За год, по данным МВД, число киберпреступлений в России выросло на 94,6 %. Но риск столкнуться с телефонным мошенничеством в несколько раз выше, чем с хакерской атакой. Пользователи интернета рассказали, откуда у многочисленных контор и злоумышленников могут оказаться телефоны россиян. Как уберечь себя от бесконечных звонков, цель которых – ваши деньги, рассказываем в материале «ФедералПресс».
Обычно данные у жертв выманивают с помощью звонков от якобы «службы безопасности» самого известного банка страны. Звонящие обращаются к клиенту по имени-отчеству и угрожают, что, если он сейчас не выдаст пароль от интернет-банка (данные карты, коды CVV, CVC2 или номер из СМС), то его карту заблокируют. Звонят и мужчины, и женщины, иногда на заднем фоне даже слышен «гул колл-центра». Задача мошенников – максимально огорошить свою жертву, сделать так, чтобы она растерялась и назвала заветные данные, чтобы потом украсть деньги со счета.
Схема нехитрая и рассчитана на тех, кто еще отвечает на звонки с незнакомых номеров и не понимает, что банк никогда не спросит данные карты клиента. Ее применяют в основном те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы. «Тюремных колл-центров» стало так много, что недавно Федеральная служба исполнения наказаний попросила 3 миллиарда рублей из бюджета на оборудование, которое глушит сигналы сотовой связи. Оставим в стороне вопрос, как телефоны и сим-карты попадают в зоны. Нас интересует другое – откуда звонящий из условного Оренбурга знает имя-отчество человека из Питера? Как и кто сливает базы телефонных номеров мошенникам?
Похоже, самый распространенный случай – базы данных передают мошенникам колл-центры. Пользователь Pikabu под ником uloto4ka рассказала, что так или иначе со сливом номеров связано 99 % компаний, использующих «холодные» звонки (когда обзванивают потенциальных клиентов, с которыми компания ранее не имела дела).
Со слов автора, она работает в колл-центре восемь лет. Это специализированная организация, которую нанимают компании для рекламы и продажи продуктов, будь то кредиты и займы, тарифы или другие услуги. Компаниям обычно и дешевле, и удобнее нанимать колл-центры, чем содержать свои.
Женщина трудилась в колл-центре на «Ростелеком», «Сады России», GetTaxi, «Просто Деньги», «Домашние Деньги» и ряд других организаций. За все годы работы женщины только одна из компаний-клиентов заботилась о личных данных людей из базы контактов.
«Даже на позиции оператора я уже видела все номера телефонов, с которых звонили или по которым звонила я. В программе-телефонии колл-центра, в котором я работала, не было функции скрытия номера. Через некоторое время мы перешли на удаленку. Меня перевели в супервайзеры, и я получила администраторский доступ. В нашем колл-центре было еще четыре такие позиции. Уже на этот момент я могла выгрузить логи работы абсолютно всех сотрудников и скачать все эти данные в excel-формате», – написала uloto4ka.
Со временем колл-центры без офиса, в которых сотрудники работают на удаленной основе, приобрели огромную популярность, продолжает пользователь. Зачастую это были теневые фирмы без регистрации себя и своих сотрудников. На работу, утверждает женщина, они принимали людей из России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, с Украины и из других стран ближнего зарубежья. Естественно, теневые фирмы не заботились о том, чтобы их сотрудники не видели телефоны из базы.
«По итогу сотни тысяч наемных сотрудников качают и в последнее время все чаще продают личные данные. Покупатели баз сами пишут операторам, руководителям, супервайзерам, те сливают готовые [базы]. Ежедневно качается, выгружается. А иначе как? Почти любая компания, с которой заключается договор, работает со своей CRM-системой, и в ней администраторы в любом случае видят номера, а иногда и операторы! Сотни операторов!» – подчеркнул автор.
Женщина негативно отозвалась о подобной системе в одном из крупных федеральных банков, который, по ее словам, покупает дешевые базы (0,5–1 рубль за номер) и нанимает операторов холодных звонков. Неважно, как много раз человек жаловался в банк и просил вычеркнуть свой номер. Звонит не банк, а сотни контор без регистрации и названия, утверждает uloto4ka.
Косвенно истории о том, что крупные конторы не всегда могут повлиять на безопасность своих баз, подтверждают и истории читателей «ФедералПресс». Так, жительница Екатеринбурга Надежда Белоусова рассказала нам: рекламные звонки стали беспокоить ее после того, как она дала свой номер «Ростелекому». «До переезда на меня не было оформлено услуг интернет-провайдера, и спам-звонков не было. Когда заехала в новую квартиру, подключила интернет от «Ростелекома». Стали регулярно звонить из Dom.ru, «ТрансТелеКома» и других компаний», – рассказала девушка.Специалисты для защиты от нежелательныйх звонков, рекомендуют пользоваться сервисами кто звонит, они помогают определить компанию и цель звонка.
В Сети также рассказывают истории, как звонки «из службы безопасности» начинались после того, как номер телефона оставляли в курьерских службах, на сайтах небольших интернет-магазинов. Начинающие предприниматели жаловались, что спам-звонками их стали заваливать сразу после регистрации ИП или ООО в налоговой.
Как защититься от спам-звонков
Заведующий филиала московской коллегии адвокатов «Защита» Анатолий Миронов рассказал СМИ, как минимизировать количество нежелательных звонков. Эксперт посоветовал по возможности не оставлять свои данные для оформления скидок в различных магазинах или соцсетях.
Кроме того, чтобы защититься от рекламных и спам-звонков, можно установить приложение наподобие TrueCaller, «Определитель» от «Яндекс.Браузера» или GetContact. Сервисы сверяют номер позвонившего абонента с базой спама и предупреждают о нежелательном звонке. Конечно, колл-центры постоянно развиваются, используют новые номера с еще незапятнанной репутацией. Однако развиваются и базы приложений. Изоляции от спам-звонков они не гарантируют, но определенную помощь в этом точно окажут. Ну, и главное – никогда не называйте звонящему данные карты, цифры из СМС. При любом подозрении прерывайте разговор, «пробивайте» номер через любой поисковик и звоните в свой банк.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Итоги-2020: срывая маски