Башкирия становится горячей точкой на карте Приволжья. Прошедшие экопротесты по защите Куштау оставили свой шлейф в виде локальных протестов против открытия золотодобывающего предприятия и геологоразведки медных месторождений. Но здесь местные жители оправданно пытались оградить себя от возможных катастрофических последствий. Гораздо хуже, что активизировались откровенно экстремистские настроения, замешанные на национальном и религиозном вопросах. Что стоит за призывом «снести все кресты» и «кончать с православным экстремизмом» – глупость или разжигание? В проблеме разбиралась редакция «ФедералПресс».
На прошлой неделе была арестована башкирская активистка Рамиля Саитова. Ходатайство поступило из республиканского управления ФСБ. Она обвиняется в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 280 УК РФ – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности в интернете.
Куштау спровоцировал экстремизм
Рамиля Саитова известна в Башкирии как активистка движения за сохранение шихана Куштау и участница национального движения. В 2018 году собиралась стать мэром Уфы, в 2019-м претендовала на пост главы Башкортостана от Российской социалистической партии, но выбыла из предвыборной гонки из-за нарушений в представленных документах. В 2020 году пыталась принять участие в выборах президента Татарстана, но снова неудача – документы не приняли.
Тогда Саитова заявила о «воссоздании Башкирского правительства» образца 1917 года, которое сама же и возглавила. Первым делом новая правительница потребовала вернуть «Караван-сарай» в Оренбурге (историко-архитектурный комплекс. – Прим. ред.) в собственность башкортов и развернула кампанию против «православного засилья». Видеоролик о сносе крестов был размещен в соцсетях как раз накануне Дня народного единства, 3 ноября.
Саитова обратилась к администрации села Узян с требованием демонтировать пятиметровый крест (установлен в 2016 году на месте сгоревшего в 1934 году Троицкого храма. – Прим. ред.), так как на этом месте 12 декабря 2020 года планируется проведение народного собрания йыйын (орган самоуправления племени или рода у башкир. – Прим. ред.).
Первый вопрос в повестке собрания – уничтожение православных крестов на Урале, второй – выселение до конца года всех армян с территории республики, третий – возвращение вотчинных земель башкирским родам.
Политолог Дмитрий Михайличенко замечает, что, к сожалению, после Куштау наблюдается радикализация настроений ряда активистов.
«Долгие годы шла справедливая борьба за сохранение уникального природного объекта. Эта борьба была вне национальных рамок и по сути объединила все общество. Была одержана победа, и глава Башкирии Радий Хабиров признал справедливость требований граждан», – считает эксперт.
Но, по мнению Михайличенко, «эффект постКуштау» привел к череде турбулентностей и напряженностей, в том числе на этнической почве.
«Башкирия – многонациональное общество, в котором в равной пропорции проживают русские, башкиры и татары. Поэтому эти локальные конфликты и попытки отстаивать права коренного населения (в том числе и на экологической основе) далеко не всеми поддерживаются», – прокомментировал он.
Слово и дело
Все это можно было бы воспринимать как бред городского сумасшедшего, но 5 ноября крест в Узяне был подожжен. По факту вандализма возбуждено уголовное дело.
На видеообращение эмоционально отреагировал спикер Курултая Константин Толкачёв. «До глубины души возмущен деструктивной активностью в соцсетях публичной персоны Рамили Саитовой, считающей себя выразителем нужд и чаяний башкирского народа. Человек призывает людей сносить кресты и выдворять из республики представителей определенной национальности. Заявление настолько радикально и возмутительно, что можно усомниться в психическом здоровье человека», – написал он в своем аккаунте в Facebook и попросил правоохранительные органы обратить на это внимание.
Его поддержал главный раввин Башкирии Дан Кричевский. «Я в шоке! Я не думал, что в 2020 году в России после Дня народного единства, когда мы все отмечали нашу дружбу, нашу любовь, наше уважение друг к другу, может прозвучать подобное», – заявил он.
Данную позицию поддержали и руководитель пресс-службы Башкортостанской митрополии, настоятель Сергиевского собора Уфы Евгений Шерышев, и председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин. Они заявили о недопустимости провокаций, напомнив, что сотни лет на территории республики мирно жили люди разных национальностей и вероисповедания.
«Я– светский человек, но считаю, что попытки осквернения символов веры традиционной конфессии (православия) недопустимы. Понятно, что из уст Саитовой речь не идет об уничтожении православия в Башкирии, но скорее о демонтаже «незаконных крестов». Но, тем не менее, все это очень тревожно», – считает Дмитрий Михайличенко.
С другой стороны, он не думает, что башкирские националисты сплошь являются экстремистами. «Их позиция по сохранению родного языка и культуры понятна. Однако вопросы межнационального и конфессионального мира очень болезненные. Они требуют баланса и нормальной работы социальных институтов», – подчеркивает эксперт.
Армянский вопрос
Ненависть к армянам Саитова высказывает с завидным постоянством. Летом ей дали 10 суток административного ареста за то, что она настойчиво спрашивала девушек на улице: «Не слишком ли много армян в республике?». Кроме того, в своем аккаунте в соцсети «ВКонтакте» Саитова оскорбляет людей, близких к главе Башкортостана Радию Хабирову, выкладывая видео и провоцируя экстремистские комментарии.
Политолог – о соглашении по Нагорному Карабаху. «Худой мир лучше доброй войны»
А 7 ноября в селе Кармаскалы произошел крупный межэтнический конфликт. Напомним, что в этот день силовики жестко задержали 36 молодых людей, которые приехали в райцентр Кармаскалинского района на «разборки» с армянской диаспорой. По информации главы района Альфира Сабирова, должно было приехать 70 человек, часть из них – члены «Башкорта» (организация запрещена на территории РФ. – Прим. ред.). В ходе задержания у некоторых были изъяты боеприпасы, холодное и огнестрельное оружие.
Дмитрий Михайличенко обращает внимание, что на фоне геополитической ситуации на постсоветском пространстве усилился национальный вопрос, а мишенью послужила армянская диаспора.
«Учитывая факт армянского происхождения жены Хабирова, все это выглядит как политтехнологичное и методичное муссирование межнационального вопроса. Факт национальности супруги не должен влиять на оценки действующего главы. Речь нужно вести не о чистоте крови, а о сохранении культуры и традиций башкирского и других народов», – считает он.
Рост националистических и радикальных настроений в Башкирии, внезапно занявших постоянную информационную нишу в последние месяцы, отмечает и политолог Арсен Шаяхметов. По его мнению, это вызвано целым комплексом причин.
«Основа любого протеста лежит в экономической плоскости. Люди испытывают недовольство социально-политической обстановкой, низким качеством жизни, отсутствием возможности влиять на процессы. Протест, объединяющий людей преимущественно по социальному и территориальному признаку, выводит в лидеры и идеологи наиболее радикальных и убежденных персонажей, которые далеко не всегда реально отражают настроение недовольных», – считает Шаяхметов.
Он обращает внимание на то, что в последние годы под видом консолидации общества ведется провальная информационная политика, дающая обратный эффект, – общество все сильнее поляризуется.
«Подобная дезинтеграция на своих изломах выводит на поверхность различных фриков, которые в информационном поле используются как инструмент демонизации, но де-факто недостойны вообще никакого внимания», – объясняет эксперт.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин