Президент России внес в Госдуму проект федерального закона о Госсовете. Эксперты прогнозировали, что с этого момента орган станет сильнее и влиятельнее. Тем более глава государства решил лично возглавить ГС. Но станет ли Госсовет более влиятельным на самом деле? Что изменится в системе российской власти? На главные вопросы о Госсовете в интервью «ФедералПресс» ответил руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
Илья Александрович, президент России внес в Госдуму законопроект о Госсовете. Какие принципиальные изменения в работе этого органа произойдут со вступлением закона в силу?
– Прежде всего, этот орган станет конституционным. Немногие структуры у нас могут похвастаться этим. Прописанные в Конституции органы, правда, без конкретных полномочий остаются довольно пустыми. Но эта архитектура власти, которая в дальнейшем позволяет распределять функционал от Госдумы, Совета Федерации, правительства и других таких же конституционных органов. Поэтому Госсовет – это, прежде всего, задел на будущее и резервация под некоторые сценарии транзита власти, которые довольно долго обсуждаются. В Госсовете, помимо президента, будут и другие влиятельные круги. И все вместе будет это напоминать, скорее всего, позднее советское политбюро.
Как изменится (и изменится ли вообще) система управления в стране? Можно ли будет поставить Госсовет по уровню компетенций, по уровню принимаемых решений на одну ступень с другими органами власти, прежде всего, правительством, Советом Федерации, Госдумой?
– Госсовет можно было бы поставить на одну ступень с Госдумой при одном условии, если бы ему были предоставлены какие-то реальные полномочия. Например, уровня того же правительства. Пока же мы видим, что это всего лишь площадка для дискуссий. В отличие от Госдумы, которую принято считать «не местом для дискуссий». На Госсовете губернаторы могут встретиться с министрами, президентом и обсудить какие-то насущные проблемы, что называется, снизу. Но пока реальных полномочий у Госсовета нет, конечно, тяжело сказать, что этот орган в состоянии определять внешнюю или внутреннюю политику. Пока что мы видим контуры. Но после 2024 года он может стать и центром власти. Сегодня же еще ситуация неопределенности, пути открыты, поэтому каждый из вариантов возможен.
То есть сейчас нельзя однозначно сказать, можно ли ожидать усиления Госсовета, или его роль и значение в политической жизни страны существенно не изменится по сравнению с тем, что есть?
– Давайте говорить о свершившихся фактах. На данный момент Госсовет, конечно, не усилен. Существующий формат Госсовета показывает, что он довольно пустой орган, который, скорее, является дискуссионной площадкой. Сейчас говорить об усилении Госсовета так же бессмысленно, как об усилении какого-нибудь форума ВЭФ. Но то, что отличает Госсовет от других органов, – все еще «по щелчку» может измениться, и этот орган станет ведущим в стране. Но сейчас этого не произойдет.
«Объединяет разные подходы в большой стране». Политолог прокомментировал закон о Госсовете
Вы упомянули, что к 2024 году роль Госсовета может быть усилена. Означает ли это, что в ныне существующий законопроект, если он вступит в силу, через несколько лет могут быть внесены какие-то изменения?
– Разумеется. На самом деле нынешний законопроект – это вынужденное решение. Госсовет был прописан в Конституции, и нужны были шаги по реализации касающейся его поправки. На самом деле сейчас Госсовет не нужен ни Путину, ни кому другому. Но, естественно, если речь пойдет о том, чтобы сделать из него реальный орган управления, в 2024 году закон будет не просто переписан. Начинить Госсовет полномочиями можно и без внесения каких-то изменений в законопроект. Но, скорее всего, это будет оформлено законодательно. Мы знаем, что у нас государство опирается на власть факта, поэтому для «бумажки» какие-то изменения могут быть внесены.
Согласно законопроекту, председателем Госсовета остается президент. Ничего не меняется, получается?
– На самом деле действительно Госсовет является некой калькой с других стран, где подобная структура применялась для трансфера власти. Например, Казахстан. И в Китае существует Госсовет, правда, больше связанный с партией. Фактически когда глава государства и возглавляет совет, и является председателем правительства. В разных странах это разные должности, которые аккумулируют власть в одних руках и помогают удержать вертикаль власти, а также внести в нее некую согласованность и вариативность.
Что делает Госсовет? Распределяет часть полномочий от президента каким-то консультативным органам. А глава государства является главной, принимающей решения, стороной, но при этом не участвует в разработке этих решений. Происходит такая попытка диверсифицировать власть, чтобы она не замыкалась на одном человеке. Иначе сложно охватить всю палитру взаимоотношений, от внешней политики до каких-то мелких неурядиц в стране. Как Путину на «прямой линии» приходится решать, прокладывать ли дорожку между домами во Владивостоке. Госсовет – такая структура, которая могла бы эту власть разделить. Но по той же причине очевидно, что пока ни президент, ни правительство не готовы к этому разделу.
Все по-прежнему ждут трансфера власти, и, как мы знаем, высказываются мнения, что Путин после 2024 года сохранит власть в стране именно как председатель Госсовета, уйдя с поста президента. Есть ли предпосылки для этого? Ведь, по факту, поправка к Конституции позволяет ему баллотироваться вновь на пост президента.
– Поэтому я и говорю, что сейчас Госсовет фактически не нужен Путину, так как это была одна из разыгрываемых конструкций, за которую ратовали, безусловно, представители ближнего круга. Но мы видим, что Путин сам эту систему перевернул, обнуление сроков дает возможность избираться практически пожизненно, плюс остается формат еще большего обнуления в случае присоединения к России Белоруссии и реализации нового реального государства. Тогда, естественно, там будет избираться новый президент. И им, скорее всего, будет Путин. Госсовет сыграет, если первые два варианта по каким-то причинам окажутся не у дел. Это резервная система.
Я правильно понимаю, что Госсовет был некой подушкой безопасности для большого трансфера власти?
– Совершенно верно. Госсовет был такой казахстанской моделью некоего разделения власти Путина между другими влиятельными фигурами, которые сохранили бы всю полноту, но при этом допустили бы новую струю в виде консультативного органа. Но мы видим, что этот сценарий был не очень удобен для самого Путина, который привык, что он сам определяет свою роль и будущее созданной при нем политической системы. Формат Госсовета, думаю, во многом раздражал его участников тем, что не являлся понятной конструкцией. Практически не были разработаны четкие стратегии, как эта власть будет циркулировать. Лишь намеки и примеры других стран. Я думаю, что, собственно, примеры других стран и послужили для Путина поводом отказаться от Госсовета. Ни в Казахстане, ни в других странах передачи власти так и не удалось добиться таким путем. Все равно предыдущая власть, так или иначе утратила большую часть своего влияния. Думаю, что в России сохранится консервативный президентский сценарий правления до тех пор, пока его возможно осуществлять в нынешней схеме.
Что представляет из себя сегодня Государственный совет? Изменится ли после реформы система власти в стране? Насколько силен этот орган на самом деле и нужен ли он президенту? Полную версию видеоинтервью с Ильей Гращенковым можно увидеть на Youtube и в социальных сетях «ФедералПресс».
01:40 – о Госсовете и советском политбюро
01:50 – об изменении системы управления в стране
03:32 – о роли Госсовета
05:23 – о необходимости Госсовета
06:30 – о председателе Госсовета
08.39 – о власти Путина после 2024 года
Фото: kremlin.ru