В аптеках России – дефицит противовирусных, жаропонижающих лекарств, антибиотиков и средств для дезинфекции. Препараты, которые еще можно найти в продаже, резко подорожали. Но фармкомпании нарастили объем выпуска необходимых во время пандемии препаратов. Теперь лекарства есть на складах у производителей, поставщиков и в розничных сетях. Но продавать их нельзя – потому что они не прошли систему обязательной маркировки. Аптеки, уставшие сталкиваться с недовольством покупателей, перешли к решительным мерам и напрямую обвинили в ситуации госструктуры. Что такое «Честный знак» и сколько мы платим за нерасторопность бюрократии – в материале «ФедералПресс».
«Уважаемые покупатели! Мы приносим извинения за обстоятельства, с которыми вы можете столкнуться в наших аптеках, а именно: дефицит многих антибиотиков, увеличение времени, необходимого на отпуск товара, периодическая невозможность маркирования и т.п. Эта катастрофическая в период пандемии ситуация сложилась не по вине аптек, а в связи с дефектами системы «Честный знак» (маркировки)... Приносим свои извинения, по всем вопросам обращайтесь в «Честный знак».
Такое объявление замечено в нескольких аптеках Челябинска сети «Фармленд». В компании рассказали, что новые поставки ограничены в связи с введением обязательной маркировки лекарственных средств. «Стойкий дефицит противовирусных, антибиотиков, антикоагулянтов, растворителей, огромные очереди, кратное увеличение времени, необходимого для отпуска товаров, – вот чем обернулось для российского фармрынка внедрение маркировки. Эта система изначально была нежизнеспособной, дефектной и непродуманной. Такой огромный массив данных (10–15 млрд обращаемых упаковок в год при необходимости обращения в систему маркировки более 10 раз для каждой упаковки) просто невозможно обрабатывать мгновенно», – говорит Аделя Кальметьева, генеральный директор аптечной сети «Фармленд», в которой более 1300 точек продаж на Урале и в Поволжье.
Маркировка, которая так жестко критикуется, введена с 1 июля этого года. Система задумывалась для благих целей – каждая упаковка лекарств получает свой уникальный цифровой номер, который заводится в общестрановую систему. Промаркированы должны быть все средства, которые выпущены в этом году. По замыслу разработчиков системы это позволяет бороться с контрафактом, а также дает понять руководству страны, где и в каких регионах страны сложился дефицит. На деле же именно несовершенная маркировка привела к недостатку лекарств в аптеках.
Система действует так. Производитель присваивает QR-код изготовленному лекарству, выгружает эти коды в «Честный знак». Производитель имеет право отгружать препараты только поставщику. У поставщиков тоже стоят системы, которые считывают коды, и эти компании тоже посылают уведомления в «Честный знак», что именно эти препараты с этими кодами пришли к ним. Далее поставщики отгружают лекарства в аптеки. Аптеки работают с маркировками по двум схемам. Либо поставщик уведомляет«Честный знак», что отгрузил эти товары в аптеку, или же аптека принимает лекарство, считывает каждый код и уведомляет «Честный знак», что получила эти лекарства от поставщика с такими вот кодами. Только после того, как аптека уведомит «Честный знак» и получит от него подтверждение, она может выставить лекарство на продажу.
На деле маркировка превратила жизнь аптек в локальный ад. Немаркированными лекарствами торговать нельзя, но и завести маркировку нормально невозможно.
«Система «Честный знак» – сейчас наша боль. Мы иногда сутками не можем принять товар. Постоянно сервера «Честного знака» то не работают, то перегружены. Для работы с поставщиками «Честный знак» дает два вида работы – прямой акцепт и обратный акцепт. Прямой подразумевал передачу кодов маркировки (qr) от поставщика нам. Обратный – это когда мы посылаем поставщику, что он прислал. Когда мы сканируем каждый код, «Честный знак» подтверждает, есть ли такой препарат в базе. И иной раз, когда приходило 100 парацетамолов, 100 анальгинов и так далее, мы просто сходили с ума. Просканировав одну упаковку, мы могли ждать ответа от сервера «Честного знака» по 5–10 минут. Или могли просто не дождаться и все висело», – рассказывает на условиях анонимности представитель одной из аптечных сетей Екатеринбурга.
«Время поступления препарата от производителя в аптеку и, соответственно, клиенту увеличивается в разы из-за того, что система МДЛП (ООО «Оператор-ЦРПТ») не справляется с нагрузкой и стопорит всю товаропроводящую цепочку. Производитель не может выпустить в продажу лекарства, так необходимые пациентам, из-за того что система МДЛП оперативно не предоставляет корректные КИЗы. И ситуация распространяется далее по всей товаропроводящей цепочке. Если раньше оприходование фуры товара занимало один час, то сейчас мы тратим на это несколько суток», – говорит Аделя Кальметьева.
Маркировка лекарств, преследуя благие цели, увеличила затраты аптек на продажу лекарств. «Это обновления программ и оборудования. Нужен отдельный человек на приемку лекарств. Это оплата системам, которые передают данные о продаже. И постоянно работающий интернет, без которого продажа и прием лекарств невозможны», – отмечает представитель одной из аптек Екатеринбурга. По его оценкам, минимальные затраты на одну аптеку примерно выливаются в десятки тысяч рублей. «Затраты примерно на одну аптеку выходят такие: два сканера – один на прием лекарств, второй на кассу, это 7–10 тысяч каждый. Обновления программного обеспечения – 5–10 тысяч (зависит от создателя программного обеспечения), оплата – 2600 в год за передачу данных от аптеки в «Честный знак», – говорит представитель аптечной сети.
Внедряет систему «Честный знак» ООО «Оператор-ЦРПТ». 90 % акций компании, по данным сервиса Seldon.Basis, принадлежит ООО «Центр развития перспективных технологий», учрежденного компанией группы USM Алишера Усманова, ООО«Элвис+ Групп» Александра Галицкого и АО «Концерн «Автоматика», которое входит в госкорпорацию «Ростех» во главе с Сергеем Чемезовым. Еще 10 % доли ЦРПТ владеет ООО «Новые решения» Оксаны Орешиной, которую РБК связывала с лоббистами кассовой реформы в России.
Проблема заключается не в том, кто владеет системой, а в том, что при ее внедрении не была учтена готовность к ней аптек. Сейчас именно это, как уверяют участники рынка, стало огромной проблемой. Товары есть на складах у поставщиков, на таможнях, в аптеках. Но продать их нельзя: они не маркированы.
В России продается примерно пять миллиардов упаковок лекарств в год, каждая из которых проходит три этапа: производство, поставка, аптека. Следовательно, несколько миллиардов раз в год необходимо дождаться ответа от системы «Честный знак». Очевидно, что никакая система, даже с самыми выдающимися характеристиками, не выдержит такой нагрузки.
Маркировка, повторимся, действует с июля этого года. Однако именно в конце октября были зафиксированы масштабные сбои, самый крупный пришелся на 30 октября. В аптеках это связывают с резко увеличившимся из-за второй волны коронавируса спросом на лекарства и тем, что система оказалась не готова к нагрузке. Ведь, реагируя на выросший в пять раз спрос, производители существенно увеличили выпуск противовирусных, жаропонижающих, антибиотиков, средств для дезинфекции. И, следовательно, еще больше увеличили нагрузку на «Честный знак».
В российской ассоциации аптечных сетей ранее заявляли, что из-за сбоя в системе «Честный знак» фактически товар в аптеках есть, но продавать его нельзя, и эта проблема существует в масштабах всей страны.
Во владеющей системой «Честный знак» компании «Центр развития перспективных технологий» говорят о том, что их система в сбоях не виновата. Там уверены – участники оборота не сталкиваются с задержками при обработке документов системой, поэтому она не может негативно влиять на скорость движения препаратов по товарной цепи и на доступность препаратов для населения.
«Несмотря на то что подготовка к обязательной маркировке шла с начала 2017 года, сроки дважды продлевались, и у отрасли было 3,5 года на подготовку, по сей день в системе не зарегистрировано 13 % дистрибуторов и более 15 % аптек, хотя работа в системе является лицензионным требованием. Более того, 13 тысяч новых участников зарегистрировались в системе уже после старта обязательной маркировки, то есть в спешке настраивалось ПО, они знакомились с правилами работы и методическими рекомендациями. Поэтому когда маркированные лекарства стали поступать на рынок в бОльших объемах на фоне возросшего спроса на противовирусные препараты и антибиотики, из-за технических проблем с ПО и недостаточных навыков ряд дистрибуторов и аптек, в том числе региональных, стали сталкиваться со сложностями при работе в системе», – говорят в пресс-службе компании.
Там отмечают, что некорректная интеграция компаний с системой, которая создала излишнюю нагрузку как на инфраструктуру самих компаний, так и на систему маркировки, привела к тому, что 30 сентября в системе случился сбой. Он продлился несколько часов,подавляющее большинство последствий уже устранено, но остались инциденты, которые еще находятся в работе у компаний и оператора системы. По данным «Честного знака» от 31 октября, за сутки было обработано 2,08 млн документов дистрибуторов, скорость обработки 91 % из них – меньше, чем за 1 минуту, оставшиеся документы – от 1 до 10 минут, а 100 % документов аптек обработано меньше чем за минуту. В компании также отмечают, что перешли на новую архитектуру сетей, и это оценили уже 500 крупнейших представителей фармрынка.
2 ноября Минпромторг России прислушался к голосу аптек и разрешил уведомительную систему маркировки лекарств. «Получив препараты, участник оборота ставит их себе на баланс (*запрещены в РФ), не дожидаясь подтверждения от поставщика(и не зависит от исправления им ошибок, допущенных при поставках). Далее система достраивает цепь движения препаратов –все сведения о лекарствах автоматически подтверждаются самой системой путем проверки кода на упаковке и данных участника, что обеспечивает контроль легальности и безопасности лекарств.Эти схемыупрощают взаимодействие участников оборота между собой и делают процесс перехода лекарств из одного звена товарной цепи в другое практически мгновенным. Это снизило нагрузку на оптово-розничное звено до полной готовности всей отрасли, упростило отгрузку – приемку лекарств и дает дистрибуторам и аптекам дополнительное время, чтобы настроить свою работу и улучшить качество взаимодействия с системой», – отмечают в компании.
«Все стало работать быстрее. Но это ненадолго», – отмечали в пятницу, 6 ноября, представители аптек. Их скептицизм обоснован – у «Честного знака» и ранее были случаи оперативной работы серверов, но потом вновь случались сбои.
«Несмотря на то что Минпромторг на прошлой неделе анонсировал введение уведомительного режима для отдельных этапов движения лекарств, ситуация не изменится, так как изменения на законодательном уровне носят неоднозначный характер», – уверена Аделя Кальметьева. «Если отвязать физическое движение лекарств от цифрового (или не делать его обязательным), возможно, мы получим небольшую положительную динамику, однако и это не панацея. Техническая несостоятельность мгновенной обработки огромного массива информации подтверждена постоянными неудачами в работе МДЛП с момента ее введения. При этом нужно учитывать, что на данный момент число маркированных лекарств в общем обороте не является подавляющим. Наступило время признать, что идея внедрения маркировки лекарств провалилась, и это не изменить ни новым оборудованием, ни временными послаблениями», – говорит она.
Фото: ФедералПресс / Юлия Литвиненко, Елена Майорова, Евгений Поторочин
Итоги-2020: срывая маски