Энергетика
  1. Бизнес
  2. Энергетика
Энергетика
Россия
0

Магнит для инвесторов. Долю в проекте «Восток Ойл» покупает Trafigura

Добыча нефти
Освоение Таймыра имеет благоприятные перспективы для российской экономики

Совет директоров «Роснефти» одобрил сделку по продаже компании Trafigura 10 % акций проекта «Восток Ойл» с ресурсной базой 44 млрд баррелей. Эксперты высоко оценили сделку и рассказали о значении проекта для российской экономики и для будущего страны. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Совет директоров «Роснефти» одобрил сделку по продаже крупнейшей мировой нефтетрейдинговой компании Trafigura 10%-й доли в масштабном проекте «Восток Ойл». Подтвержденная ресурсная база проекта по жидким углеводородам составляет 6 млрд тонн (44 млрд баррелей), говорится в сообщении «Роснефти».

В свою очередь правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ предварительно согласовала осуществление сделки по приобретению компанией Trafigura доли в проекте.

«Решение принято в рамках поддержки правительственной комиссией планов ПАО “Нефтяная компания “Роснефть” по реализации проекта “Восток Ойл” для развития российской экономики и обеспечения стратегических интересов РФ по развитию Северного морского пути», – говорится в тексте комиссии.

«Участие в проекте одного из крупнейших мировых трейдеров – компании Trafigura – свидетельствует о том, что «Восток Ойл» с его колоссальной ресурсной базой и очевидными логистическими преимуществами– это будущее мировой энергетики, – отмечает старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов. – Возможность поставок по Северному морскому пути на европейские и азиатские рынки является важным конкурентным преимуществом, которое вызывает повышенный интерес у инвесторов. Реализация проекта может стать настоящей революцией на глобальном рынке углеводородов».

Что такое «Восток Ойл»

Не имеющий аналогов в мире проект включает в себя Ванкорский кластер (15 месторождений, крупнейшие из которых– Сузунское, Тагульское, Лодочное и Ванкорское месторождения), Западно-Иркинский участок («Роснефть»), Пайяхскую группу месторождений («Нефтегазхолдинг») и месторождения Восточно-Таймырского кластера. Нефть «Восток Ойла» обладает премиальными характеристиками, превосходящими ближневосточные показатели и эталонный Brent.

446f1de76e0e8bf30106181c9b0eeb07.jpeg

Аналитики инвестиционных банков видят большие перспективы проекта «Восток Ойл». В опубликованном ранее отчете Merrill Lynch аналитики называют одним из ключевых факторов развития российской компании именно реализацию этого проекта. «Создание новой нефтегазовой провинции на Таймыре обещает стать флагманским проектом не только для «Роснефти», но и для мировой нефтяной отрасли»,– отмечают эксперты.

Реализация проекта «Восток Ойл» обеспечит существенный мультипликативный эффект для всей российской экономики, дополнительно создаст десятки тысячвакансий для рабочих и обслуживающего персонала. В целом, как показывают расчеты специалистов Института прогнозирования Российской академии наук, проект создает дополнительные стимулы для локализации высокотехнологичного оборудования и обеспечивает прирост внутреннего спроса на продукцию различных отраслей, эквивалентную 2 % ВВП в год.

Потенциал поставок нефти на сырьевые рынки оценивается в 2024 году в 30 млн тонн, а к 2030 году – до 100 млн тонн. Президентом страны поставлена задача на ближайшие годы – обеспечить загрузку Северного морского пути, сделав его полноценной транспортной артерией с круглогодичной навигацией. Уникальное географическое положение проекта позволяет поставлять нефть по Северному морскому пути как на традиционные европейские рынки, так и на быстрорастущие азиатские. «Восток Ойл» обеспечит значительную долю грузопотока по арктической транспортной магистрали. Для доставки нефти будут использоваться танкеры ледового класса, эти суда уже строятся на первой в России судоверфи тяжелого гражданского судостроения «Звезда» (Большой Камень, Приморский край). Здесь уже размещен заказ на серию из 10 танкеров высокого ледового класса дедвейтом 120 тыс. т, адаптированных для работы на Северном морском пути. В целом в интересах проекта планируется построить 50 судов различных классов.

0b990e33188677ec3299243fa5f9b37c.jpeg

«Следует понимать, что близость таймырских месторождений к северным морям и строительство магистрального трубопровода до бухты Север полностью ориентируют проект на транспортировку сырья по Северному морскому пути, – утверждает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. – Этот вариант транспортировки, очевидно, дешевле и во многом надежнее, чем транспортировка по железной дороге или по системе магистральных трубопроводов «Транснефти» через весь континент».

Что новый проект даст российской экономике

Полномасштабное освоение месторождений на Таймыре будет иметь значительный мультипликативный эффект для национальной экономики, отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

«По оценкам компании KPMG, эффект от “арктических” инвестиций превысит 30 трлн рублей до 2038 года. Реализация проекта даст импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение», – говорит он.

Директор Центра политической информации Алексей Мухин напоминает, что добыча в рамках «Восток Ойл» – это не только буровые установки и промысловые объекты, это морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, автодороги, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса – сложная высокотехнологичная инфраструктура: «Инфраструктура, которая создается с нуля и обеспечит крупными заказами российскую промышленность. И все заказы для проекта выполнять будут именно российские производители».

393223883cd41d30593ae53009d20c16.jpeg

Стоит добавить, что для освоения Ванкорского кластера потребуютсятысячи единиц новой техники. Уже достигнута договоренность с ПАО «КамАЗ» о поставке транспорта и спецтехники. На начальном этапе необходимо до 2,5 тыс. единиц техники. В дальнейшем потребность может вырасти до 6 тыс. единиц. В рамках проекта «Восток Ойл» предстоит пробурить более 20 тыс. добывающих и нагнетательных скважин, поэтому особое внимание здесь уделили выбору буровых комплексов. Компания планирует заключение долгосрочного контракта на поставку 100 единиц буровых установок, спроектированных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера.

Серьезный вызов проект ставит перед энергетиками: для обеспечения его энергопотребностей «Роснефть» заключила соглашение с «Интер РАО» на проектирование и строительство энергетической инфраструктуры, включающей в себя энергоцентры общей мощностью 2,5 ГВт, а также более 3,5 тыс. км линий электропередач. Для энергоснабжения «Восток Ойла» «Роснефть» рассматривает возможность использования как попутного газа, так и ветрогенерации. По словам Сергея Суверова, север Красноярского края – это уникальное место с точки зрения перспектив развития ветрогенерации в РФ. Он сопоставим с такими регионами, как север Англии или север Дании. Использование ветрогенерации может быть экономически эффективно, следовательно, это одно из основных направлений энергоснабжения проекта.

Вклад проекта в будущее страны

По словам старшего аналитика WMT-Consult Валерия Андрианова, «с экологической точки зрения «Восток Ойл» станет проектом нового поколения. Новейшее буровое оборудование позволит минимизировать воздействие на окружающую среду. В проекте будут учтены самые жесткие экологические требования. Главным приоритетом реализации «Восток Ойла» является сохранение хрупкой природы региона. В общей сложности удельная интенсивность выбросов в период работы проекта составит порядка 12 кг СО2 на баррель добычи. Это очень хороший показатель, ведь, по данным WoodMackenzie, данный показатель по новым месторождениям составляет порядка 50 кг».

728b07787cf81c784863ac497169d01b.jpeg

Константин Макиенко напоминает, что в свое время, когда в Западной Сибири начиналась разработка гигантских нефтегазовых месторождений, этот регион считался крайне сложным, потребовал серьезных инвестиций, но тем не менее был освоен:«И, откровенно говоря, страна до сих пор живет на тех самых инвестициях, которые были сделаны в шестидесятые-семидесятые годы, во время освоения Западной Сибири. Точно таким же образом, сейчас инвестируя в таймырские месторождения, мы обеспечиваем будущее страны, может быть, на пятьдесят-шестьдесят, а то и сто лет вперед. Потому что это достояние, которое будет востребовано не только в России, но и во всем мире. Потому что, на самом деле, запасы углеводородов истощаются, при этом, несмотря на развитие «зеленой энергетики» и возобновляемых источников, вся мировая экономика еще долго будет нуждаться в углеводородном сырье. Так что проект «Восток Ойл» необычайно важен с этой точки зрения».

Инвесторы позитивно отреагировали на сообщение о вхождении в проект «Восток Ойл» зарубежного партнера. Акции «Роснефти» на Московской бирже растут на новостях о сделке на 4,23 %, до 457,4 руб. за бумагу, свидетельствуют данные площадки на 14:00 мск.

Фото: ПАО «НК «Роснефть», «ФедералПресс»

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Компании
Роснефть
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1