Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

С начала пандемии россияне стали заказывать вдвое больше еды и в 15 раз больше продуктов на дом

Темпы роста фудтеха не упали даже после открытия ресторанов
Темпы роста фудтеха не упали даже после открытия ресторанов

Даже после открытия ресторанов россияне продолжили наращивать объемы заказов еды на дом, увеличив средний чек в 2,5 раза с начала года. Сервисы доставки продуктов из магазинов нарастили обороты в 10–20 раз в зависимости от региона. В каком состоянии находится российский рынок фудтеха и каковы его масштабы по сравнению с остальными странами – в материале «ФедералПресс».

Российский сектор производства, упаковки, приготовления и доставки еды при помощи ИТ-решений (фудтех) вырос в 2 раза с момента объявления карантина весной этого года и до сих пор остается на этом уровне. Во всех регионах самоизоляция подтолкнула компании сектора активнее развиваться и внедрять свою продукцию. К таким выводам пришли эксперты компании «ЮKassa» (бывшая «Яндекс.Касса») совместно с представителями сервиса доставки еды «Кухня на районе», сервиса доставки продуктов «СберМаркет» и холдинга Performance Group.

Доставка еды

После того как рестораны снова начали работу, у россиян все равно осталась привычка заказывать еду на дом, указывают исследователи. Обороты и количество платежей сервисов доставки еды и готовых рационов выросли. Среди сервисов доставки еды, работающих с «ЮKassa», в январе – марте средний чек был около 600 рублей. В апреле и большую часть лета средний показатель был 1200 рублей. К октябрю в среднем один заказ еды стал стоить 1666 рублей.

Хотя в августе, когда большая часть ресторанов снова начала работать как раньше, количество заказов на дом снизилось, обороты заведений от этого не уменьшились. В апреле оборот платежей в приложениях и на сайте ресторанов был на 70 % больше, чем в марте – до массового локдауна. В мае он был в 2 раза выше, чем в марте, и оставался таким в июне и июле. В октябре недельный оборот вырос в 2,1 раза по сравнению с мартом.

Аналитики «ЮKassa» предположили, что за период самоизоляции рынок доставки еды прошел путь, на который в обычных условиях ему бы потребовалось не менее года. Даже отмена карантина не затормозила развитие этой области торговли.

Доставка продуктов

Популярность доставки продуктов из магазинов также существенно выросла. В первом квартале оборот сервиса доставки «СберМаркет» вырос в пять раз. Во втором квартале – в 15,6 раза. Однако здесь имеет место не только интенсивное, но и экстенсивное развитие: сервис существенно увеличил количество регионов, где работает служба.

Наибольший рост объема заказов продуктов показали жители Санкт-Петербурга – оборот увеличился в 20 раз. На втором месте жители Самары – в 17 раз, в Екатеринбурге – в 15,3 раза. За ними идут Красноярск – в 15 раз, Нижний Новгород (14,3 раза), Новосибирск (13,7 раза), Казань (13,1 раза), Москва (10 раз), Краснодар (9 раз), Ростов-на-Дону (8,5 раза).

Во время пандемии кулинарные пристрастия людей, заказывающих продукты, не сильно менялись от привычной потребительской корзины. Лишь в марте произошел резкий всплеск популярность круп и бакалеи.

В целом в течение года наибольший спрос был на бананы, помидоры, мандарины, сахар, красный перец, апельсины, молоко, капусту, салат, авокадо, лимоны, крупу гречневую, туалетную бумагу.

Готовые рационы

Аналитики Performance Group считают, что к концу 2020 года рынок доставки готовых рационов в России вырастет на 15–20 % – до 10–11 млрд рублей. Этому будет способствовать накопившийся за пандемию спрос на здоровый образ жизни, рост доверия к сервисам доставки еды, а также продолжающийся и даже отчасти ужесточающийся режим самоизоляции.

С июня по сентябрь спрос на продукцию Performance Group увеличился в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Заказы таких рационов пользователи делают в среднем на 8–9 дней.

Основатель холдинга Performance Group Артур Зеленый отметил, что потребительское поведение жителей крупных российских городов очень схоже. «Люди везде одинаковые, и проблемы все те же – автомобильные пробки, отсутствие времени, а к этому добавились и ограничения. Поэтому сервисы, предлагающие готовые рационы питания под определенные задачи, будут развиваться не только в столицах», – отметил он.

Индустрия фудтеха

Российский фудтех хоть и с задержкой, но следует за мировым трендом увеличения комфорта и размеров сферы услуг. В конце октября американский фудтех-стартап Benson Hill привлек 150 млн долларов инвестиций. Главный продукт Benson Hill – платформа CropOS, на основе которой разрабатываютсяусовершенствованные сорта растений. К примеру, Benson Hill намерена выращивать сою с повышенным содержанием белка.

Венчурный фонд Fuel for Growth в отчете о мировых инвестициях в фудтех за третий квартал 2020 года указал, что сумма инвестиций составила 3,19 млрд долларов, что на 700 млн долларов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего с начала года в индустрию было вложено 10,24 млрд долларов – на 1,67 млрд больше, чем год назад.

В июле, августе и сентябре этого года наибольшую популярность у инвесторов получили сервисы для доставки еды и маркетплейсы, в такие бизнесы было вложено 32 % всех средств. Еще 25 % досталось производителям полезных продуктов питания. Производители альтернативного мяса, молока и морепродуктов привлекли инвестиции в 18 % случаев. На стартапы в сегменте хорека (для ресторанов и бизнеса, куда входят приложения для бронирования столиков, CRM-системы, программы лояльности и 3D-технологии для ресторанов) приходится 15 % сделок. Еще 5 % у сервисов персонализированного питания. 2 % у сельхоза и переработки мусора, последний процент достался инновациям в медицинских технологиях в рамках фудтеха.

Примечательно, что самые крупные инвестиции приходятся на создателей стартапов для вегетарианцев. Среди разработок– способ производить молочные белки, молекулярно идентичные тем белкам, которые вырабатываются коровами, производство молока, мяса и майонеза на основе растительных ингредиентов, а также создание говядины «из пробирки».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Сюжет по этой теме
15 декабря 2020, 13:22

Итоги-2020: срывая маски

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.