Общество
  1. Общество
Общество
Омская область
0

Как мошенники обманывают сибирских пенсионеров. От звонка до звонка

Пенсионер разговаривает по телефону
Индексация пенсии стала дополнительным приработком и у предприимчивых мошенников

Изменение экономической ситуации заставляет мошенников придумывать все новые методы нелегального заработка. Преступники и раньше активно осваивали телефонные и онлайн-технологии, а режим самоизоляции дал новый импульс к развитию этого направления. По данным ЦБ РФ, за первое полугодие этого года преступникам удалось похитить со счетов граждан 4 млрд рублей. При этом банки вернули лишь 485 миллионов. Самая уязвимая категория – пенсионеры. Какие уловки изобрели махинаторы в последнее время и как уберечь себя и своих близких, разбирался «ФедералПресс».

На крючке

Киберпреступность – самый активно растущий вид противозаконной деятельности. По последним обнародованным Генпрокуратурой данным, ее рост за год оказался двукратным, что особенно заметно на фоне некоторого спада статистики по другим преступлениям: убийства, разбои, причинение тяжкого вреда здоровью. При этом мошенники теперь представляются не только сотрудниками банков.

Например, едва ли не каждый день от граждан в Пенсионный фонд России (ПФР) поступают заявления, связанные с перерасчетом пенсий. Иными словами, это изменение размера страховой пенсии по старости или инвалидности, если у человека имеется дополнительный заработок, с которого начисляются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования. Но индексация пенсии стала дополнительным приработком и у предприимчивых мошенников.

Пенсионеры

Так, в некоторых сибирских регионах аферисты, представляясь сотрудниками социальных служб или ПФР, предлагают своим жертвам получить накопительную часть пенсии. В разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» руководитель группы по взаимодействию со СМИ ОПФР по Кемеровской области Илона Рожкова рассказала: не так давно им на горячую линию поступил звонок от пенсионерки, которая решила предупредить о новом виде мошенничества. Пенсионерам звонит неизвестная женщина, которая называет себя сотрудницей главного управления ПФР в Кемерове и просит потенциальных жертв сообщить ей данные банковской карты для перечисления остатков пенсионных выплат.

«Мошенников не останавливает даже то, что у пенсионеров накопления хранятся в негосударственном пенсионном фонде. Они продолжают заманивать свою жертву остатками выплат. При этом сумма остатков указывается до копеек, и далее мошенники действуют по традиционной схеме», – отметила сотрудница ОПФР.

Случай в Кузбассе не единственный. На сайтах региональных отделений ПФР в дни пандемии периодически можно встретить объявления, в которых сотрудники фонда призывают доверчивых пенсионеров не реагировать на предложения подавать заявления на различные выплаты и не указывать полные реквизиты банковской карты, включая пин-код. Мошенники при этом хорошо маскируются, копируя официальные сайты ПФР и единого портала государственных услуг.

Иллюзия обмана

Оформление накопительной части пенсии – не единственный вид «заработка» мошенников. В зависимости от региона схемы все изощреннее. К примеру, в Кузбассе, помимо предложений оформить накопительную часть пенсии, наивным пенсионерам поступают звонки, связанные с перерасчетом. В ПФР отмечают, что мошенники обещают помочь в оформлении заявления, но просят за это несоразмерно высокую комиссию.

«Нередко юридические фирмы обрабатывают пенсионеров, обещая им повышение пенсии, и помогают оформить договор. Цена таких услуг – от 18 тысяч рублей. При этом мы регулярно объясняем нашим пенсионерам, что аналогичную услугу они могут получить в Пенсионном фонде абсолютно бесплатно и заявление пишется в свободной форме. Ведь порой то, что мы видим, к пенсионеру не имеет никакого отношения», – отметила Илона Рожкова.

В фонде отмечают, что государственные службы располагают всеми данными, которые требуются для начисления пенсий, а потому сообщать персональные данные по телефону у пенсионеров нет нужды, в противном случае это мошенники.

Мошенники

На фоне пандемии участились и другие мошеннические схемы. Руководитель УМВД России по Омской области, подполковник внутренней службы Алексей Командыков отметил, что в сибирском регионе хорошо известно о таком виде дистанционного мошенничества, когда аферисты представляются сотрудниками безопасности банка.

«Людям говорят, что их карта заблокирована, и просят назвать данные карты. Также распространено мошенничество, связанное с покупкой товаров через объявления в интернете», – подчеркнул сотрудник управления.

Пенсионеры

Можно встретить и другие распространенные схемы мошенничества, не связанные с пенсиями. Преступники звонят потенциальным жертвам, которыми чаще всего становятся люди преклонного возраста, и предлагают провести санитарную обработку или приобрести лекарство по выгодной цене. К примеру, в Приангарье этой осенью таким образом мошенники обокрали пенсионерку более чем на 100 тысяч рублей. Старушке позвонила неизвестная и представилась врачом. Аферистка сообщила, что у пенсионерки плохой анализ крови и ей срочно необходимо приобрести лекарство. После перевода денег на требуемый счет телефон лжеврача оказался выключенным.

Помимо уловок с индексацией пенсий и платными медицинскими препаратами, преступники прибегают и к другим не менее популярным схемам: пропуска для передвижения по городу, выплаты штрафов и трудоустройство. Сотрудники правоохранительных служб призывают быть бдительными и не раскрывать данные своих карт первому встречному, не проверив документы.

Тонкий расчет

По мнению экспертов «ФедералПресс», зачастую мошенники – отличные психологи и в разгар пандемии ищут легкие деньги. Политолог Андрей Рудаков напомнил об исследовании Сбербанка, согласно которому треть таких недобросовестных звонков совершается из следственных изоляторов.

«Есть подозрение, что руководство исправительных учреждений в курсе всех этих афер. Если даже мы не можем привлечь руководителей следственных изоляторов за соучастие, то должна быть реакция. Чаще всего попадают под такое мошенничество пожилые люди. Нельзя реагировать на телефонные звонки и сообщать информацию – надо положить трубку и перезвонить непосредственно в банк», – советует эксперт.

Также Рудаков отметил тенденцию – мошенники стали реже подменять номера телефонов, когда у жертв высвечивается номер сторонней организации, и используют сим-карты, зарегистрированные на частных лиц.

Полиция

Юрист и владелец юридической компании «Правовой Стандарт» Айжан Азенова рассказала, что бывают ситуации, когда людей переманивают в негосударственный пенсионный фонд.

«Следует попросить паспорт или удостоверение. Вообще лучше не открывать неизвестным людям дверь, поскольку представители ПФР не выезжают на дом. Кроме того, если юрист обещает золотые горы и дает гарантию результата – это однозначно мошенник. Важно читать предмет договора», – пояснила юрист.

Такого же мнения придерживается и управляющий партнер центра правовой поддержки «ЮрИнвест» Антон Крючков.

«Насчет перерасчета пенсий могу сказать, что формально нельзя назвать эту схему мошенничеством, если люди все-таки оказывают свои услуги. Другой момент, сколько они за это просят. Человеку, к которому обращаются, следует обратить внимание, что услуга не уникальна, и обратиться в то учреждение, сотрудник которого предлагает свою помощь. Важно не торопиться в своем решении», – подчеркнул эксперт.

Фото: ФедералПресс/ Виктор Вытольский, Евгений Поторочин, pxhere.com

Сюжет по этой теме
4 февраля 2020, 17:59

Пандемия коронавируса

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Twitter 1