В январе 2020 года президент РФ Владимир Путин объявил о серьезных мерах поддержки семей с детьми. Глава государства анонсировал увеличение маткапитала (причем его стали давать и на первого и на второго ребенка), бесплатное горячее питание для школьников. В регионах наперебой стали вводить местные меры поддержки. И возможно, надежды власти преодолеть «проклятый русский крест» оправдались бы, не случись пандемия. Что стало препятствием для исправления демографической ситуации и виноват ли в этом только коронавирус – в материале «ФедералПресс».
Случившаяся пандемия в приказном порядке заставила людей стать ближе. Выходить из дома в период самоизоляции не рекомендовалось, развестись сложно. Да и в принципе перед общей бедой и почти войной (а сводки о количестве зараженных COVID-19 напоминают боевые листки) люди должны были объединиться. Так что некоторые оптимисты в апреле даже шутили про беби-бум в конце 2020 года.
Но несмотря на заявленные меры поддержки, невозможность развестись и сложности с внеплановым прерыванием беременности, по мнению экспертов, нас ждет скорее демографическая яма, чем подъем.
Пандемия – это война
Коронавирус оказал огромное влияние не только на экономику, но и на социальное самочувствие общества. Невозможность планировать не только на год вперед, а даже на неделю заставила многих отложить рождение ребенка. Приоритетом стало выживание, а не развитие. Большую роль в этом сыграла и политика властей, которые при минимальном уровне заболевших начинали вводить жесткие ограничения.
Как итог, через полгода в разы увеличились обращения к психологам и психиатрам по поводу неврозов и тревожного состояния. По мнению кризисного психолога Павла Пономарева, фактор эпидемий снижает численность населения и работоспособность выживших граждан, которым может быть необходима длительная реабилитация.
«Стихийно формируются установки, препятствующие рождению детей и созданию традиционных семей. С одной стороны, ответственные семьи будут отказываться от рождения ребенка, откладывая это на «лучшие времена». Но с другой, есть маргиналы, которые могут заводить детей в любых условиях. Негативное влияние на демографию окажет еще большая утрата среди населения ценностей семьи и брака, выражающаяся в так называемых гражданских браках. Параллельно вырастет число разводов в силу неблагополучной жизнедеятельности семьи в условиях пандемии», – замечает Пономарев. Также он считает, что проблема с нехваткой мест в больницах, когда под ковид-госпитали переоборудуют даже родильные дома, тоже негативно воспринимается в обществе, препятствует здоровым родам.
Жениться стали реже и позже
Негативное влияние эпидемии на психику действительно сказалось на институте брака. Молодые люди и так откладывали создание семьи на более поздние сроки. Например, 8 лет назад большинство девушек выходило замуж в возрасте 18–24 года, юноши женились в возрасте 24–27 лет. Сейчас же в брак стали вступать в 25–34 года и женщины и мужчины. Возраст рождения первого ребенка тоже повысился до 28 лет.
В период пандемии количество заключенных браков снизилось в некоторых регионах ПФО почти на 30 %. Так, по данным Росстата, в Башкортостане в январе – сентябре прошлого года было заключено 19 тысяч браков, а в этом году за тот же период – 14,8 тысячи.
Наибольший спад пришелся на май – июль 2020 года, когда церемонии бракосочетания были или полностью запрещены, или сильно ограничены. Но и после того, как ЗАГСы заработали, количество желающих узаконить отношения не восстановилось.
Тренд на разводы остался практически прежним, рост на 10–15 %. Резкого всплеска, как было в других странах, в России не зафиксировано.
Отложенная катастрофа
Пока в Приволжье наблюдается отложенный эффект действия пандемии. Количество детей,рожденных за 9 месяцев этого года, лишь ненамного меньше, чем в прошлом году. Так, в Башкирии за январь – сентябрь прошлого года родилось 31 654 ребенка, а в этом году – 30 934, в Оренбургской области – 14 378 и 14 068 соответственно. То есть фиксировался слабый тренд на рост рождаемости.
Но значительный рост безработицы, сложная экономическая ситуация, развал системы здравоохранения заставляют задумываться даже жителей благополучных регионов. Дети в нынешних условиях – крайне дорогостоящий проект, и одним маткапиталом не обойдешься, нужны длительные и весомые вложения в здоровье и образование ребенка.
В целом правительство РФ фиксирует невыполнение показателей нацпроекта «Демография», согласно которым коэффициент суммарной рождаемости должен был расти. Например, в 2019 году он должен был составить 1,63, в 2020 – 1,65 (количество детей на одну женщину репродуктивного возраста). По факту же Счетная палата РФ сообщила, что показатель не достиг планового значения в 1,63 и составил 1,504 в 2019 году. Минсоцразвития РФ вынуждено корректировать дальнейшие планы и снижать плановые показатели.
Старший научный сотрудник Центра исследования адаптационных процессов в меняющемся обществе Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (Москва) Сергей Таланов считает, что в России складывается сложная демографическая ситуация.
«В стране на одну женщину репродуктивного возраста в зависимости от субъекта Федерации приходится 1,6–1,7 детей в городе и 1,9–2,2 в сельской местности. А необходимо 2,14 или 2,15 детей. Или вообще в идеале на каждую семью три ребенка. Но для этого надо повысить эффективность предпринимаемых мер», – считает эксперт.
Кризисный психолог Павел Пономарев отмечает, что ухудшение экономической ситуации в 2020 году, снижение уровня благосостояния, психологического и материального комфорта могут снизить рождаемость в ближайшие годы на 20–30 %. «Не получая социальную защиту, увеличиваются масштабы миграции, которая приводит к уменьшению численности населения. Приоритетом в этих условиях становится выживание самой семьи и стабильная работа, а не рождение детей», – говорит Пономаренко.
За пять лет рождаемость снизилась вдвое
Если говорить в целом о демографической ситуации, то она продолжает ухудшаться. Так, в Башкортостане в 2014 году родилось более 60 тысяч детей, а в этом году почти в два раза меньше. И это характерно для всех регионов ПФО. При этом количество умерших растет. Негативный фактор пандемии, конечно же, повлиял на увеличение смертности, но не настолько. Пиковое значение потерь пока пришлось на июль 2020 года, но с учетом дальнейших факторов (стагнации системы здравоохранения и неубедительных действий властей в попытке справиться с коронавирусом) потери по итогам года могут быть значительными.
По мнению Сергея Таланова, появление и широкое распространение коронавирусной инфекции серьезно ухудшило финансовые позиции многих домохозяйств. «Это приведет к снижению и без того низкой рождаемости. Конечно, есть масса примеров, когда рождаемость не связана напрямую с доходами семьи как таковыми. Во многих слаборазвитых экономически странах рост населения идет за счет слаборесурсных групп населения (живут на 1 доллар в день). Но в России, по имеющимся прогнозам, убыль населения составит в ближайшее время около миллиона человек. Это означает, что надо либо повысить рождаемость, либо наращивать миграцию», – делится мнением эксперт.
При этом все меры экономического характера не могут перекрыть остальные негативные факторы. Возможность планировать и распоряжаться собственной жизнью одними льготами не вернешь. К тому же пандемия показала уровень современного российского здравоохранения, социальной ответственности чиновников. Все это заставляет граждан сомневаться. На этом фоне даже естественная убыль населения (а многие регионы ПФО «стареют») воспринимается в катастрофическом ключе.
Политолог Алексей Климовский отмечает, что демографические последствия пандемии будут, конечно же, негативными для уровня рождаемости. «Во все периоды войн, эпидемий и иных потрясений популяция реагирует снижением рождаемости – это нормально. В нашем случае снизился уровень доходов большинства граждан, существует неуверенность в завтрашнем дне, способности прокормить потомство. Поэтому меры по повышению рождаемости, принимаемые властями, будут с лихвой перекрыты иными факторами, имеющими негативную направленность: рождаемость снизится, а население России продолжит сокращаться», – рассказал он редакции «ФедералПресс».
С другой стороны, если будет найдена позитивная объединяющая идея, в которую поверят, то «русский крест» вымирания можно преодолеть. Но тогда все общество должно пройти переформатирование, в том числе и элиты. «К повышению рождаемости невозможно подходить с «животноводческой», механической точки зрения, – говорит руководитель мониторинго-экспертного центра «Группа 32» Роман Коломойцев. – Этот процесс обусловлен многими духовно-психологическими и социальными факторами».
Но и экономика в этом вопросе, разумеется, не на последнем месте. В этом плане важна закрепленная последними правительственными решениями материальная поддержка молодых семей, матерей-одиночек, увеличение и расширение функций «материнского капитала», а также снижение процента по ипотеке на приобретение жилья. «Все это, надеюсь, в немалой мере будет способствовать увеличению рождаемости. Но обязательно должно сопровождаться улучшением качества медицинского обслуживания детей от самого рождения и их матерей. А также созданием благоприятной и позитивной атмосферы в обществе вокруг самого института семьи с его нравственно-воспитательными задачами», – считает Коломойцев.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова