов власти на всех уровнях, – подчеркивает эксперт. – С другой стороны, они способствуют более полной реализации прав и свобод граждан. Внесение корректив в порядок формирования правительства – повышение статуса Совета Федерации и Государственной думы. Это по сути введение на законодательном уровне принципа «двойного ключа» при принятии законодательных и кадровых решений».
Но большинство россиян сейчас думают не об этом. В Общественной палате прошли нулевые чтения законопроекта о федеральном бюджете. Радоваться пока нечему – российская казна опять будет дефицитной. И ситуация вряд ли улучшится: в этом году дефицит составляет 2,75 млрд рублей, в следующем возможен на уровне 1,25 млрд рублей, а в 2023-м – 1,41 млрд рублей.
Наша экономика знала и лучшие времена. 2018 год Россия завершила с профицитом федерального бюджета в размере 2,75 трлн рублей. То есть примерно в сумме нынешнего дефицита. Но это не значит, что было хорошо, а стало резко плохо. Например, по итогам 2016 года дефицит федерального бюджета составлял 2,97 трлн рублей, то есть даже больше, чем в 2021-м. А тогда коронавируса не было.
Впрочем, сильно переживать по этому поводу не стоит. Само по себе формирование бюджета сродни гаданию на кофейной гуще. Текущий год нам доказал это в очередной раз. И дефицит бюджета может и не играть ключевую роль в благосостоянии жителей, так как в нынешних реалиях важнее верное реагирование на сложившуюся ситуацию, чем попытки долгосрочного планирования. И значительная ответственность сейчас лежит на губернаторах регионов, которые будут реагировать на развитие пандемии. Перед ними стоит действительно сложная задача, так как они должны идеально взвесить все риски, чтобы соблюсти баланс между безопасностью и свободой.
Член Совета Общественной палаты, академик Российской академии наук Борис Алешин оценивает сложившуюся ситуацию позитивно.
«Спасать не нужно этот бюджет, он, на мой взгляд, неплох. На сегодняшний день мы имеем дело со сбалансированным бюджетом. Да, дефицитным на все три года, но правительство делает все для того, чтобы дать импульс национальным проектам. И все ресурсы для этого аккумулирует. Приходится идти на повышение налогов, что не очень хорошо для бизнеса, но тем не менее таков период, в котором мы живем. Нужно понимать, что нацпроекты слишком важны для будущего роста экономики», – отметил академик.
Эта неделя стала бенефисом для заместителя председателя Совета безопасности Дмитрия Медведева. Теперь о нем говорят в совершенно нетипичном разрезе. В кулуарах обсуждается то, что теперь он возьмет под крыло кураторство над экологической темой. Есть мнение, что тем самым Медведев снял негласный запрет на широкую огласку темы экологических происшествий в стране. А их в последнее время хватало. Можно вспомнить Норильск, Красноярский край, Башкирию, Шиес.
И тут есть три возможные причины таких изменений: личные амбиции Медведева, который хочет вновь стать частью информационной повестки, намек на предвыборную программу партии власти или же смена политического курса страны, который теперь будет посвящен проблемам экологии.
Как отмечает доцент кафедры политологии и политического управления Школы политических исследований Института общественных наук РАНХиГС Михаил Мизулин, тема, с которой придется работать Дмитрию Медведеву, крайне политизирована.
«Экология просто пропитана политикой. И речь не только о Гринписе и Грете Тунберг. Современных экологов нельзя недооценивать. Они мобильны, а также способны блокировать целые города. Они координируются экспертами со всего мира, а также крупными бизнес-структурами. Сейчас это серьезный политический ресурс, который может как действовать во благо, так и просто быть проблемой. Поэтому если Дмитрий Анатольевич действительно будет курировать экологию, то ему придется решать серьезные задачи не только внутреннего толка, но и внешнего», – поделился мнением доцент.
Также Медведеву пророчат расширение полномочий по арктическому вопросу. На днях Дмитрий Анатольевич выступил с достаточно резким заявлением, в котором критиковал государства НАТО, в том числе и США, за то, что они пытаются ограничить деятельность РФ в Арктике, используя для этого разные методы: от наращивания военной активности рядом с границами России до санкционного давления. Это создает для России угрозу национальной безопасности.
Неделя вышла насыщенной. Мы видим, что происходит на международной арене: не стихает конфликт в Нагорном Карабахе, Тихановская ставит ультиматум президенту Беларуси, Евросоюз вводит новые санкции, а Россия обещает прервать общение. И на этом фоне страна продолжает двигаться в сторону политических преобразований. Мы видим, как Госдума принимает новые законы, меняются полномочия судей, прокуроров, парламента и президента.
Чем нам грозят президентские поправки? До каких пор в России будет оставаться дефицитный бюджет? Какова новая роль Дмитрия Медведева? Ответы на эти вопросы, а также комментарии экспертов смотрите и слушайте в «Смыслах недели».
Прослушать аудиоверсию материала можно на площадках: SoundCLoud, iTunes, Яндекс.Музыка, Google Podcast, PODFM, Anchor, Pocket Casts, CastBox, Soundstream.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»