Top.Mail.Ru
Экономика
Ханты-Мансийский автономный округ
0

Рестораторы Югры отреагировали на новые ограничения: «Сейчас ресторан ассоциируется с трауром»

Рестораторы Югры отреагировали на новые ограничения
Рестораторы надеются вернуться к докоронавирусным показателям к 2022 году

Владельцы кафе и ресторанов Югры не успели прийти в себя от первой волны коронавируса, а новые ограничения, вызванные повторным всплеском пандемии, вступили в силу. Эксперты в один голос заявляют, что дальнейшее ужесточение мер может привести к потери отрасли. «ФедералПресс» пообщался с владельцами ресторанов, чтобы узнать, почему стоит бороться за вкусный бизнес и как отрасль переживает нелегкие времена.

«Многим поддержка не понадобится»

Директор ресторана «Кинза» в Ханты-Мансийске Сергей Полыгалов уже 12 лет в ресторанном бизнесе. Признается, что к последствиям пандемии готов не был.

«Я общаюсь с многими рестораторами в стране. Могу сказать, что и крупные игроки, у которых по сто ресторанов, такого не ожидали. Падение выручки в первую волну было до 90%, в том числе и у нас. Надо понимать, что залы – это одно, доставка – другое. Особой прибыли она не приносит. Для такого ресторана, как «Кинза», выручка с доставки – это 10% от оборота. Можно сказать, ничего: работаем, чтобы угодить нашим клиентам», – рассказал Сергей Полыгалов.

Предприниматель пояснил, что все заведения, а их у него четыре – собственный ресторан «Кинза», два кафе «Good Food» и wок-кафе «MYBOX», которые работают по франшизе –посещают в день около трехсот человек.

«Могу сказать, что до пандемии три заведения посещали в сутки более тысячи человек. Так получилось, что второе заведение «Good Food» мы открыли как раз в «коронакризис». Поэтому, когда наняли 30 сотрудников, нам пришлось платить им зарплату, хотя они и не приступали к обязанностям. Сейчас в штате более 90 человек», – пояснил Сергей Полыгалов.

Он также отметил, что все заведения разные и возможности выжить у каждого из них тоже разные.

«Например, такие заведения, как «Толмама», которое открылось в период пандемии, имеет инвестиции, примерно, в три миллиона рублей. Работает не больше 5 человек. Площадь помещения составляет около 50 «квадратов». У нас же сколько места занимает только холодильное оборудование. Когда я открывал кафе, мне понадобилось инвестиций на 12 миллионов рублей. И сейчас в самом маленьком заведении – «MYBOX» – работает 15 человек. В «Кинзе» – 40. Поэтому говорить, что большому бизнесу легче или, наоборот, устоит только «малый» в пандемию, неверно. Конечно, мы воспользовались федеральной поддержкой, которая предоставлялась пострадавшим отраслям. А больше никаких поддержек не было. Городская администрация обещала субсидировать аренду, но до сих пор этого не произошло. Боюсь, скоро многим она уже и не понадобится», – рассказал владелец ресторана.

140 тысяч рублей – на безопасность посетителей

Отдельная тема – дезинфицирующие средства и средства индивидуальной защиты.

«Минимум на перчатки, антисептики, маски уходит 50 тысяч в месяц. Плюс антиковидная обработка. Ею занимается отдельная компания. Обработка всех объектов стоит 90 тысяч за раз. Поэтому, чем людей больше, тем чаще приходится заказывать их услуги», – отметил Сергей Полыгалов.

Ресторатор убежден, что из-за призыва не ходить в кафе и рестораны люди боятся за свое здоровье и не могут понять, что в ресторане намного чище и безопасней, чем в торговом центре, где большое скопление людей. Предприниматель также считает, что регистрация посетителей, которую планируют ввести на территории Ханты-Мансийского автономного округа, только отпугнет людей.

«Они просто перестанут ходить. Это же тотальный контроль, зачем им это надо», – заявил ресторатор.

Сергей Полыгалов не спешит делать прогноз на восстановление отрасли.

«Не надо ждать, что это случится завтра. Думаю, если нам удастся вернуться к прежним показателям к 2022 году, это будет замечательно. Но мы видим, что ситуация ухудшается. И если так дальше пойдет, то многим владельцам кафе и ресторанов проще закрыть дело. Наш секрет устойчивости – сила воли и характер. У нас сплоченный коллектив, все понимают, как тяжело», – подытожил владелец ресторана «Кинза».

Схожие ситуации и в других ресторанах Ханты-Мансийска – «Старый двор», «Диван Сарай». По словам администраторов заведений, поток посетителей сократился в два раза. В помещениях проводятся проветривание, дезинфекция и кварцевание через каждый час. В кафе «Eclair» рассказали, что ситуация сложная. Пришлось сократить часть сотрудников. У многих работников, которые остались в штате, кредиты и семьи.

«Общепиту придется долго оправляться от потрясений. Пока люди встанут на ноги, пока мы начнем принимать необходимое количество посетителей, пройдет не один месяц. Поддержка, которую нам оказали уже закончилась, а обязательства остались. Поэтому самое сложное время для нас еще впереди», – пояснили в кафе «Eclair».

Официанты экипированы – посетители напряжены

Ресторан «Старый Томас» считается одним из самых популярных заведений в Когалыме. По словам соучредителя Анны Куватпековой, бизнес находится «на грани фола». Буквально перед пандемией открыли дополнительный зал на 300 посадочных мест. Планировали ярко отметить двухлетие заведения.

«В связи с ограничительными мерами мы сократили количество посадочных мест наполовину. В первом зале – 50 мест, второй зал – не задействован вовсе. Из-за ограничения по времени работы – с 6:00 до 23:00 – мы потеряли всех гостей. До пандемии работали в будни до полуночи, а в пятницу и субботу – до трех ночи. Выручка сократилась до 70%. Услуга на вынос и доставка в нашем ресторане действовали и до коронавируса, но это капля в море. А сейчас – и того хуже. Чтобы вы понимали: из всех заказов в день сегодня – всего одна доставка. Фактически нам сейчас нечем платить за коммунальные услуги. Никаких поблажек, финансовых поддержек, отсрочек за коммунальные платежи мы не получили. Оказалось, что если у ресторана есть алкогольная лицензия, то он не подходит под федеральные или региональные меры поддержек», – поясняет Анна Куватпекова.

Она также отметила, что на дезинфицирующие средства – основная статья расходов.

«Бутылка литрового антисептика стоит около 800 рублей. А их нужно минимум пять, чтобы они стояли во всех помещениях ресторана. Естественно, что их на месяц не хватает. Закупаем через неделю. Дополнительно на каждого работника в день необходимо минимум 6 масок. Плюс несметное количество перчаток, которые в нынешних условиях резко подорожали», – рассказала собеседница «ФедералПресс».

По ее словам, до пандемии рестораны у людей ассоциировались с историей о празднике, а сейчас – скорее с трауром. Официанты экипированы, залы почти пусты, посетители осторожны и напряжены. Из-за финансовых сложностей пришлось сократить большую часть сотрудников.

«Если это будет продолжаться, то мы окажемся без специалистов. Так как нам платить нечем, а людям нужна зарплата. Они могут уйти работать в те же супермаркеты, которые несмотря на пандемию, видимо, считаются самыми безопасными местами. Хотя люди там ходят толпами», – заявила ресторатор.

По ее словам, ресторан держится из последних сил ради посетителей, которые тепло отзываются о деятельности заведения, и ради оставшихся сотрудников, перед которыми чувствуют ответственность и с которыми пока не готовы расстаться.

Член комиссии по экономическому развитию, поддержке предпринимательства и социальной ответственности бизнеса Общественной палаты Югры Алсу Маганова уверена, что новые ограничительные меры рестораны и кафе не переживут.

«Не понимаю, как ребята выживают. По сути, все ограничительные меры – это возврат к тому, что было. Конечно, не так жестко, как весной, когда никто не работал. Тем не менее, отсутствие возможности проводить мероприятия сильно сказывается на выручке заведений. Если меры продолжаться, то мы потеряем большую часть отрасли», – заявила Алсу Маганова.

Она также отметила, что никто не снимает обязательств по выплате налогов и скоро период отсрочки, который вначале все приняли с воодушевлением, закончится. Рестораторам придется «откуда-то чудесным образом достать средства, чтобы «выжить».

Фото: Елена Сычева, Евгений Поторочев, Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.