В Челябинской области утвердили программу экономического развития до 2025 года. На развитие экономики Южного Урала власти намерены потратить почти 5 млрд рублей. Проект стартует с 1 января 2021 года. Какие сферы получат свою долю от общего пирога – разбирался «ФедералПресс».
Экспорт, медицина и внутренний туризм
Постановление правительства об утверждении госпрограммы Южного Урала «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области» было подписано 12 ноября. В ней отмечены основные направления, на которые пойдут финансовые потоки. Ими стали малое и среднее предпринимательство, инвестиционная деятельность, экономика моногородов и агломераций, туризм и экспорт.
Всего в программе шесть подпрограмм, на которые планируется выделить средства из федерального и областного бюджета. Причем 3,5 млрд рублей должен будет предоставить регион, а 1,5 млрд – федеральный центр. Большая часть средств будет потрачена в первые два года, на каждый из них выделено более 1 млрд. Затем суммы пойдут на уменьшение.
Если говорить о распределении по направлениям, то большую часть планируют направить на диверсификацию экспорта и развитие межрегиональных связей. Это 1,9 млрд рублей и почти 40 % от всего объема ассигнований госпрограммы. Впрочем, и результат должен быть немаленьким: экспорт областные власти намерены увеличить до 33,1 млрд долларов США. Причем темп роста экспорта услуг должен составить 200 % к уровню 2016 года, также как и темп роста несырьевого неэнергетического экспорта.
«Внешнеторговый оборот Челябинской области в 2019 году составил 7332,3 млн долларов США. В товарной структуре экспорта приоритетным остается экспорт черных и цветных металлов (78,9 % от общего объема экспорта региона), экспорт продукции машиностроения (9,1 %)», – указано в документе.
Чтобы изменить ситуацию в экспорте, областные власти намерены привлечь ранее не занимавшиеся этим компании. Запланировано обучение их сотрудников и другие мероприятия. Развитие направления предприниматели и эксперты оценивают позитивно, считая, что пора перестать быть территорией первого передела. В качестве варианта со своей стороны они предлагают вкладываться в развитие медицинского кластера.
«У нас традиционно очень ярко представлена частная система здравоохранения, государственная система здравоохранения. Там много высоких технологий, много инвестиционно привлекательных ниш. Начиная от сложнейших хирургических методик лечения и заканчивая реабилитационными рекреационными ресурсами. Они прямо стыкуются с различными программами по поддержке внутреннего туризма», – рассказал «ФедералПресс» Алексей Ларин, председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области по развитию экономики и правовым инициативам.
Рассуждая о программе экономического развития области, эксперт отмечает, что в ней указаны направления, которые выделялись на основании работы минэкономразвития и регионального правительства. На них же всегда указывали и предпринимательские сообщества. И бизнесу нужно, чтобы эти программные вещи реализовывались динамично.
Что касается поддержки внутреннего туризма, о которой говорил эксперт, то программа предполагает, что в эту сферу будет направлено 207,031 млн рублей. Средства пойдут на развитие въездного и внутреннего туризма. В этой отрасли сейчас существует ряд нерешенных проблем.
В документе в перечислительном порядке указываются основные их них. Это неразвитая инфраструктура туризма, высокая стоимость проживания и туристского обслуживания, отсутствие готовых инвестиционных площадок, дефицит квалифицированных кадров и другие. В числе прочих названы административные барьеры. Кстати, этот фактор мешает развитию и других направлений.
«Сейчас, в том числе из-за ковида, мы замечаем серьезный отскок назад на пути уменьшения влияния административного барьера. Предпринимателей штрафуют и проверяют по мероприятиям, связанным с ковидом. С одной стороны, это правильно. Но с другой – мы видим серьезные перекосы. Это тоже потом станет минусом баллов в рейтинге, к вопросу о реализации программы», – говорит Алексей Ларин.
Примечательно, что в программе практически не уделено внимания воздействию пандемии на экономику региона и на меры в 2021 году. Зато прописано, что «эффективное функционирование системы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономических процессов особенно актуально в период замедления динамики экономического развития, связанного в том числе с распространением новой коронавирусной инфекции».
Вопрос развития моногородов
Отдельной подпрограммой выведена работа с моногородами и развитием городских агломераций. Оказание государственной поддержки моногородам происходит на федеральном уровне с помощью различных инструментов, поэтому в экономическом развитии Челябинской области бюджетных ассигнований на это не выделено. Указано, что результатами должны стать одна вновь созданная городская агломерация, один объект инфраструктуры, создаваемый для реализации новых инвестиционных проектов, и 16 разработанных прогнозов экономического развития моногородов.
При этом среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий в моногородах должна достигнуть уровня в 40 тысяч рублей, а уровень регистрируемой безработицы составить 1,8 %.
«Развитие моногородов – это решение множества социальных проблем. В том числе это наши закрытые территории, которые финансировались по линии «Росатома», например. Как итог – там очень мало развит бизнес. Когда все поставлено под контроль государства, частная инициатива всегда требует серьезного стимулирования», – считает Ларин.
МСБ
Серьезное стимулирование в областной госпрограмме заложено в подпрограмму «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». Это 1,5 млрд рублей и почти треть от всего заложенного бюджета ассигнований. В этой сфере должны улучшиться условия ведения предпринимательской деятельности и расшириться доступ к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию.
«Вопросы развития экономики – это стоимость заемных средств. Но напрямую программа на это повлиять не может. Она может способствовать. Банкам не прикажешь давать деньги под низкий процент. Но в то же время косвенные, новые механизмы там отмечены. И мы бы ратовали, чтобы они не только программными такими находились, но и действительно развивались», – надеется эксперт.
Инвестиции
Еще 850,783 млн рублей будет направлено на инвестиционное развитие Южного Урала. Областные власти намерены выстраивать бренд инвестиционной привлекательности региона и вводить льготные налоговые режимы. Особняком здесь стоит государственно-частное партнерство (ГЧП). Как отметил собеседник «ФедералПресс», вопрос о его развитии поднимается многие годы.
«Законодательство предоставило инструментарии, но государство с очень большим опасением пускает частных инвесторов. И порой целый ряд проектов ГЧП был заморожен. А ведь это серьезная экономия средств для государства. Для решения, в том числе, социально значимых задач», – считает Алексей Ларин. По его словам, способы развития в эту программу заложены, и эти механизмы тоже нужно активно задействовать.
Также в программе экономического развития заложены средства на обеспечение реализации самой государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области». Сумма – 506,196 млн рублей. Здесь всего два ожидаемых результата: один из них – обеспечение органов государственной власти информационными статистическими материалами с учетом периодичности и тиража 11 650 единиц.
В целом стратегический документ расписан на 140 страниц, включая шесть подпрограмм: «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Инвестиционное развитие и улучшение инвестиционного климата», «Диверсификация экспорта и развитие межрегиональных связей», «Диверсификация экономики моногородов и развитие городских агломераций», «Развитие внутреннего и въездного туризма» и «Обеспечение реализации государственной программы Челябинской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области».
В результате ее реализации среднемесячная зарплата южноуральцев должна вырасти к уровню 2016 года, на 125,6 %, а реальные доходы населения (к уровню 2015 года) – на 95,5 %.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова