Отставка ряда министров, которая состоялась в начале недели, смогла по-настоящему наделать шума. Все покинувшие свои посты – представители медведевского правительства. Обновленный состав министров и так получился разнообразным и амбициозным, но даже на этом фоне имя теперь уже экс-гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева выделяется ярче других. Новый глава Минтранса – в рубрике «Персона недели» на «ФедералПресс».
Строитель в душе, экономист на деле
Виталий Савельев родился 18 января 1954 года в Ташкенте. Высшее образование получил в Северной столице, где окончил мехмаш Ленинградского политеха, а дальше отправился на 7 лет в Сибирь на заработки. Как рассказывал сам Савельев, его целью было - накопить на кооперативную квартиру.
Он работал на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС в должностях от инженера до главного конструктора. После возвращения в Ленинград исполнил свою мечту - приобрел жилье. «Если бы после института остался работать в Ленинграде, купить бы его не сумел», – вспоминает Савельев.
В 1987 году он занимал должность заместителя начальника главка Главленинградинжстрой Ленгорисполкома. В этот же период он давал интервью, в котором признался, что в детстве мечтал стать министром строительства. Однако уже с начала 90-х ушел из этой сферы в более перспективное направление. С 1989 по 1993 года он занимал должность президента российско-американского совместного предприятия «Диалог-Инвест», поставлявшего компьютерную технику в СССР, а затем и в Россию. В 93-м его назначили председателем правления петербургского акционерного банка «Россия». На этом этапе Савельев, видимо, окончательно отошел от идеи воплотить еще одну свою мечту, так как с головой ушел в банковскую систему. Помогла в этом экономическая база Ленинградского инженерно-экономического института имени Пальмиро Тольятти (сегодня Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет), который он окончил в 1986 году.
С 1995 по 2001 годы Савельев был председателем правления банка «МЕНАТЕП Санкт-Петербург». Кроме того - членом советов директоров пивоваренной компании «Балтика», футбольного клуба «Зенит». В 1996 году участвовал в финансировании избирательной кампании губернатора Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, баллотировавшегося на второй срок. Успел поработать и в «Газпроме»: с 2001 по 2002 год Савельев был заместителем председателя правления госкорпорации Алексея Миллера, где курировал финансовый сектор.
Всего через два года он впервые занял серьезную должность в правительстве РФ. С 9 апреля 2004 по 22 октября 2007 года Савельев работал заместителем министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа.
В 2009 году, еще два года отработал первым вице-президентом АФК «Система», Савельев был избран генеральным директором ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (ныне ПАО «Аэрофлот»). На этой должности он сменил зятя Бориса Ельцина Валерия Окулова, при котором авиакомпанию не удалось сделать экономически эффективной. Поэтому и была сделана ставка на опытного финансиста. И эта ставка, пусть и с некоторыми оговорками, сыграла.
Говоря, что Савельев просто умеет балансировать меж двух огней. Лучше всего он продемонстрировал этот навык во время истории с покупкой авиакомпании «Трансаэро». По информации Forbes, изначально Савельев был категорически против перехода «Трансаэро» вместе с долгом под контроль «Аэрофлота». На совещании правительственной комиссии при первом вице-премьере Игоре Шувалове, он заявлял, что хочет уволиться, ведь такой долг может обрушить авиакомпанию. Благодаря этому ему удалось «выторговать» более выгодные условия покупки.
«Победа» и провалы
За 11 лет на посту гендиректора «Аэрофлота» Савельеву удалось сделать то, что от него и требовалось, – не развалить авиакомпанию, а если удастся, вывести ее хотя бы в небольшой профицит.
По мнению руководителя Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова, Савельев на посту директора смог реализовать различные оптимизирующие финансовые схемы, которые не просто удержали «Аэрофлот» на плаву, но и сделали его доминантой. «Да, Савельев пользовался различными преференциями, но, в целом, показал себя неплохим менеджером, а также «удобным» человеком», - считает эксперт.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин отмечает, что за годы работы Савельева в «Аэрофлоте», авиакомпания сделала несколько серьезных шагов вперед и смогла приблизиться по качеству к мировым лидерам.
Одной из ключевых задач, которая ставилась перед новым руководителем авиакомпании, стало увеличение пассажиропотока. Препятствием на пути к доминированию в воздухе были высокие цены на авиабилеты. В одном из первых своих интервью Савельев говорил, что столкнулся с тем, что действовавший на тот момент Воздушный кодекс не соответствовал реальным экономическим условиям. Савельеву понадобилось полтора года, чтобы в документ были внесены важные изменения: невозвратные билеты, платный провоз багажа, возможность нанимать пилотов из иностранных государств, введение «черных списков» деструктивных авиапассажиров.
Для решения этой проблемы он лично обращался к Владимиру Путину, но одобрение получил не сразу. И это при условии, что у них достаточно доверительные отношения. Как отмечает политтехнолог Марат Баширов, у Савельева «хороший личный контакт с президентом, и это один из главных ресурсов, который выделял его на фоне других руководителей госкомпаний».
После успешных переговоров и внесения необходимых изменений появление первого настоящего лоукостера стало вопросом времени. Но первый блин оказался комом. Дебютную попытку сделать перелеты в России дешевыми предприняла компания «Добролет», которая была «дочкой» «Аэрофлота». Но долго ей прожить не удалось. После введения санкций ЕС, «Добролет» было решено свернуть, и на его основе была создана другая авиакомпания – «Победа».
За пять с половиной лет «Победа» перевезла 30 млн пассажиров. Низкую стоимость удалось держать благодаря тому, что средняя загрузка кресел авиакомпании — 94%, а летом она достигала 100%. А, например, средняя загрузка «Аэрофлота» – вообще 79%. Эти данные отражают ситуацию до начала пандемии.
Летом этого года стало известно, что «Аэрофлот» собирается сделать «Победу» самой крупной авиакомпанией России. Группа компаний подготовила стратегию развития до 2028 года, о которой премьер-министру Михаил Мишустину лично докладывал Виталий Савельев. В стратегии «30/30» была сделана ставка на «Победу»: в 2019 году ее пассажирами стали 10,3 млн человек, а к 2027 их число планируется увеличить до 55-65 миллионов. В целом, стратегия предполагает увеличение пассажиропотока группы компаний «Аэрофлот» до 130 млн человек в год к 2028-му. К тому же к этому времени ожидается снижение стоимости авиаперелетов на 30 %.
Но не все у «Победы» в эти годы шло гладко. Удешевление билетов и изменения в Воздушном кодексе серьезно повлияло на отношение к пассажирам. Долгое время не утихали новости о том, что где-то сотрудники лоукостера не разрешили пронести в салон детский рюкзак или, например, сумку для ноутбука. Оно и понятно: суть любого лоукостера - по возможности заставить пассажиров заплатить за дополнительные услуги, будь-то питание на борту либо перевозка багажа.
Да и сам «Аэрофлот» то и дело попадал в скандалы. Несколько странных ситуаций произошли с животными. Первая связана с излишне крупным котом. Его хозяин, чтобы иметь возможность провести питомца с собой в салоне, взвесил другое животное. После того как «махинация» раскрылась, пассажира лишили всех бонусных миль - свыше 200 тысяч.
Другие истории имели более трагический конец. Так, два кота, которые летели из Нью-Йорка в Софию в багажном отделении, погибли, а еще один – получил обморожение, так как клетки с животными сортировали так же, как и обычный багаж.
Политолог Дмитрий Абзалов считает, что наибольшие трудности у Савельева на должности гендиректора «Аэрофлота» возникли именно в информационном поле. «Впрочем, если не акцентировать внимание на этом пункте, то в целом он был успешным руководителем. Но все для него подпортила пандемия», – отметил Абзалов.
Сумки и животные не стали главными информационными провалами «Аэрофлота». В 2019 году Басманный суд арестовал на два месяца заместителя Савельева Владимира Александрова, который обвиняется Главным следственным управлением СКР в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, еще в 2015-2016 годах Александров вместе с тогдашним директором юридического департамента «Аэрофлота» Татьяной Давыдовой заключил несколько договоров на оказание юридических услуг с двумя адвокатами — Александром Сливко и Диной Кобец (они отправлены под арест). Но, как полагают в СКР, все работы по этим контрактам на самом деле выполняли юристы самой авиакомпании, а сторонним адвокатам неправомерно «выплатили не менее 250 млн рублей».
В октябре этого года Минюст США уличил персонал «Аэрофлота» в участии в схеме контрабанды электроники на $50 млн. Также в октябре трех сотрудников «Аэрофлота» задержали с шестью с половиной килограммами наркотиков в Шереметьево.
Временное решение
Но по-настоящему серьезные проблемы у «Аэрофлота» произошли в этом году. Вместе со стартом пандемии началось серьезное пике авиакомпаний всего мира. Российский гигант не стал исключением из правил, хотя и в очередной раз смог воспользоваться своим положением. Политолог Марат Баширов напомнил, что именно «Аэрофлот» получил право проводить эвакуационные рейсы из-за границы, что позволило компании поддерживать свою работу в более или менее штатном режиме.
Несмотря на это, если смотреть на отрасль в целом, то именно авиаперевозки стали главной жертвой пандемии. Поэтому решение назначить на должность главы Минтранса человека, который имеет непосредственное отношение к этой структуре – логично. Но как отмечает Баширов, такое решение было компромиссы. «К нему подталкивала необходимость смены главы «Аэрофлота», во-первых, из-за накопленных проблем в аппарате управления. А, во-вторых, из-за будущих изменений внутри компании. «Аэрофлот» будет сконцентрирован на дальних перелетах, а «Победа» – перелетах по стране», – подчеркнул политолог.
По мнению Баширова, Савельева также ждет еще одно назначение. После ухода с должности главы Минтранса Дитрих также покинет пост председателя совета директоров «ПАО «Аэрофлот», а его место займет именно Савельев. «Логично, что Савельев переместится не только в министерское кресло, но и на пост председателя совета директоров. И уже с этого сдвоенного поста закончит все реформы, касающиеся «Аэрофлота». Не думаю, что он задержится в должности министра надолго. Максимум – год. Завершит все преобразования авиакомпании, а потом сможет сосредоточиться на развитии «Победы», – считает Баширов.
Павел Салин отмечает, что сейчас нельзя говорить о каких-либо перестановках в долгосрочной перспективе. «Мы должны ждать следующего года, когда произойдут все ключевые перестановки. Вполне вероятно, что те, кто сейчас пришел на министерские позиции, сохранят свои места, но контекст их работы определенно изменится. Так, я не исключал бы появления негласной системы распределения полномочий на должности главы Минтранса. Очень сомневаюсь, что Ротенберги, которые являются бенефициарами дорожного строительства в России, просто так отдадут контроль за этим Савельеву. Поэтом им придется находить компромиссы», – отметил Салин.
Фото: фотослужба Госдумы РФ