Осень ознаменовалась для России чередой экологических конфликтов и противостояний, в которых жители отстаивали свое право на чистый воздух и воду. В то время как в Москве активисты выступают против политики властей, в других регионах проблемы принимают более серьезный оборот и достигают масштабов экологической катастрофы. «ФедералПресс» рассмотрел громкие случаи и собрал их в одном материале.
Октябрь отметился возросшей гражданской активностью ввиду множества прецедентов, вызванных как сомнительными решениями властей и застройщиков, так и локальными антропогенными катастрофами.
Вторая волна коронавируса катится по планете и ставит вынужденную паузу в жизни человечества, попутно сокращая до минимума экономическую и прочие активности. Количество экологических конфликтов также снизилось, однако не упало до нуля ‒ несмотря на новую вспышку COVID-19, активисты продолжают выходить на улицу и отстаивать свою позицию.
\
Москва
В столице экологическая обстановка в октябре стала причиной протестов и акций против политики городских властей по ликвидации зеленых зон. Участники протеста прошли по Тверской, Арбату и Бульварному Кольцу, обвиняя мэра Москвы Сергея Собянина и заместителя мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петра Бирюкова в некорректных решениях.
Прецедентом для волнения стало фактическое разрешение коммерческого освоения московских зеленых массивов. Участники протестного движения потребовали провести экспертную правовую оценку действий столичных властей, акцентируя внимание на нехватке зеленых насаждений в Москве.
Рязань
В начале октября жители Рязани вышли на пикет с требованием найти виновных в запахе сероводорода, который накрыл город, ‒ тогда было зафиксировано 15-кратное превышение содержание вещества в атмосфере.
Как отмечают экологи, вблизи Рязани находится множество мусорных свалок, а также действует ряд промышленных предприятий. Как заявила замруководителя Роспотребнадзора Ирина Акимова, с 6 по 8 октября экологические лаборатории зафиксировали ряд нарушений на производственных объектах. В ведомстве подчеркнули, что проверки продлятся до ноября.
Челябинск
Мусорный вопрос также стал горячей темой для обсуждения и причиной общественных волнений в Челябинской области ‒ жители Старокамышинска были особенно возмущены намерением властей расширить полигон «Южный». По итогам народного схода активисты адресовали послание губернатору Алексею Текслеру.
Несмотря на ответную реакцию со стороны Министерства экологии Челябинской области, представители общественности считают, что их вводят в заблуждение ‒ инициаторы уже не первый год пытаются «протащить» проект расширения свалки, не считаясь с мнением людей, в то время как на полигоне происходят периодически возгорания, подтопления грунтовыми водами, мусор привлекает крыс и собак и разлетается на сотни метров.
Старокамышинцы уверены, что расширение полигона повлечет лишь возросший объем захороненного мусора, в то время как переработка уйдет на второй план и, как следствие, неудобства, причиняемые свалкой, многократно возрастут. Ранее активисты «АнтиСмога» зафиксировали на полигоне превышение ПДК по СО, выявив горящие угольные отвалы, вследствие чего был составлен акт о нарушении природоохранного законодательства.
Карелия
В Карелии идет не менее яростная борьба жителей против намерений предпринимателей возобновить работу свинокомплекса «Кондопожский», деятельность которого привела к уничтожению лесного массива в округе. По словам активистов, во времена активности комплекса атмосфера и водоемы были серьезно загрязнены, также возникали проблемы с напором воды.
К жителям присоединились занимающиеся пищевым производством предприниматели. В ходе собрания участниками была составлена петиция, которую подписали порядка 200 человек. Активисты подчеркнули, что возобновление работы свинокомбината продолжит наносить вред экологии и нести угрозу жизни и здоровью жителей поселка Березовка и деревни Вороново.
Камчатка
В то время как в остальных регионах России экологический вопрос не успел обостриться до точки невозврата, в Карелии совокупность факторов стала причиной массовой гибели морских обитателей и ухудшения самочувствия посетителей местных пляжей. В качестве возможных причин катастрофы власти называют техногенное загрязнение, сейсмическую активность и природное воздействие.
По словам директора Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Алексея Озерова, картина происшествия пока не ясна и существует целый ряд возможных причин. Пока что основной версией причины локального вымирания являются токсичные водоросли, и с целью проверки данной теории проводятся морские экспедиции.
Озеров подчеркнул, что по итогам исследований Козельский полигон не может являться причиной загрязнения Авачинского залива, однако перед специалистами стоит задача проверить другие места захоронения опасных веществ в Камчатском крае. Также на состояние акватории не могла повлиять и вулканическая активность.
Предварительные исследования, проведенные в начале октября, показали, что содержание фенолов у Халактырского пляжа превысило норму в 2,5 раза, а нефтепродуктов ‒ в 3,6 раза. По словам местных жителей, попадание загрязненной воды на сетчатку глаза приводило к ожогам и ухудшению зрения, проблемам с дыханием и прочим осложнениям, что наталкивает ученых на мысль, что нефть здесь ни при чем и версия с химическими могильниками и захоронениями является более правдоподобной.
Фото: ФедералПресс / Александра Варанкина, инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова
Экологическая карта конфликтов