Правительство Ямала внесло на рассмотрение заксобрания округа проект закона о региональном бюджете на 2021 год. Согласно прогнозу, дефицит бюджета в будущем году запланирован в объеме 54,7 миллиарда рублей. О том, как фактор неопределенности сказался на распределении бюджетных ассигнований, нужна ли оптимизация и какие сферы недосчитаются средств, – в материале «ФедералПресс».
Нюансы окружного «кошелька»-2021
Прогнозируемый бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов опирается на итоги уходящего года и ориентируется на прогноз социально-экономического развития на ближайшие три года. Согласно пояснительной записке, в 2021 году доходы окружного бюджета составят 191,5 миллиарда рублей, а расходы – 246,2 миллиарда. Дефицит запланирован в объеме 54,7 миллиарда рублей.
Доходная часть бюджета в 2021 году будет обеспечена поступлениями по основным источникам: налогу на имущество организаций (40,3 % в общих доходах бюджета), налогу на прибыль (33,1 % в общих доходах), налогу на доходы физических лиц (19,6 % в общих доходах).
При этом в прогнозе учтено снижение налогооблагаемой прибыли налогоплательщиков в результате предоставления налоговых льгот для предприятий, которые реализуют приоритетные инвестиционные проекты на территории ЯНАО.
Объем поступлений налога на прибыль организаций в окружной бюджет в 2021 году прогнозируется в сумме 63,4 миллиарда рублей, это более чем на треть меньше планов 2020 года. Причины становятся понятны, если взглянуть на показатели 2020 года: на 1 октября в бюджет региона поступило всего 44,1 миллиарда рублей от налога на прибыль при планируемых на год 108,1 миллиарда. То есть за 9 месяцев текущего года план по этому виду налогов выполнен меньше чем наполовину.
Объем поступлений налога на доходы физических лиц в окружной бюджет в 2021 году прогнозируется в сумме 37,6 миллиарда рублей, это на 1,5 миллиарда больше, чем было запланировано на 2020 год.
Влияние на формирование бюджета, как отмечают в правительстве Ямала, оказал ряд изменений федерального и окружного законодательства. Среди них – завершение налогового маневра в нефтяной отрасли в части поэтапного повышения НДПИ на нефть и газовый конденсат при одновременном снижении экспортных пошлин; модификация параметров налогообложения нефти, добываемой на участках недр, облагаемых в режиме НДД; поэтапная индексация специфических ставок акцизов на нефтепродукты и увеличение норматива распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2021 году с 66,6 до 74,9 %.
Отметим, что в прогнозе доходов учтены также условия договора между органами власти Тюменской области, Югры и Ямала, предусматривающие передачу 29,5 % налога на прибыль организаций в бюджет Тюменской области. Согласно документу, в бюджет Тюменской области в 2021 году прогнозируется передать доходы в сумме 26,5 миллиарда рублей.
Стимулировать инвестиции
Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов считает, что происходящее в регионах отражается на состоянии экономики страны в целом.
«Есть единство бюджетной системы. В условиях кризиса, когда регионы столкнулись с падением доходов, Федерация вынужденно пошла на активное повышение объемов межбюджетных трансфертов, которые идут из федерального бюджета в региональный. Этот объем значительно увеличился по отношению к прошлому периоду – 2019 года – на 60 %, если смотреть данные по октябрю. То есть финансовая помощь регионам возросла более чем в полтора раза. Федерация понимает, что регионы нельзя оставить один на один с теми бюджетными проблемами, которые у них возникли в результате кризиса», – рассказал Владимир Климанов.
Однако экономист отмечает, что Ямал не стал получателем дотаций на сбалансированность бюджета, которые были распределены двумя траншами среди большинства регионов.
«Тем не менее понятно, что поддержка со стороны федеральной власти в этом году гораздо сильней. И если регион окажется в совсем сложном положении, то федеральным властям придется участвовать в разрешении ситуации», – отметил экономист.
Как заявляют в правительстве Ямала, в условиях нынешней экономической ситуации приоритетом налоговой политики региона в среднесрочной перспективе будут стимулирование инвестиционной деятельности, развитие малого и среднего предпринимательства, оценка налоговых расходов автономного округа.
По словам председателя комитета по экономической политике, бюджету и финансам Законодательного собрания Ямала Виктора Казарина, окружной бюджет традиционно социально ориентирован.
«Реализация национальных проектов на территории Ямала остается ключевой задачей. Бюджетные расходы в данных экономических условиях ориентированы на решение следующих задач: укрепление системы здравоохранения, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, а также наиболее пострадавших отраслей экономики автономного округа, обеспечение сбалансированности местных бюджетов», – подчеркнул Виктор Казарин.
Сохранится уровень финансирования расходов на капитальное строительство, продолжится исполнение обязательств, взятых в рамках концессионных соглашений и соглашений о муниципально-частном партнерстве. Также ключевой задачей остается расселение граждан из аварийного жилого фонда, государственная поддержка коммунального и агропромышленного комплекса, транспорта и дорожного хозяйства.
В проекте бюджета ЯНАО также предусмотрено, что с 1 января 2021 года произойдет индексация финансового обеспечения мер социальной поддержки населения на 3,8 %, повышение с 1 сентября 2021 года на 4 % государственной академической стипендии студентам и учащимся учреждений среднего и начального профессионального образования. С 1 октября 2021 года на 4 % будут проиндексированы оклады, ставки заработной платы работников государственных учреждений автономного округа, на которых не распространяется действие майских указов президента Российской Федерации.
На что Ямал тратит деньги?
Если уменьшаются доходы, естественно урезаются и расходы. Наиболее затратные статьи окружного бюджета составляют раздел «Национальная экономика», на который в 2021 году запланировано израсходовать 48,5 миллиарда рублей (в 2020 году – 55,5 миллиарда рублей).
Так, на поддержку и развитие сельского хозяйства и рыболовства направят 3,5 миллиарда рублей, что на 300 миллионов меньше, чем в 2020 году. Среди основных подпрограмм, которые получат поддержку, – «Развитие северного оленеводства, переработки и реализации продукции оленеводства», на которую предусмотрено 977,6 миллиона рублей, в том числе средства федерального бюджета – 22,5 миллиона. Также будут профинансированы заготовка дикоросов (ягод), обеспечение населения автономного округа картофелем и овощной продукцией. На эти цели выделяется 24,4 миллиона рублей. «Развитие рыболовства» будет поддержано на 1,2 миллиарда рублей. Средства выделяет федеральный бюджет – 907 тысяч рублей, а также правительство Тюменской области – 203 млн рублей.
В «Национальную экономику» также входит «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)». На следующий год в эту отрасль запланировано направить 16,5 миллиарда рублей, из них – 3,2 миллиарда рублей – на реализацию региональных проектов, входящих в состав национальных проектов. В 2020 году объем суммы программы составлял 22,4 миллиарда рублей.
Вторым по затратам идет раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство», на него в 2021 году запланировано 46,8 миллиарда рублей (в 2020 году – 43,7 млрд рублей). Основное место в структуре расходов занимают: поддержка жилищно-коммунального комплекса и обеспечение доступности коммунальных услуг, благоустройство территорий муниципальных образований, капитальный ремонт многоквартирных домов.
Более 39,2 миллиарда рублей будет направлено на образование. Это на 2,6 миллиарда меньше, чем в текущем 2020 году. В основном урезали статью «Дошкольное образование» – на 2021 год предусмотрено 11,4 миллиарда рублей, в том числе на реализацию национальных проектов «Образование» и «Демография» – 3,07 миллиарда рублей. В 2020 году выделенная сумма составляла 13,4 миллиарда.
Меньше всего на Ямале в 2021-м запланировано потратить на охрану окружающей среды – 511,7 миллиона рублей (в 2020 году – 660,3 миллиона рублей) и на культуру – 2,3 миллиарда рублей (в 2020 году – 3,1 миллиарда).
Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов уверен: сегодня сохраняется фактор неопределенности, который в рамках любого планирования, в том числе и бюджетного, создает затруднения.
«Мы в соответствии с законодательством должны принимать бюджет в одном сценарии, так как не можем предусмотреть многосценарность. Если же говорить о том, что регионы ушли в планирование дефицита, то это вполне обоснованно. При падающих доходах нельзя быстро отказаться от расходных обязательств. Как правило, они прописаны законодательно, следовательно, их нельзя не включить в проект бюджета. Даже с понимаем того, что доходов под это не будет», – пояснил Владимир Климанов.
Эксперт отметил: в нынешних условиях либо нужно корректировать законодательство, отменять установленные льготы, пособия, либо искать другие решения, в том числе, возможно, провести оптимизацию расходов: отказаться от непервоочередных расходов (обычно к этому относятся все инвестиционные расходы, долгосрочные задачи). Конечно, предел оптимизации не такой большой. Поэтому и возникает, даже у высоко обеспеченных регионов, необходимость дефицита как разница между упавшими объемами доходов и сохраняющимися объемами расходов.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, инфографика: Елена Майорова