Top.Mail.Ru
Общество
Москва
1

Не по ГОСТу. Новые стандарты обучения рискуют затмить даже ЕГЭ

Дистанционное образование
В России предложили ввести стандарты проведения дистанционных уроков.

Сложившаяся в мире ситуация заставила человечество серьезно изменить многие привычные вещи. И не в последнюю очередь это коснется системы образования. Формат обучения, объединяющий детей в небольших кабинетах, становится все менее реальным. Поэтому все чаще звучат официальные и неофициальные новости об изменениях в отечественной системе обучения. И многих они обоснованно пугают. Что может поменяться в образовательной сфере в ближайшее время, читайте в материале «ФедералПресс».

По стандарту

В XXI веке Единый госэкзамен стал первым серьезным испытанием для российского образования. Но «благодаря» коронавирусу о нелюбви к ЕГЭ уже успели подзабыть. И теперь главный враг современного школьника – дистанционное обучение. Во-первых, школа всегда являлась не только местом, где получают базовые знания, но и важным этапом социализации детей. Во-вторых, в среднем, согласно опросу Яндекс.Учебника, качество знаний, полученных в режиме онлайн, снизилось, а нагрузка на родителей и на педагогов в младших классах стала выше. В-третьих, при дистанционном обучении (особенно в младших классах) детям нужен контроль, но не все родители в силу своей занятости на работе могут этот контроль обеспечить.

Учитывая сложившуюся ситуации, АНО «Институт прогрессивного образования» предложила главе Минпросвещения Сергею Кравцову ввести в России стандарт проведения дистанционных уроков. Это, считают эксперты, позволит ученикам и родителям правильно организовать процесс обучения, так как во время всеобщей самоизоляции зачастую дети вынуждены были самостоятельно изучать тот или иной материал, а формат проведения урока не был обговорен.

Предлагается минимизировать объем домашнего задания до часа для учащихся начальных классов, не более чем до двух часов – для средних классов средних и до трех часов – в старших. Кроме того, предлагается распределять дисциплины на те, где требуется обязательное выполнение домашнего задания, и те, где оно носит рекомендательный характер. Также специалисты считают необходимым ввести запрет на перевод дисциплины исключительно на самостоятельное изучение.

Как отмечает член Комитета Госдумы по образованию и науке Алена Аршинова, вводить стандарты проведения дистанционных уроков необходимо, но они должны быть просты, логичны и безопасны как для преподавателей, так и для учеников. «Сейчас от нас требуется мобилизация всех сил. Мы должны сработать слаженно, оперативно и эффективно, – подчеркнула Аршинова. – Здоровье и безопасность детей и педагогов должны быть для нас в приоритете, поэтому введение стандартов – важная задача на ближайшее будущее. Они должны четко следовать предписаниям Роспотребнадзора, Минпросвещения, Рособрнадзора. Если эти стандарты будут полностью соответствовать этим предписаниям, то они могут будут полезны».

Создание стандартов проведения дистанционных уроков может сделать обучение комфортнее для всех участников образовательного процесса, убеждена депутат Мосгордумы, доктор педагогических наук Любовь Никитина. Дело в том, что школы по всей стране изначально спроектированы так, что в них по определению должно быть много учащихся. Никакие меры по перераспределению детей по сменам или другие формы рассредоточения их по территории школы просто не работают. «Инициативы, которые были предложены, имеют право на существование. Ученики не должны все время сидеть за компьютером, поэтому сокращение количества домашних заданий – важная мера. Кроме того, дистанционная форма обучения подразумевает большую самостоятельную работу, но это не означает, что можно просто отдать целую дисциплину на откуп ученику и его родителям. Поэтому перевод дисциплины на самостоятельное изучение, конечно, необходимо исключить», – отметила Никитина.

Перевод российских школьников на дистанционное обучение весной этого года продемонстрировал, что сделать из этого успешную практику без серьезных преобразований не получится. Никитина считает, что при переходе на дистанционное обучение необходимо было лучше просчитать время, которое школьник будет проводить за компьютером. «Школьники вынуждены сидеть за компьютером время эквивалентное шести урокам, плюс время на домашние задания, – заметила Никитина. – Невозможно пройти всю школьную программу удаленно и не нарушить нормативы по взаимодействию детей с компьютерами. Поэтому перед тем, как вводить всеобщую дистанционку, важно было оптимизировать образовательные программы».

По мнению Никитиной, оптимизацию могли бы провести сами учителя, которые знают, чему обучают детей. «На это могло хватить и недели. При четкой постановке вопроса, учитель смог бы дать детям максимальное количество знаний за минимальное время», – убеждена Любовь Никитина.

Совмещенный процесс

По мнению Алены Аршиновой, дистанционное образование может быть не только вынужденным. Если дистанционка гармонично используется в сочетании с традиционным очным обучением, она лишь способствует образовательному процессу. «Конечно, при массовом дистанционном образовании приходится испытывать дополнительные трудности и педагогам, и учащимся, и, конечно, родителям учеников. Сфера образования была не готова к такому массовому переходу на дистанционную форму обучения. Но никто в мире не ожидал такой пандемии и не был к ней готов в полной мере. Все понимают, что массовое дистанционное образование – это временная необходимость», – подчеркнула депутат.

Кроме того, по словам Аршиновой, у детей не возникнет проблем с социализацией, так как школьники рано или поздно «вновь вернутся в свои классы».

Но вот проблемой остается отсутствие необходимого для онлайн-обучения оборудования дома. Несмотря на то, что по статистике в России доступ к интернету, а значит и какие-то средства для его использования, имеют почти 100 млн человек, компьютеры, планшеты или смартфоны есть далеко не у всех. Что делать с этими людьми? Отказать им в праве на образование нельзя, как и проводить для них отдельные занятия в школе при условии ее перехода на дистанционный формат обучения. Не стоит забывать и о многодетных семьях, у которых может быть компьютер, но для обучения сразу нескольких детей этого просто не хватит.

Как рассказала Алена Аршинова, более 500 тысяч детей из малоимущих семей и педагогов удалось обеспечить оборудованием для дистанционного обучения в рамках акции «Помоги учиться дома». «Кроме того, мы обратили внимание Минпросвещения России и Минкомсвязи России на имеющиеся в субъектах РФ технические проблемы и недостатки при дистанционной форме организации образовательного процесса и попросили оказать регионам оперативную помощь в их устранении», – добавила парламентарий.

Закупить необходимые инструменты всем нуждающимся вряд ли получится. Единственный разумный вариант – бесплатная аренда школьных ПК или ноутбуков на время дистанционного обучения. Но и здесь могут возникнуть юридические трудности с возможным ремонтом сломанного оборудования. Поэтому к переходу на дистанционное обучение нужно подходить основательно.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

Сюжет по этой теме
15 декабря 2020, 13:22

Итоги-2020: срывая маски

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.