Даже после открытия ресторанов россияне продолжили наращивать объемы заказов еды на дом, увеличив средний чек в 2,5 раза с начала года. Сервисы доставки продуктов из магазинов нарастили обороты в 10–20 раз в зависимости от региона. В каком состоянии находится российский рынок фудтеха и каковы его масштабы по сравнению с остальными странами – в материале «ФедералПресс».
Российский сектор производства, упаковки, приготовления и доставки еды при помощи ИТ-решений (фудтех) вырос в 2 раза с момента объявления карантина весной этого года и до сих пор остается на этом уровне. Во всех регионах самоизоляция подтолкнула компании сектора активнее развиваться и внедрять свою продукцию. К таким выводам пришли эксперты компании «ЮKassa» (бывшая «Яндекс.Касса») совместно с представителями сервиса доставки еды «Кухня на районе», сервиса доставки продуктов «СберМаркет» и холдинга Performance Group.
Доставка еды
После того как рестораны снова начали работу, у россиян все равно осталась привычка заказывать еду на дом, указывают исследователи. Обороты и количество платежей сервисов доставки еды и готовых рационов выросли. Среди сервисов доставки еды, работающих с «ЮKassa», в январе – марте средний чек был около 600 рублей. В апреле и большую часть лета средний показатель был 1200 рублей. К октябрю в среднем один заказ еды стал стоить 1666 рублей.
Хотя в августе, когда большая часть ресторанов снова начала работать как раньше, количество заказов на дом снизилось, обороты заведений от этого не уменьшились. В апреле оборот платежей в приложениях и на сайте ресторанов был на 70 % больше, чем в марте – до массового локдауна. В мае он был в 2 раза выше, чем в марте, и оставался таким в июне и июле. В октябре недельный оборот вырос в 2,1 раза по сравнению с мартом.
Аналитики «ЮKassa» предположили, что за период самоизоляции рынок доставки еды прошел путь, на который в обычных условиях ему бы потребовалось не менее года. Даже отмена карантина не затормозила развитие этой области торговли.
Доставка продуктов
Популярность доставки продуктов из магазинов также существенно выросла. В первом квартале оборот сервиса доставки «СберМаркет» вырос в пять раз. Во втором квартале – в 15,6 раза. Однако здесь имеет место не только интенсивное, но и экстенсивное развитие: сервис существенно увеличил количество регионов, где работает служба.
Наибольший рост объема заказов продуктов показали жители Санкт-Петербурга – оборот увеличился в 20 раз. На втором месте жители Самары – в 17 раз, в Екатеринбурге – в 15,3 раза. За ними идут Красноярск – в 15 раз, Нижний Новгород (14,3 раза), Новосибирск (13,7 раза), Казань (13,1 раза), Москва (10 раз), Краснодар (9 раз), Ростов-на-Дону (8,5 раза).
Во время пандемии кулинарные пристрастия людей, заказывающих продукты, не сильно менялись от привычной потребительской корзины. Лишь в марте произошел резкий всплеск популярность круп и бакалеи.
В целом в течение года наибольший спрос был на бананы, помидоры, мандарины, сахар, красный перец, апельсины, молоко, капусту, салат, авокадо, лимоны, крупу гречневую, туалетную бумагу.
Готовые рационы
Аналитики Performance Group считают, что к концу 2020 года рынок доставки готовых рационов в России вырастет на 15–20 % – до 10–11 млрд рублей. Этому будет способствовать накопившийся за пандемию спрос на здоровый образ жизни, рост доверия к сервисам доставки еды, а также продолжающийся и даже отчасти ужесточающийся режим самоизоляции.
С июня по сентябрь спрос на продукцию Performance Group увеличился в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Заказы таких рационов пользователи делают в среднем на 8–9 дней.
Основатель холдинга Performance Group Артур Зеленый отметил, что потребительское поведение жителей крупных российских городов очень схоже. «Люди везде одинаковые, и проблемы все те же – автомобильные пробки, отсутствие времени, а к этому добавились и ограничения. Поэтому сервисы, предлагающие готовые рационы питания под определенные задачи, будут развиваться не только в столицах», – отметил он.
Индустрия фудтеха
Российский фудтех хоть и с задержкой, но следует за мировым трендом увеличения комфорта и размеров сферы услуг. В конце октября американский фудтех-стартап Benson Hill привлек 150 млн долларов инвестиций. Главный продукт Benson Hill – платформа CropOS, на основе которой разрабатываютсяусовершенствованные сорта растений. К примеру, Benson Hill намерена выращивать сою с повышенным содержанием белка.
Венчурный фонд Fuel for Growth в отчете о мировых инвестициях в фудтех за третий квартал 2020 года указал, что сумма инвестиций составила 3,19 млрд долларов, что на 700 млн долларов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего с начала года в индустрию было вложено 10,24 млрд долларов – на 1,67 млрд больше, чем год назад.
В июле, августе и сентябре этого года наибольшую популярность у инвесторов получили сервисы для доставки еды и маркетплейсы, в такие бизнесы было вложено 32 % всех средств. Еще 25 % досталось производителям полезных продуктов питания. Производители альтернативного мяса, молока и морепродуктов привлекли инвестиции в 18 % случаев. На стартапы в сегменте хорека (для ресторанов и бизнеса, куда входят приложения для бронирования столиков, CRM-системы, программы лояльности и 3D-технологии для ресторанов) приходится 15 % сделок. Еще 5 % у сервисов персонализированного питания. 2 % у сельхоза и переработки мусора, последний процент достался инновациям в медицинских технологиях в рамках фудтеха.
Примечательно, что самые крупные инвестиции приходятся на создателей стартапов для вегетарианцев. Среди разработок– способ производить молочные белки, молекулярно идентичные тем белкам, которые вырабатываются коровами, производство молока, мяса и майонеза на основе растительных ингредиентов, а также создание говядины «из пробирки».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Итоги-2020: срывая маски